Основания построения системы права.
Существует несколько подходов к основанию построения системы права. Одним из них признается традиционный. В своей основе он предполагает в качестве основания построения системы права предмет и метод правового регулирования.
Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли.
Отвергнув деление права на частное публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти собственные, свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий.
В ходе первой такой дискуссии, прошедшей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий - особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись:
- государственное право как основное звено системы;
- материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.);
- процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль - судебное право).
Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования выделять дополнительный критерий - метод правового регулирования.
Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как о критериях деления права на отрасли.
Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:
а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий действий людей;
б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля над ними;
в) существует объективная потребность в их урегулировании.
Особенности метода правового регулирования характеризуют:
а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и т.д.);
б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;
в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).
Самостоятельность субъекта гражданско-правовых отношений: субъект сам несет ответственность по своим обязательствам, отвечает по ним, возмещает ущерб, причиненный его неправомерными действиями другой стороне, а также упущенную выгоду.
Также выделяются следующие основания построения системы права:
1.Система права необходима для правотворческих целей
2.Система права позволяет увидеть роль правового механизма в обществе, его соответствие требованиям государства.
3.Система права облегчает правоприменительную практику.
Совершенная система права позволяет сосредоточить правовые нормы в определенном порядке, а также использовать технические средства для облегчения правоприменительной деятельности.
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Основные отрасли права РБ.
Система права РБ- это его деление на отрасли права.
Отрасль права- совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизнедеятельности общества.
Все отрасли права различаются по предмету своего регулирования, т.е. по определенной системе общественных отношений.
Система отраслей права:
1. Ведущей отраслью права - конституционное право регулирует основы государственного устройства страны, закрепляет основные права и обязанности граждан, определяет порядок формирования и деятельности органов власти и управления, устанавливает систему правосудия. (Конституция РБ и другие акты законодательства).
2. Административное право - регулируются отношения, возникающие между органами управления, а также отношения между органами управления и гражданами. (Кодекс РБ об административных правонарушениях", Закон РБ "О милиции" и другие акты законодательства).
3. Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отношения собственности, договоры и обязательства в гражданском обороте и др. (Гражданский кодекс РБ и др. нормативные правовые акты).
4. Трудовое право - отношения между работниками и нанимателями. (Трудовой кодекс РБ и другие нормативные правовые акты).
5. Семейное право - регулирует неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки, принятие детей на воспитание в семью и др. (Кодекс РБ о браке и семье другие нормативные правовые акты).
6. Уголовное право - устанавливает, какие деяния людей являются преступлениями и каким наказаниям подвергаются лица, их совершившие. (Уголовный кодекс РБ, другие нормативные правовые акты).
7. Финансовое право - регулирует отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных средств. (Банковский кодекс РБ, Налоговый кодекс РБ и другие нормативные правовые акты).
8. Процессуальное право - подразделяется на уголовный процесс, гражданский процесс, хозяйственный процесс.