Понятие системы права, ее структура.
Понятие системы права, ее структура.
Система права –это внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Основная цель этого понятия– объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты. Система права – это объективное явление, т.к. определяется сложившимися общественными отношениями; обусловлена национальными, историческими, культурными факторами; это целостное образование, а не простая совокупность элементов, обладает конкретными свойствами, связями, внутренней структурой.
Юридическая нормаесть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, а для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
Институт права –это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Отрасль правапредставляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.
Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовыватьподотрасль– промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовомопосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод носит по отношению к предмету дополнительный характер.
Основные отрасли права РБ.
Система права РБ- это его деление на отрасли права.
Отрасль права- совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизнедеятельности общества.
Все отрасли права различаются по предмету своего регулирования, т.е. по определенной системе общественных отношений.
Система отраслей права:
1. Ведущей отраслью права - конституционное право регулирует основы государственного устройства страны, закрепляет основные права и обязанности граждан, определяет порядок формирования и деятельности органов власти и управления, устанавливает систему правосудия. (Конституция РБ и другие акты законодательства).
2. Административное право - регулируются отношения, возникающие между органами управления, а также отношения между органами управления и гражданами. (Кодекс РБ об административных правонарушениях", Закон РБ "О милиции" и другие акты законодательства).
3. Гражданское право - регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, отношения собственности, договоры и обязательства в гражданском обороте и др. (Гражданский кодекс РБ и др. нормативные правовые акты).
4. Трудовое право - отношения между работниками и нанимателями. (Трудовой кодекс РБ и другие нормативные правовые акты).
5. Семейное право - регулирует неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, родства, усыновления, опеки, принятие детей на воспитание в семью и др. (Кодекс РБ о браке и семье другие нормативные правовые акты).
6. Уголовное право - устанавливает, какие деяния людей являются преступлениями и каким наказаниям подвергаются лица, их совершившие. (Уголовный кодекс РБ, другие нормативные правовые акты).
7. Финансовое право - регулирует отношения в сфере аккумуляции, распределения и использования государственных денежных средств. (Банковский кодекс РБ, Налоговый кодекс РБ и другие нормативные правовые акты).
8. Процессуальное право - подразделяется на уголовный процесс, гражданский процесс, хозяйственный процесс.
Функции правосознания
- Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
- Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
- Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
- Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.
Структура правосознания:
Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе.
Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями.
Третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.
Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности
Обыденное правосознание — правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой.
Теоретическое (научное) правосознание — формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
Профессиональное правосознание — это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.
Виды правосознания
- Индивидуальное — личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
- Групповое — отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
- Корпоративное — правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
- Массовое — правосознание обширных масс людей.
- Общественное — отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).
Правовая культура.
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия непосредственно самой правовой культуры, нужно выяснить, что представляет собой культура вообще.
Существует, как известно, множество разноречивых определений; на сегодняшний день в отечественной литературе их насчитывается более 400 Довольно часто употребляются такие словосочетания, как культура речи, культура общения, физическая культура, правовая культура и др. В чём же причина такого многообразия трактовок? В том, что культура многоаспектна, многогранна, это свойство культуры вызвало необходимость изучения её представителями различных наук (философия, социология, правоведение и др.), а каждый исследователь культуры имеет свой подход к культуре и рассматривает более конкретно ту или иную её грань, сторону.
Термин “культура” (от латинского cultura - возделывание, выращивание, обрабатывание) первоначально обозначал функцию, связанную с приобретением знаний, накоплению опыта, а в средние века появляется понятие духовная, умственная культура. Вот некоторые из множества определений культуры: культура - то, что слагается из знаний, верований, законов, нравственных норм и привычек, обычаев, различных способностей и привычек, усвоенных человеком как членом определённой социальной общности; культура - это не биологические аспекты поведения человеческого вида, включающие речь, изготовление орудий, возросшую пластичность поведения, способность к символическому мышлению и самовыражению с помощью символов; культура - это особо регулируемый механизм общества, средство его адаптации к среде обитания и др. В общем, в одном определении вся суть понятия “культура” выражена быть не может. Культуру можно рассматривать с трёх разных точек зрения:
1) анторопологической, т.е культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от природных;
2) социологической, т.е. культура - это сумма духовных ценностей; культура - компонент общественной жизни;
3) философской, т.е. культура рассматривается среди явлений, не связанных с общественным развитием и выделяемых чисто аналитически.
Всё выше сказанное помогает определить, что правовая культура - весьма ёмкая по своему содержанию социальная категория. В специальной юридической литературе встречаются различные её определения. Е. В. Аграновская определяет правовую культуру как “элемент общей культуры общества, представляющий специфический способ человеческого существования в правовой сфере: способы правового регулирования отношений, формы взаимодействия субъектов общественных отношений, их социальное отношение к явлениям правового порядка.” Т.А. Артеменко считает, что правовая культура - “это не просто отношение к праву (правосознанию), а, прежде всего уважение правовых норм и принципов.” Следовательно, не каждому человеку, обладающему правосознанием, присуща правовая культура. Отсюда, по мнению И.Г. Смолиной правовая культура - «это глубокое знание и понимание права, высокосознательное исполнение его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности (это единство правовых знаний, оценок и поведения)». Ещё в одном из определений правовая культура определяется как качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества.
Применение права.
Применение Права - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания Применение Права сводится к следующему.
Во-первых, Применение Права в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами.
Во-вторых, правоприменение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что актыиздаваемые в процессе правоприменения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение.
В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Под оперативно-исполнительной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний правовых норм.позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома.
В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в законе порядком. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова.
В-пятых, правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности:
а) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц;
в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта);
г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц.
В-шестых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. На данной, завершающей стадии правоприменительного процесса вырабатываются и оформляются юридические последствия применения нормы права к конкретному случаю или лицу. В актах применения норм права, или индивидуальных актах, как их нередко называют, независимо от того, являются ли они решениями судебных органов или актами административных органов или должностных лиц, всегда усматривается авторитет и сила государства. Основные требования, предъявляемые к актам Применение Права, заключаются в томчтобы они:
а)строго соответствовали нормативно-правовым актам, на основе которых создаются;
б) издавались в пределах компетенции;
в) содержали всестороннюю мотивировку;
г) имели все необходимые реквизиты. Марченко М.Н.
Толкование правовых норм.
Толкование норм права —это деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм. В процессе толкования устанавливаются условия действия нормы, юридические права и обязанности участников правоотношений, а также меры юридической ответственности за нарушение предписаний нормы права.
В юридической науке и практике аналогично употребляется термин "толкование права (или закона)". С одной стороны, он означает определенную интеллектуальную деятельность по установлению настоящего содержания норм права с целью их реализации .С другой стороны, под толкованием понимается результат умственного процесса , который фиксируется в совокупности языковых высказываний , которые отображают содержание норм права .
Некоторые ученые, например, А.С. Пиголкин ,А.С. Шабуров , считают, что толкование права содержит в себе два самостоятельных компонента :уяснение-процесс понимания ,осознания содержания норм –и разъяснение – объяснение , доведение усвоенного содержания до других . [4]. Другие исследователи рассматривают проблему толкования как единую и нераздельную. Они считают ,что “ размежевание выяснения содержания правовых норм и его разъяснение оправданно лишь в методических целях”.
Органы, которые осуществляют толкование правовых актов имеют право только толковать нормы. Например: Конституционный Суд имеет право только толковать нормы Закон не может модифицировать конституционную норму ни нормативным ,ни казуальным толкованием. Критерий тут один: Конституционный судья не может вносить ничего нового в норму, которая им толкуется, иначе он превращается в законодателя, а это не является функцией единого органа конституционной юрисдикции.
Проблемы в праве.
Под пробелом в праве обычно понимается полное либо частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.
Всякая система права является в той или другой степени пробельной. Во всех правовых системах теоретически и практически актуально изучение возможностей в решении проблемы уже нет ни одной сколько-нибудь развитой страны, в которой не функционировало бы позитивное право, в которой не было бы актов, исходящих от законодательных органов. Другой вопрос, что острота проблемы может сниматься объявлением, например, закона пустым звуком, пустым сосудом, который еще следует наполнить правом, и т. д.
Для законодателя всегда актуально отыскать, выявить уловить право в жизни и сделать вывод, покрывает ли законодательство выявленное право или же в нем наличествует пробел и следует принимать незамедлительные меры по принятию необходимых законодательных актов.
Конкретные шаги законодателей, правоприменителей и других субъектов правового общения будут зависеть от их полномочий. Последние же следует поставить в связь с тем, что считать пробелом в праве, какая разновидность пробела имеет место в конкретном случае, каковы причины его появления.
В практических шагах по преодолению пробелов в праве во избежание произвольных решений недопустимо смешение пробела с "ошибкой в праве". Несмотря на то, что в некотором отношении они могут совпасть, правоприметелю не позволено заниматься исправлением права. Он должен следовать ему вплоть до изменения правового регулирования в установленном законом порядке
Причинами возникновения пробелов в праве могут быть отставание законодательства от развития жизни, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и другие.
Пробел означает «брешь» в нормативной системе, отсутствие в ней нормативных установлений относительно тех или иных жизненных обстоятельств, которые находятся в сфере правового регулирования. Он порождается разными причинами:
1) неполным или неточным изложением нормативных правовых предписаний;
2) несовершенством законов и недостатками юридической и правотворческой техники;
3) высокой динамичностью самих общественных отношений.
4) относительной «консервативностью» права по сравнению с более активной динамикой общественных отношений;
5) бесконечным разнообразием реальной жизни;
6) появлением новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.
Пробел отличается от ошибки, когда данные фактические отношения урегулированы, но в силу изменившихся условий времени, в силу новых потребностей и интересов правовое регулирование оказывается неправильным. Пробел в праве есть всегда молчание права. Правовые последствия не наступают в случаях квалифицированного молчания. Если законодатель не проявил положительной воли на их регулирование, это вовсе не означает, что он проявил отрицательную волю.
Таким образом, пробел в праве – несовершенство права, отсутствие реального содержания, которое должно являться необходимым его компонентом. Некоторые видят в праве и намеренные пробелы, что значит - законодатель сознательно оставил вопрос, находящийся в поле его зрения, открытым с целью предоставить его решение течению времени или отдавал его на усмотрение практики. Необходима теоретическая разработка оснований оставления законодателем тех или иных вопросов без внимания.
Пробелы имеются даже в федеральном законодательстве. Очевидно, что всеобъемлющей полноты правового регулирования достигнуть крайне сложно. Как ни мудр и оперативен законодатель, жизнь идет вперед, возникают новые потребности и сферы отношений.
Пробел должен восполняться правотворческим органом путем издания нового нормативного правового акта. Однако пробел не освобождает правоприменителя от необходимости разрешить возникший юридический вопрос, принять по нему индивидуальное правовое предписание.
Понятие системы права, ее структура.
Система права –это внутреннее строение права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм.
Основная цель этого понятия– объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты. Система права – это объективное явление, т.к. определяется сложившимися общественными отношениями; обусловлена национальными, историческими, культурными факторами; это целостное образование, а не простая совокупность элементов, обладает конкретными свойствами, связями, внутренней структурой.
Юридическая нормаесть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Норма права самостоятельно регулирует какую-то одну сторону общественного отношения, а для правового регламентирования отношения в целом зачастую требуется взаимодействие комплекса норм (материальных, процессуальных, дефинитивных, оперативных).
Институт права –это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми.
Отрасль правапредставляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.
Родственные институты, входящие в одну отрасль, могут образовыватьподотрасль– промежуточную совокупность норм между правовым институтом и отраслью.
Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовомопосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен – трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др.
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом.
Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод – на вопрос, как регулирует. Метод носит по отношению к предмету дополнительный характер.