Место и роль ОТП в системе общ.и юр. наук

Место и роль ОТП в системе общ.и юр. наук

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми

Общ. власть и соц нормы в первобытном обществе.

Государство возникло в 5-6 тыс.лет назад. До этого существовало первобытнообщинное общество, в котором была другая организация власти.

Суть организации власти состояла в том, что высшим органом власти являлась родовая община, то есть решение принималось коллегиально, всеми членами общины. Следовательно община управлялась сообща. Выбирались старейшины, которые осуществляли текущее управление, а важные вопросы решал совет.

В первобытном обществе средства производства были развиты невысоко и люди могли существовать только сообща, общие были интересы, что означает, что на собрании все могли придти к соглашению.

Властью в первобытном обществе было население.

Социальные нормы – это нормы, регулирующие отношения между людьми. В первобытном обществе ими были обычаи. Обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей при родоплеменной организации общества. Обычаи – не писанные нормы, и выполнялись в силу привычки, существовали в сознании людей, выражали интересы всех членов рода, складывались в процессе длительного применения, были мононормами (нераздельность прав и обязанностей) и обеспечивались общественным мнением и принуждением.

Понятие, признаки и coц. назнач. Гос

Государство – это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающая посредством правовых предписаний интересы господствующих классов. По мере сглаживания классовых противоречий, осуществляющее на правовой основе все более широкие общесоциальные функции.

Признаки:

1. Наличие особой публичной власти – то есть возникновение спец.структур, которые занимаются только управлением.

2. Территориальное деление населения – независимо от принадлежности к роду или племени. Если человек живет на территории определенного государства, то обязан ему подчиняться.

3. Функция правотворчества и правоприменения – только у государства.

Наиболее важные – первые два признака. Есть еще и другие признаки – суверенитет, налоги.

Раскрыть сущность, значит выявить главное, что определяет его объективное существование в обществе, и почему общество не может существовать без государства. Существует два похода:

1. Сущность государства рассматривается с классовых позиций, как орудие господствующего класса. Государство – это единственная организация политической власти, управления обществом. Это присуще рабовладельческому, феодальному и буржуазному обществу.

2. В современный период сущность государства заключается в урегулировании, примирении классовых противоречий, выражающих интересы всего общества. Демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать, как государство социального компромисса.

Полит-правовой режим

Политико-правовой режим — это совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.Политико-правовой режим охватывает деятельность не только государства, но и всех других элементов политической системы общества. Политико-правовой режим включает в себя как методы государственного властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов и т.д.). ППР: 1 демократический (демократия – власть народа), 2. антидемократический. Характерные черты демократического режима:

1. Провозглашаются и реально обеспечиваются права свободы человека и гражданина.

2. Решения принимаются большинством с учетом меньшинства.

3. предполагается существование правового государства и гражданского общества.

4. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчетность избирателю.

5. Предоставление свободы личности в сфере экономической деятельности.

6. политический плюрализм (многопартийность).

7. силовые структуры (армия, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества.

8. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (Правительство) и судебную.

Антидемократический режим (фашистский, военный, тиранический, деспотический):

Тоталитарный: 1. Гос стремится к всеобщему господству над всеми сферами общественной жизни;

2. монопольный гос контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни граждан.

3. доминирующим методом управления становится террор, насилие, принуждение.

4. господство одной политической партии.

5. права и свобода человека и гражданина носят формальный характер.

6. Низкий экономический уровень жизни народа.

Авторитарный – как компромисс между тоталитарным и демократическим. Хар: 1. В центре и на местах происходит концентрация в рамках одного и нескольких органов, но народ от власти отстранен; 2. Игнорируется принцип разделения властей; 3. Роль представительных органов (парламент) ограничена, хотя они могут и существовать; 4. В качестве методов гос управления доминируют командные и административные методы. 5. Сохраняется ограниченная цензура. 6. Существует частичный плюрализм. 7. Права и свободы граждан провозглашаются, но реально не обеспечиваются.

Военный режим основан на власти военной элиты и устанавливается, как правило, в результате военного переворота (Турция). В.р.: осуществляет власть коллегиально, либо единолично; армия превращается в господствующую соц. политическую силу, реализует внутренние и внешние функции гос.

Демократический режим в устройстве гос наиболее адекватен тем задачам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, кризисами, противоречиями.

14 Функции государства: понятие, классификация, содержание.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению важных задач, стоящих перед ним на определенном историческом этапе развития общества.

В зависимости от сферы общественной жизни их делят на:

- Внутренние: экономическая (выработка государством стратегических направлений экономического развития страны), налогообложения (выявление и учет государством доходов производителей), социальная (обеспечивает социальную защищенность населения), охрана конституционных прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка, экологическая (установление режима природопользования), культурная (поддержка, развития культурной сферы) и так далее.

- Внешние: обеспечение обороноспособности (защита суверенитета и территориальной целостности), взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, участие в обеспечении мира и коллективной безопасности стран мирового сообщества.

В зависимости от продолжительности действия:

- Постоянные – осуществляются на всех этапах развития общества.

- Временные – прекращают свое действие с решением определенных задач.

Классификация функций, не зависимо от типа и содержания деятельности государства:

- Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики.

- Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия.

- Социальная – охрана прав и свобод населения или его части, поддержание необходимого жизненного уровня населения.

- Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, развития науки, культуры.

15 Понятие и назначение аппарата (механизма) государства, принципы его организации и деятельности.

Механизм государства – это целостная, иерархическая система государственных органов, учреждений, организаций, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Главное содержание деятельности механизма государства, всех его подразделений составляет управленческая, организационная работа, обеспечивающая организованность и эффективное функционирование всех сфер общественной жизни. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, под которыми понимаются отправные положения, начала, основополагающие идеи, в соответствии с которыми осуществляются его организация и деятельность. К ним относятся:

1. Принцип демократизма, предполагающий широкое участие граждан в формировании и деятельности государственных органов.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, позволяющий предотвращать произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

3. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, обеспечивающий информирование населения о содержании работы любых государственных органов.

4. Принцип законности, правовых начал в деятельности механизма государства.

5. Принцип высокого профессионализма и компетентности государственных служащих, их способности на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах граждан страны

Теория разделения властей.

Разделе́ние власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё

В современном мире разделение властей – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем

Основные положения теории разделения властей следующие:

разделение властей закрепляется конституцией;

согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

Законодательная власть – это ветвь государственной власти, которая от имени народа и в его интересах принимает законы, назначает и осуществляет контроль за правительством и другими органами государства в соответствии с основным законом государства.

Исполнительная власть–представляет собой систему исполнительных и распорядительных органов, действующих в строгомсоответствии с законами, принимаемыми парламентом.

Судебная власть – это относительно независимая ветвь, действующая на основании законов, утверждающая справедливость, отменяющая неправовые нормы, разрешая конфликты в особой, только ей присущей специфической форме – судебном заседании.

Теория разделения властей в государстве призвана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом – любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой – постоянная общественная реальность.

Формы (источники) права.

Формы (источники) права – это способы объективаций (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Выделяют следующие источники права:

1. Правовые обычаи – это исторически сложившиеся и вошедшие в привычку правила поведения людей при родоплеменной организации общества. Они исполнялись добровольно и являлись мононормами (нераздельность прав и обязанностей). Например, законы XII таблиц, Русская, Саллическая правды.

2. Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы.

3. Юридический прецедент – решение государственного органа, по конкретному юридическому делу, которому придано значение общей нормы. Бывают судебные, административные.

4. Юридические доктрины – например, доктрины Прокула, Гая, Ульпиана, Помпония, Модестина имели в древнем обществе силу права.

5. Нормативные договоры – соглашения между различными субъектами права, в которых содержатся правовые нормы.

6. Религиозные (священные) писания. Например, Коран, законы Шариата.

Виды правовых норм.

В зависимости от отрасли права: нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, уголовно-правовые нормы

В зависимости от их функциональных особенностей отрасли права подразделяются на:

- нормы материального права – закрепляют права и обязанности субъектов права у

- нормы процессуального права – регулируют порядок разрешения

дел, т.е. порядок реализации норм материального права.

По их назначению правовые нормы подразделяются на:

- РЕГУЛЯТИВНЫЕ /правоустановительные/ относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав возложения на них обязанностей.

- ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических мер защиты субъектов прав.

По форме предписания или способам воздействия делятся на:

- обязывающие, – управомачивающие, – запрещающие, Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанностей, установление запрета или предоставление права. По времени действия могут быть: ВРЕМЕННЫЕ /на время стихийного бедствия/, ПОСТОЯННЫЕ нормы с неопределенным сроком действия, т.е. действующие до их официальной отмены, а также нормы с ОБРАТНОЙ силой.

По месту действия можно выделить:

- ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕГО ГОСУДАРСТВА

- ДЕЙОТВУИЩИЗ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

- ЛОКАЛЬНЫЕ нормы, т.е. нормы, действующие на определенном предприятии, в организации /например, правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии /,

По кругу лиц бывают:

- ОБЩИЕ нормы распространяются на всех граждан, независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определенной социальной группе. К таким нормам относятся нормы, содержащиеся, например, в законах о гражданстве, о выборах,

- СПЕЦИАЛЬНИЕ нормы распространяются только на определенный круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, принадлежности к определенной социальной группе, возрасту, состоянию здоровья (продолжительность рабочего дня от 14 до 16 лет не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не более 36 часов.

Виды нормативных актов.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы, акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосудартсвенных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.

В нем содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов, который действует постоянно до его отмены.

Нормативно правовые акты подразделяют по юридической силе на законы и подзаконные акты.

По источнику формирования на акты референдума, акты издаваемые, или санкционируемые государством.

По сфере действия – акты внешнего действия, акты внутреннего действия.

Виды НПА: Конституция Республики Беларусь, Программный закон, Кодекс, Закон, Декрет, Указ, Постановления палат парламента, Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики, Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики, Регламент, Инструкция, Правила, Устав (Положение), Приказ, Решения органов местного управления и самоуправления.

Место и роль ОТП в системе общ.и юр. наук

Все науки принято разделять на три вида – общественные, технические и естественные. Теория государства и права относится к общественным наукам. Общественные науки изучают закономерности формирования, функционирования и развития человеческого общества.

Все общественные науки исследуя свои явления не могут обойти институт государства и права, однако они затрачивают только свою область наряду с другими общественными явлениями. ТГП использует данные, выработанные другими науками, в качестве исходных категорий и обобщает все, что связано с государством и правом и дает методологические знания, то есть она является обобщающей и фундаментальной наукой.

Юридические науки делятся на:

- Фундаментальные (ВИГП, ТГП, история политических и правовых учений, История политических и правовых учений Беларуси).

- Отраслевые (уголовное право, конституционное право, административное и др.)

- Прикладные (криминалистика, судебная медицина, спец.техника)

- Международно-правовые юридические науки (не все ученые выделяют в отдельный вид). Например. Международное право.

ТГП – является обобщательной наукой. Она служит базой для общих юридических знаний, она вырабатывает и обобщает унифицированные для правоведения понятия, которые являются относительно устойчивыми

Наши рекомендации