Причины и пути возн-я гос и пр.

Роль ОТП

вводит в курс правоведения, различает основные понятия и проблемы, созд-т базу юр. мировоззрения, закладывает фундамент юр. культуры разрабатывает многие проблемы, специфичные для всего п/ведения (элементы нормы права, юр. отв-ть, реал-ция права) выполняет важную методологическую и идеологическую роль, оказ-т информационное и информационо-мотивационное воздействие.

Роль проявляется в функциях:

Аналитическая: исследованеи з/д-ва, гос. явлений с т. зрения их смысла и содержания

Прогнозтическая: позволяет прогнозировать будущее развитие г-ва.

Мировоззренческая: ОТП формирует мировоззрение, пр. культуру, опред-ое отн-ие к праву , закону , Г.

Идеологическая.

ФункцииОТП: 4. Прогнастическая.

1 Идеологическая, 5. Познавательная.

2. Мировозренческая, 6. Воспитательная.

3. Аналитическая. 7. Прикладная.

Содержание пон-я правовое гос-во,его признаки.

Высшим этапом гос-ти выступает прав-е гос-во. Это оценка государства с точки зрения неотъемлемых прав человека

Правовое государство - это форма осущ-ия народовластия, по­литическая орган-ия граждан, функ-ая на основе правовых за­конов.( некоторые авторы- на основе верх-ва права , некот-е на основе верх-ва закона) Пон идет от Салона, Аристотеля, Плотона, расцвет в нов время в период бурж револ-й Больш-о авторов в качестве критерия правового закона выделяют:- соответствие интересам больш-тва нас-ия, правовому прогрессу; - общую волю (народный суверенитет); - соответствие правовому идеалу, справед-ти, гуманизму, добру. признаками правового гос-ва являются:- господство правового закона; - незыблемость свободы личностей, ее правовая зашита; - взаимная ответственность государства и личности; - разделение гос-ых влас., система сдержек и противовесов; - наличие развитого граж-го общ-ва; - реальное обеспечение прав и свобод граждан. -высокий уровень правосознания и прав культ.- пол-ий и идеол-ий плюролизм Идея проходит долгий путь от античных мыслителей, через эпоху Воз­рождения, нового и новейшего времени к современности. Сейчас это право­вой идеал практически всех развитых государств мира построение социаль­ного правового государства опр-о в качестве приорететного направле­ния в Конституции РБ-РесБел-это социально правовое дем-е унит-е гос . Это цель, но не результат. Проблемами явл-ся создание развитой иногоукладной эконом-и, осущ-ия на практике С-ой реформы введение суда присяжных, создание условиий для зап-х инвистиций, дальнейшая демократизацияи т.д. Для построения правового гос-а, соответствующего неотъемле­мым правам чел-ка необходима экон-кая (эффективная рыночная экономика), социальная (развитое гражданское общество с многочисленным законопослушным «средним» классом), политическая (суверенитет народа) и духовная (высокий культурный и нравственный уровень населения) база. Создание ее — необх-ая предпосылка правового госу-ва, кото­рая требует соверш-ние закон-ва, работы испол-ой и суд-й ветвей властей, рост правовой культуры населения. Экон-ая база прав-го гос-ва = высокий уровень развития производ-х сил = многоукладность эконом = наличие саморегул-го граждго общества =нравст-я база = осущест на практике принц-а гуман-ма свободы , равенства справедливости = пол-я основа -суверенитет народа= пол-ий и интел-й плюролизм = подотчётность, выборность ответственность власти.

Механизм гос РБ.

Механизм гос-ва - это сис-ма гос-веных оргн-ий по средством кот. Реализуется гос. Власть обеспечивается гос-ное руководства общества. В мех .гос-ва входит: гос. аппарат, гос-ные орг-ии и учреждения, гос.предприятия. Мех. гос. обладает в-вами 1ю состоит из особой группы людей, зан-х, профессиональным управлением. 2. Это сложная сис-ма органов и учреждений, нах. В иерархической связи друг с другом. 3. Наличие орг-ных и фин, и мат. средств для осущест. своих полномочий. 4. Выступая от собственного имени, наст. Как орган государственного властвования. Гос. аппарат веключ. в себя органы зак-ной (нац. Собрание - Пал.пред. и Сов. Реп), органы исп. власти (Сов. Мин.), органы суд. (Конституц. Суд) власти, а также конт. надз-. органы (прок-ра), гос. Оргнизации )арми, милиц. ИТУ. Го. урчеждения - такие гос. оргнизац., кот. осущ. непостредственную практич. деят-ть по выполнению ф-ций гос-ва - экономич.ю соц.ю культ. образований. Гос. Предприятия - это субъекты хоз-я, хозя. осн-ные на госу. форме соствен-ности и функц. в сфере хоз-ных услуг. ГА. сост. из гос. орг. Строится на строгой субордиции и форм. Процедуре рас. дел. Орг. Гос.- это структурный элемент ГА, над. власт. полномоч., и опирающ. на принудитель. силу гос. Его признаки - 1. Образ. В порядке уст. В законе. 2 Явл. частью ГА. 3. Осущ. от имени госу. Задачи и ф-ции. 4. Обл. опред. Компетенцией. 5. Хар. опред. структ. 6. Имеет территори. масштаб деят-ти. Виды гос. органов - 1. Первич.,(Парл.) и Производные (комис.) 2. Респ-кие (констуцио. Суд) и Мест. (Исполком). 3. Сложные (Мин.) и Простые (Нотариат). 4. Органы общей компетенции (Сов. Мин.) и спец. (МВД). 5. Коллегиальные (Сов. Реп). и единонач. (Президент). 6. Зак., исп., и суд. ГА. осущ. свою деят-ть правовой и орг-ной форме.

Структкра нормы права

Юридическая структура правовой нормы состоит из гипотезы, диспози­ции и санкции. Проблема, элементов юридической структуры дискуссионна. Основной несущий элемент конструкции - диспозиция - указывает на содержание нормы, формулирует провила поведения , действие бездействие, которым должны следовать все суб-ы права. Это та часть нормы,котор.закреп-т права и обяз-ти суб-в права, как меру их поведения. Гипотеза - часть нормы предшествующая диспозиции, формулирует условия, обст-ва при наличии которых норма права подлежит реализации. Г. часто назыв-я словом "если", а также оговоркой.(если иное не оговорено законом или договором ), а также идет перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, а также употребл слов "По договору, условия". - все это гипотеза.
Санкция-эта та часть норма права, кот. содержит вид и меру возможного наказания за невыполнения требования диспозиции или поощрения за соверш рекомендат действий. Она опред меру гос принуждения и указывает на неблагоприятные последствия, кот должен притерпеть правонарушитель. Норма, не обеспеч госуд-ными средствами перестает быть правовой. Отсут-е хотя бы одного эл-та пр-ой н-мы дел-т ее недостаточ-о совершенной. В нормах негатив-го пр (угол, адм) дисп-ей всегда явл-ся запрет совер-ть прест-ия.Сущ-т мнение- гипотеза сливается с дис-цией. В нормах позит-го пр (гр,хоз) чаще всего присут-т гипотеза и дисп-ция как обяз-ный эл-т.

Разновидности. Г-за, дисп, с-ция м б абсол-но- опред-ми, относ-но-опред-ми и недостаточно-опред-ми (альтернат-ми). Г-заная(абстрактная, казуистич-ая- для конкрет дела). Абсол-но опред-ая дис-ция-однознач указ-т на тот или иной вариант повед-я. Относ-но- опред-ая дис-я- устан-ет рамки возмож повед-я, выход за пределы котор недопустим. Недост-но -опред-ая дис-я- формул-ет пр в общ чертах путем оценочных терминов, пон-тий, котор нуждаются в раскрытиии преимущ-но к обсто-вам юр дела. Простые дис-я- формул-ет правило повед-я. Описател-я- описывает правило с помощью пон-тий. Отсылочная- отсыл-ет к др норме, ст-е этого НПА. Бланкет-отсыл-ет к иным НПА, котор нах-ся либо в данной, либо в иных отрослях права. Санкция- это та ч-ть н-мы, котор указ-ет на неблагоприятные физич, психич, морал-е, имущ-е и др послед-ия. Выдел-т: относит-опред-ые, абсол-е, альтер-ые(от мин до макс)опред-т толь максимум, комулятивные. Абсол-опред-ая- точно указ-т на неблаго- ные послед-ия. Относит- опред-ые- штраф до какой суммы, лишение св-ды. Альтерн-ые- лишение св-ды от и до...Комулятив-е-соед-ют все виды наказания. Н-ма пр выраж-ся в ст-е НПА. Сущест­вуют четыре способа изложения нормы прямой, отсылочный, бланкетный, в одной ст-е две и более норм. Правовые нормы подразделяются на исходные, общие, специальные, по отраслевой принадлежности, материальные и проц-ые, в зависимости от метода правового регулирования, постоянные и временные.

Пон и признаки нормы права

Норма права - это первичная кле­точка, атом правовой системы В переводе с латинского означает «правило», «точное предписание», «образец». Норма права — это общеобязательное формально опр-ное, уст-ое или санкционированное государством правило поведения, регули­рующее ключевые вопр-ы общественной жизни. Она имеет суб. и.об сторону.Об-я ст-на свя-на с соц-о-эконом-ми и пол потреб-ми общества регул-я стаб-ти. Суб сторона хар-т нормотворческую рооль гос-ва. Норма права -мера свободы личности справ-ти, равенства, гуманизма. Это всегда формализация правомерного поведения - пов-я ожидаемого. Признаки нормы права:1 нормативность 2 общеобяз-ть 3 П.но -обяз-ий хар-р - поддерживает наличие в норме не только прав но и обяз=й 4. Формальная опр-ность - проявл-ся в конкр-й форме ичетком очерчивании суб-х прав и обяз-е. 5 неперсон-сть 6- системность (при анализе прав-й нормы выдел-т :* логич стр-ру- выраж-ся формулой если- то-иначе.*социолог-я стр-ра устан-т цель, смысл,роль нормы в обществе .*

Сущность и признаки права

Проб-а правопонимания — одна из сложн-х в курсе правоведе­ния. Она имеет огромную теор-ую, практ-ю и мировоззр-ую значимость. Это «основной» вопр- ОТП В ист. правовой мысли, понятие права проходит долгий путь, от идеала, эталона справ-ти, правды через огосуд-ие, санкц-ние норм до этикотизации, эстетизации его принципов, понимание его как меры свободы, справед-сти гума-ма Сущ-ют 10 и даже сотни опред-й права Класс-уя подходы, можно четко выделить три направления: филос-о-мировозз-ое (*естественно-правовое- \право- это совокупность естест-х прав от природы, от рождения от бога, право на жизнь на свободу,на личную неприкосн-ь., соб-ть, дост-ый уровень дизни ди т.д. За основу берет естественные права человека, соответствие позитивного права правовому идеалу, общей воле, общечел-ой нравственности и гуманизму Предстов-и Гроций Руссо Монтескье Родищев, широкое распр-е в период бурж-х рево-й .Запад в значит степени реализ-л данн-ю теор и воплотил на прак-ке принцип форм-го равенства.\, нравственное, психол-ое),* нормативное (юридико-позитивистское) \право совокупность норм , устан-х либо санк-х гос-м и опирающееся на гос-ную силу, где нормы нужно «очистить» от метафизики, идеологии и разных произвольных допущений, опираясь исключительно на юридические факты («пусть правят законы, а не люди», Кельзен, Остин, Шершеневич,.Такоеже опред-е в Законе РБ "об НПА". По этой теор-и сущ-т лестница норм, наверху - конст нормы, внизу- договоры сделки\ и *социологическое\ Муромцев, Паунд,Эрлих, право это совок-ть правоот-й , реал-й правопор-к в общ-ве гаран-й гос-м право нужно искать не в нормах, не в моральных принципах ,а в самой жизни. Рассм-ивает социальные условия реализации права, пони­мая под ним реальный правопорядок, С-ую и административную реали­зацию правовых норм. \ Сейчас идут поиски новой интегративной синтетической концепции права, котор-я бы опред-ла бы норму естест-го права и их реал-я на практике. Сущносгь права- это его главная, внутр-я, устойчивая качествен­ная основа, отражающая его истинную природу и предназначение в обществе. Сущность права многогранна, она отражает пол-ую, эк-ую, соц-ю и дух-ую структуру общ-ва Сущностью права является его регул-сть, охран-сть, обще-сериальная и классовая (групповая) направ-сть, результат компромисса, согласования интер-в разл-ых воль. Вместе с тем, право всегда являет­ся опред-ой мерой своб-ы, справ-сти и гум-ма, имеющих ис­торический характер. Бели в классовом обществе сущностью права было во­левое выражение классового интереса экономически и политически господ­ствующего класса, который благодаря праву становится и юридически гос­подствующим классом, то с демократизацией общества, классовый подход все более становится внешним признаком и проявляется в элитарном, власт­ном интересе и общесоциальной направленности права, выражающейся в формальном равенстве. Поэтому главная сущность права - быть мерой, масштабом, регулято­ром общественных отношений, направленных на установление порядка и стабильности в обществе.

Содержанием права является: 1)прим-ие равного масштаба к нерав­ным людям, форм-ое равенство всех перед законом, не зависимо от члена,не зав-о от имущест полож-я, задатков 2)Неравный масштаб к равным людям- это система опред-ых устан-ых законом льгот, для малообеспеченных, пенс-ов. Если эта система закреплена в праве то она зак-а,если нет- она разр-т право. Когда не равный масштаб прим-ся к неравным людям то исчезает право 3) распред-е по потреб-м -содерж-е пр-а м.б. опред-но принципом- запрещено все что не разр-о (угол адм пр), действует в системе гос-х властных отношений. Это содерж-е хар-т приказ-е нормы 4) Разр-о все что не запрещено, - дейст-т в сфере имущ-ва , обусл-т автономию, правосостоятельность договар-ся сторон ( гр. хоз. предпр. право). Содерж-е пр-а опред-я объект-и фактороми (заключается в его детерминированности (определяемости) соц-эк условиями жизни потреб-ми людей) и суб факторами ( хар-т опред-ю юр технику его созд-я, показ-т зрелость суб-та правотворчества. )

К сожалению, ест-о-правовые, нравст-е, гуманистические позиции права так и не утвердились на практике. Право превр-сь в «жи­лище сильного», «фривольное адвокатское искусство». Бездух-ть в по­нимании и применении права разрушаютобщество. Гос-ая норма­тивность нуждается в наполнении права справедливостью, гуманностью, об­щечелов-ой нравс-ью, оэц-тъю. Для того, чтобы эти ду­х-е цен-ти воплотить в праве необходима прочная мат-ая, соци­альная, пол-кая база на основе рыночной эк-ки и подлинной демо­кратии.

Право- это система гос-но-опр-ных правил поведения, выражающий волю пол-их сил (или народа) стоящих у власти и вы­ступающая нормативным оформлением существующих в обществе меры свободы, справедливости, гуманизма Сущосгь права- это его главная, внутренняя, устойчивая качествен­ная основа, отражающая его истинную природу и предназначение в обществе. Сущность права многогранна, она отражает политическую, экономическую, социальную и духовную структуру общества, проявл-ся в признаках. Основными призна­ками права выступают: *нормативность-пр как совокупность норм, *формализованность-выражение права во вне в виде законов декретов ука-в пост-й ,*общеобязатель­ность, *неперсонифицированность- расчитана на всез суб-в,* процедурность-применяемость по опред правилам, *объективность, систем­ность-пр прим-ся в системе одних ноорм с др,* социальность- направленность на подд-ку социума,* институциональность.

7.Принципы и функции права.

Концентрированным выраж-м права, исход-ми ориент-ми в правовом пов-ии выступают принципы права- основ-е напрвл-я деят-ти, его главн ориентиры, стержни, образ-щие идеи.В истории выдел-т 3 подхода к прав прин-ам:1) традиц-ый- в традиц прав сис-ах пон-е прин-ов права как такового не сложилось, хотя сущ-т комплекс основопол-щих идей: свящ-ть, непререкаемость, универ-ть, божест-ть норм Шариата, 2) в ром- герм странах общие пр0пы пр слож-сь как источ-к адм права, были выраб-ны адм судами. В РБ пр-пы пр явл основным ист-ком пр.3) В странах англо-сакс-го пр пон-е пр-пов истор-ки не слож-сь, дела в вслуч пробела р-ся на основе разума, естест справед-ти и добросов-ти.Выделяют принципы :Междунар права-*терр-ая целост-ь* невмеш-во во внутр дела * нерушимость границ * неприменение силы или угрозы силы* добросов-е выпол-е междунар дог-ров* пр-п междунар сотруд-ва. Общеправовые- относящиеся ко всем безискл-я отраслям 1 зак-ость 2 справедливость3 демократизм 4гум-м 5 единство прав и обя-ей 6 равенство всех перед законом 7 солидаризм 8 интерноционализм. Межотраслевыедействуют в разл отраслях *гласность и состяз-ть судопроиз-ва*право на защ-у(да будет выслушана 2-я сторона, никто не м б судьей в собст деле),пр-п неотвратимости отв-ти. Отраслевые -дейст-т в отдель отраслях(гр пр.-равенство суб-в хозяст-я, форм собст-ти. В уг пр- никто не мб подвергнут уг наказанию как толь в соотв с зак-ом и приговору суда . в уг пр-се- презум- я невин-ти. Функции пр-это основ-е направл-я юр воздей-ия на общест отн-я с целью упоря-ния, регул-я, нормир-я. Среди ос­новных функций права выделяют две: регулятивную (прояв-ся в нормах конст гр фин хоз труд т.д./ осущ-ся 1 посредством норм права, опред правоспособность и деесп субъ-в права, 2опред-я компетенция и полномочия гос органов и дол лиц, 3 устан-т юр факты , связ-е с возн, изм, прекр правоотнош-й, 4 опред-ся оптимальным типом правового регулирования применительно к конкретным выражениям ) и охран-ную(проявл в наиб-е важных пол-их, эк. национ-ых, личных отн-иях. * хар-т право как аппарат насилия, подавления, реализации запрета и обя-ти * служит соц-ой информацией по пов-у того,какие соц ценности взяты под охр-ну гос-ва .* явл паказателем пол и культ уровня развития общ-ва) (назы­вают также воспитательную, идеологическую, аналитическую, прогностиче­скую и т. д.). Типы права- совок-ть наиб сущест признаков, соц, культ, религ, свойст-ых период-у опред-ой формации или цивилизации. Типы права совпадают с типами государства (в соответствии с формационными и цивилизационным делением общества) Формац-й- выдел-т *рабовлад-е, *феод-е, *бурж и социалистич пр, котор хар-ся как юр-ки оформл-я воля эк-ки госпол-го класса, выраж-е его эк-х интер-в. Это право исходит из узакон-го имущ-го нерав-ва. Цивилизац-й- деление на право *древнее* средневек-е * соврем-е( выдел также космогенное, техногенное, антропогенное право). Цив-й прин-п подчер-т дух-культ аспект права в соответ-ии с его гуманистич нравст приз-ми и концепции межднар прав ч-ка. Выдел-т неразв-е право и развитое, где показателем развит-ти выст-т наличие отраслей пр, состояние част права, пр индивида.

Ценн-ью права является его направ-ть на общ-ый про­гресс, выражение, регул-ие и защиту интересов народа и личности, гу­м-ии и стабилизации общества. Право служит упорядочению соц свободы, справ-ти, нахождению консенсуса между людьми.

Ист-ки права РБ.

Проблема дискуссионная, имеющая теор и прак-ую значимость. Позитивное право в обязательном порядке требует своего внеш­него выражения для того, чтобы его положения были доведены до сведения населения. Форма свидетельствует о способе внешнего выражения, а источник указывает на тот формализованный акт, откуда черпаются сведения о правиле поведения. Сейчас форма и источник используется как синонимы. Источник(форма) права - это и матер условия его возник-я, и опред-ый способ формализации, документирова­ния, официального выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве. Так как РБ от­носится к романо-германской пр сис-ме то осн ист-ми права выст-ают: НПА, пр обычай и нормат дог-р, обще- правовые пр-пы. Юр прец-т не выступает в качестве ис-ка пр, однако Высшие г-ые органы РБ и Генеральный прокурор могут принимать ПА носящие нормативный характер. Ист-к пр в матер смысле слова -это матер условия жизни общ-ва, ф-ма собст-ти, власти, сов-ть соц потреб-тей и инт-сов людей. В формаль-юр-ком смысле -это совок-ть способов объективиров-я, документир-я пр-х норм и предания им общеобяз-ой силы. Ист-к пр в формаль-юр смысле- это и есть ф-ма права. И-к пр - это ис-к познания- это дошедшие до нас прав-е историч док-ты и различ прав-е учения. Основными источ пр являются: нпа, юр прецедент, прав обычай, нормат-й дог-р, общие пр-пы права,юр доктрины, религиоз­ные писания, формулы великих юристов. Правовой обычай -это санкцио-ые гос-ом правила повед-я, утвердив-ся в общ-ве как простой обычай в рез-те длит-ной повторяемости и ставшей традицией. Этот ис-к явл господ-щим в рабовл-ком и феод-ом общ-ах. Сис-ма пр-х норм. котор формир-ся на основе обычая, наз обычным правом(З-ны 12 таблиц, Русс Правда). В наст вр - роль ограничена. Юр прецедент- это письм или устн р-ие суд или админ органа, ставшеее эталонам, образцом при рассмот-ии всех подобных дел. В будущем конкрет делу придается значение общей нормы.(рабовл, феод обществах, в англо сакс амер-ой пр сис-ме. "+"- оператив р-е суда, "-"произвол.) Нормат дог-р- особый вид НПА как соглаш-е 2-х или более сторон, содер-щее правило общего хар-ра. Шир распр в сред века, при феод-ме. Сейчас примен-ся в междунар пр , а также в конст пр.

Пон-е ист-ков(форм) права.

Проблема дискуссионная, имеющая теоретическую и практическую значимость. Позитивное право в обязательном порядке требует своего внеш­него выражения для того, чтобы его положения были доведены до сведения населения. Форма свидетельствует о способе внешнего выражения, а источник указывает на тот формализованный акт, откуда черпаются сведения о правиле поведения. Сейчас форма и источник используется как синонимы. Источник(форма) права - это и матер условия его возник-я, и опред-ый способ формализации, документирова­ния, официального выражения и закрепления правовых норм, действующих в данном государстве.

Ист-к пр в матер смысле слова -это матер условия жизни общ-ва, ф-ма собст-ти, власти, сов-ть соц потреб-тей и инт-сов людей. В формаль-юр-ком смысле -это совок-ть способов объективиров-я, документир-я пр-х норм и предания им общеобяз-ой силы. Ист-к пр в формаль-юр смысле- это и есть ф-ма права. И-к пр - это ис-к познания- это дошедшие до нас прав-е историч док-ты и различ прав-е учения. Основными источниками права являются: нпа, юр прецедент, прав обычай, нормат-й дог-р, общие пр-пы права,юр доктрины, религиоз­ные писания, формулы великих юристов. Правовой обычай -это санкцио-ые гос-ом рпавила повед-я, утвердив-ся в общ-ве как простой обычай в рез-те длит-ной повторяемости и ставшей традицией. Этот ис-к явл господ-щим в рабовл-ком и феод-ом общ-ах. Сис-ма пр-х норм. котор формир-ся на основе обычая, наз обычным правом(З-ны 12 таблиц, Русс Правда). В наст вр - роль ограничена. Юр прецедент- это письм или устн р-ие суд или админ органа, ставшеее эталонам, образцом при рассмот-ии всех подобных дел. В будущем конкрет делу придается значение общей нормы.(рабовл, феод обществах, в англо сакс амер-ой пр сис-ме. "+"- оператив р-е суда, "-"произвол.) Нормат дог-р- особый вид НПА как соглаш-е 2-х или более сторон, содер-щее правило общего хар-ра. Шир распр в сред века, при феод-ме. Сейчас примен-ся в междунар пр , а также в конст пр. Поучения, формулы круп юр-овтакже м б ис-ком пр, т к стан-ся составной частью НП док-тов, кодексов и суд преце-тов( древ рим юр-ты Гай, Павел, Ульпиан, Модестин и др. Религ писаниякак ис-к пр шир распр-ся в сред века. Сейчас в мусул пр . Они регул-т значит часть общест отнош-й, но постеп светские нормы вытеснили. Так как РБ от­носится к романо-германской пр сис-ме то осн ист-ми права выст-ают: НПА, пр обычай и нормат дог-р, обще- правовые пр-пы. Юр прец-т не выступает в качестве ис-ка пр, однако Высшие С-ые органы РБ и Генеральный прокурор могут принимать правовые акты носящие нормативный характер.

Действие НПА

Предметное действие НПА- это определ общ-ная сфера юридич узак-еных отнош. Каждый НПА расчитан на опред сторону, группу общ-ных отнош (международных ,конституц, гражданских, и т.д ) Действие во времени: означает.что вступление акта в силу по истечению срока указанного в акте или в вступление немедленное. Акт вступает в силу - с момента его принятия - со времени указанного в самом НПА или спецакте о введение его в действия,- либо по истеч опред срока после их опубликования, Зак-ны РБ и др. Зак-ные акты публикуются не позднее 10 дней после их принятия и вступают в силу по истечению 10 дней после их опубликования. Закон РБ о порядке о публикования и вступления в силу законов РБ от 2.07.90 года. Указы президента имеющие нормат. хар-р вступает в силу с момента их офиц опубликования, если в них не указан иной срок. Официальным явл опубликования собраний,указов и декретов през-нта и пост-ий кабинета Министров РБ в газете "Бел Нива,"Звязда", "Рес-ка" ,Сов Беларусь. Указы През-та не имеющие норму хар-ра вступают в силу их подписания. Обязат д.б опубликованы и доведены до всеобщего с ведения все НПА,касающиеся прав и свобод граждан. Утрата силы НПА:- -. Истечение срока действия - приостанов действия - прямая отмена- изменения обст-в. Действие в простанстве: означает распространение юрисдикции гос-ва проявленной в НПА на определ территорию. Территория -это тер-ные пределы связаны с суверенитетом и границами гос-ва они распр на суше, в воде, в воздушном пространстве. Территориальный принцип - все лица, кроме пользующим правом экстерриториальности, совершившие преступления и правонарушения, подлежат уголовной ответ-сти по законам РБ в пределах границы РБ. Кроме названных территорий гос-ва относится - тр. Посольств,консульств, военные, торговые, гражданские суда, самолеты,космич корабли, находящиеся под флагом и гербам гос-ва. Тер. Гос-ва включ. 1. Часть суши с внутренним, водным пространством,в пределах границ гос-ва. 2 Внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль. 3. Воздушный столб на территории гос-ва на высоте до 35 км. 4. Воздушные морские суда,космич объекты. 5. Квази территория - это территория Посольств.Консульств. Действие по кругу лиц: - распр НПА на определ адресатов, в рамках территориальной сферы действия акта. Это могут быть граждане гос-ва,лица без гражданства, иностранцы.,лица с двойным гражданством, а также беженцы. - По полу возрастному принципу - мужчины, женщины. - По возрасту, профес. принадлежности. Исключения: главы гос-в и правит-в, сотрудники дипломатич. Ведомств и некот иностранцы, кот пользуются принципам экстерриториальности и наделены дипломатич имунитетом. Их можно объявить персоной нон грата. К ним не п одлежат: 1. Меры ответственности и гос принуждения за нарушение уголовного и административного зак-ва. 2. Иност-ые лица и лица без граж-ва огранич в правах, не могут избирать и быть избранными, быть судьей, служить в ВС и МВД. 3. Некоторые НПА предусмат угол-ю отве-сть за тяжкие преступления,они распр на гражан независимо от места их нахождения и от того, понесли ли они наказ-я в другом гос-ве или нет, военные преступники.

Систематизация НПА ее виды.

Систематизация законодательства - это целенапрв-ая деят-ть гос и общест орг-ций, отдел лиц по упоряд-ию НПА, приведения их в единую внутренне соглас-ую систему дейст-щих НПА . Субъекты систем-и - гос, органы, негос-е организации, юр и физ. лиц. Цель- упоряд-ие, усовершен-ие, поиск, использ-е, обновление,устронение дробления, коллизий, пробелов, класс-ция с целью внутр и внеш един-ва НПА. Выдел-т внеш сис-цию, связ с собир-ем, обьед-ем,реглам-ем сущ-их НПА. Внутрсис-ция- направ на измения содержания, устранения коллизий, пробелов, достиж-я внутр един-ва пр нормы. Виды сис-ции:1) учет- это деять-ть по сбору, хранению и поддерж-ю в контрол состоянии НПА, а также создание поисков сис-мы, ко тор обеспеч-т нахождение нужного НПА. Субъекты- гос ор-ны и юр , физ лица. Акты размещ-ся по различ приз-ам: -по отраслям, сферам хоз-ва, в алф, тематич -м, хронологич послед-ти. Виды: * журналь-й* картотеч-й * автоматиз-ый, через комп, Инет. 2)Инкорпорация- это простой вид сис-ции НПА, сост-ший в объед-ии и собир-нии норм, материала в единые сборники и собрания,в опред пор-ке: алф, хрон, тематич, предметн. Выдел-т *официальную инкор-ю, котор проводится органом, изд-щим акт, *официознуюсобрания готовятся по поруч-ю правотворчго органа, но изд-ся без его офиц-го одобрения, *неофициальная- осущ-ся любыми учреж-ми, *генеральная -охватывает отрасли всего законод-ва,*частичная(отросл-я)- по одному вопр-у. Видыинкор-ций:1) сборники з-ов( предмет-е и хронологич-е) и иных НПА); 2)собрание законод-ва;3) свод з-ов.

Кодификация - вид сист-ии НПА, со­провождающийся переработкой установ-го ими сод-ия прав-го регул-ния путем объед-я НПА в единый логически целостный, внутренне согласов-ный НПА, содержащий систем-ное излож-е прав-х предп-ий, напр-ых на регул-ние опреде-ой об­ласти общес-ых отн-ий, с изменением его внутр-го содерж-я. Признаки кодификации 1. Заним-ся компет-ный правотворч-й орган на основе Конс-и и законов. 2. Создается новый НПА (источник права). 3. Явл-ся сводным и основным актом в данной сфере. 4. Направлен на длит-ое рег-ние наиболее важных сфер общ-ой жизни. 5. Предст-ет внешнюю и внутр-ю сист-ию. Виды: 1) Основы и основные начала законд-тва;2) Кодексы-как отрослевые, так и межотр-е(возд, тамож, торг);3) уставы(морск);4)Правила(ПДД);5) Положения( о Высш школе);6) Регламенты. Консолидация- это объед-е 2-х или неск-х НПА, имеющих один и тот же пр-т прав регул-я, в единый укрупненый НПА без изменения содерж-я. Виды: Сборники закд-ва, котор носят неофиц хар-р(кадровая работа, охрана природы итд). Во Франц. Изданы такие консал-ые акты как Кодекс дорог общест пользования, К-кс сберкасс итд. В РБ- задача- объед-ие и укрупнение НПА, принятие конс-ых

Объекты право-ий.

Объекты п.о.– то, по поводу чего субъекты вступают в п.о., это сов-сть матер-х и дух-х благ, по поводу к-рых субъекты вступают в п.о., это явления внеш-го мира, способ-е удовл-ть инт-сы управомоч-го лица в виде вещи, услуги, продукта дух. творчества или личного немат-го блага (выс-ют явления окру­ж-его мира, по поводу которых возникают суб-ые права и суб-ые юр. об-ти). Объекты п.о. след-ет отл-ть от объектов права. Под о.п. поним-ся пред-т прав-го регул-ия, т.е. соц-ая сфера, подвергаемая прав-му воздействию. Цель- удовл-е интересов и получение опред. благ.

2 подхода к обяз-тям: 1.Монистический - только действия субъектов, поступки людей (признаёт в кач-ве объекта п.о. повед-е людей). 2.Плюралистический – матер. блага, нематер блага, предметы дух творчества, рез-ты действий уч-ков ПО, ЦБ и д-ты (выд-ет множ-во объектов п.о.). Объектами п.о.явл.: вещи (ср-ва произв-ва, предметы потребления); цен-ые бумаги (деньги, акции, док-ты, дипломы); продукты творчества (иск-ва, лит-ры, живописи, рез-ты авт-й деят-ти); личные немат-ые блага (жизнь, имя, здоровье, честь, тайна переписки); рез-ты действий уч-ков п.о. (доставка груза, перевозка пассажиров); действия (воздержание действий) (повед-е дословно осуждённых либо в местах л/с).

Содержанеи правоотношений

Содержание ПО- сов-ть суб-х прав и юр обяз-тей их уч-ков. Материальное содер-ие правоотношений - это поведение его субъек­тов, связанное с реал-ей принад-их им как сторонам взаимодейст­вия прав и обяз-ей. Юр содерж-е- правовые связи, объед права и обяз-ти суб-тов ПО. Субъективное право, как вид и мера возможного поведения суб-ов. Включ след полномочия: -возм-ть соверш опред действия самому; - возм-ть треб опред действий от другого; - возм-ть польз опред соц благом; -возм-ть обращ за защитой в гос органы. Субъективная юридическая обязанность как вид и мера долж-го поведения суб-в включает формы необх-ое поведение, мера долж­-го поведения, удовл-ние инт-ов управ-ого, наступле­ние отв-сти. Объ-ми правоот-ий выс-ют явления окру­ж-его мира., по пов-у которых возникают суб-ые права и суб-ые юр. об-ти. Цель- удовл-е интересов и получение опред благ. 2 подхода к обяз-тям: 1.Монистический- только действия субъектов, поступки людей. 2.Плюралистический- матер блага, нематер блага, предметы дух творчества, рез-ты действий уч-ков ПО, ЦБ и д-ты.

25. Субъекты правоотн-й.Субъекты п.о.- субъекты права, к-е вступ-т в прав-ые отн-я и м/у к-ми возн-ют взаимные субъект-е права и юр. об-сти. В РБ выд-т субъекты п.о.: РБ, АТЕ, юр.л., орг-ции, не облад-ие правом юр.лица, физ.л. Особым видом явл. Гос-во как субъект п.о. Гос-во обл-ет властными полн-ми и сувер-т не зав-т от др. субъектов права и устан-ет статус как субъект м/унар-х отн-й. Физ. Л.-гр-не, лица б/гражд-ва, бежанцы, мужч. и женщ., воен-е, студенты. Юр.л.-предпр-я, орг-и, учр-ия.

Юр.л. призн-ся орг-ия,к-я им-т собств-ть в хоз-м ведении или операт-м упр-ии, обособл-е имущ-м, несёт самост-ю отв-сть, может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ-ые права, исполнять обязти, б. истцом, б. ответчиком. Юр.л. д. иметь баланс или смету. Причины образ-я юр.л.: оформл-е коллект-х инт-в, объедин-е капиталов, огранич-е предпринимат-го риска, управление капиталом. Признаки юр.л.: организ-я единство (стр-ра, иерархия, орг-я упр-ия), к-е закрепл-ся учред-ми док-ми – уставом или учред-м договором; имущ-ая обособл-ть, т.е. им-во принадл-т юр.л.; принцип самот-й прав-й отв-ти по своим обяз-ям; выст-т в п.о. от собст-го имени (приобр-т и осущ-т права, несёт обяз-ти, выст-т истцом и отв-ком в суде, им-т счёт в банке, печать, проходит гос. регистр-ю). Виды юр.л.: гос-е, част-е, ком-е, неком-е. Виды по ГК РБ: полное тов-во, коммандитное тов-во, ООО,ОДО,ЗАО,ОАО,дочерние зависимые общ-ва, произ-е кооперативы, унит-ые предпр-я, разл-е религ-е, благотв-е фонды.

Для того, чтобы быть уч-ми п.о. субъекты д. обладать правосубъектами. Правосубъектность-сов-ть правосп-ти и деесп-ти (нек-е авторы вкл-т прав-й статус субъекта). Правоспособность-устан-е в з-не (праве) спос-ть субъекта иметь субъект-е права и юр. об-ти. Это пассивное св-во. Правосп-ть возн-ет с момента рожд-я и заканч-ся смертью.Правосп-ть гос-х, ком-х общ-х орг-й возн-т в момент их образ-я. Дееспос-ть- обусл-ое правом (з-м) спос-ть субъекта своими действиями приобретать (реализ-ть) права и юр.обяз-ти.Объём деесп-ти: полный,неполный. Объявл-е несоверш-го полностью деесп-м – эмансипация.Оно провод-ся по реш-ю органа опеки и попечит-ва с согласия лиц и их замещ-х, а при отсут-и согл-я – по реш-ю суда. Деликтоспособность-спос-ть лица нести юр.отв-ть за совер-е правонар-е. Ею не обл-ют: недеесп-ые, малолетние, невменяемые. В УП деликтосп-ть возн-ет с 16 лет. За сов-ие ряда тяжких прест-й уг-я отв-ть – с 14 лет. Правосп-ть и деесп-ть как правило не разделимы. Разделение происходит в основном в ГП и то не для всех субъектов. Гражд-ая правосубъект-ть орган-ий едина. В теории права выд-ют 2 вида правосубъекта: общую (для всех лиц), спец-ю (для спец-й категории лиц – судьи, депутаты).

26. юридические факты понят-е и виды. Ю.ф. такие жизненные обст-ва с кот. Н. связывает возник. Измен., или прекращ. Прав. отнош., для возник. Правоотношений необ: - мат., кот. Включ. Интересы и потреб. людей. - юридич. Усл. кот. Включ: 1. НП., Првосубъект., юридич. факт. По средств. Юридич. фактов НП ч ерез деят-сть субъекта возник. Их субъект. Прав и обязан. Превращ. В правоотнош.

Жизненные обст-ва наз. юридич. т.к. опред. НП, влекут юридич. последствия, индивуд-цию превращ. объект. права в субъек. Ю.ф. связаны не только с правоотнош. но и влекут такие юр. последствия как возник., изм. прекращен. субъект. прав и обязан. Ю.Ф. - это тот ключик, кот. Заводит НП. Ю.Ф. - это те жизнен. Осбтоят-ва кот . пред. в гипотезе. В одних случ. Правоотнош. Связан. С наличием 1 юридич. факта в др. Случ. С наличием сов-ти юр. Фактов - юр. Сост-вом.

Класификац-я ЮФ. 1. По хар-ру наступающ. Послдствий- правообразующ., правоизм., правопрекращ., 2. По связи с волей у частника: - события, (обст-ва независ. От воли суб.) - Деяния (действия или безд-я, кот. Связано с волей участников правоотнош.) Действия делят: на правомерн. и противопра. Правомер делят на юр акты., т.е действия совершен с намере поразить определ юр посл-вия и юр поступки как действия приводящ. К юр последствия, независимо от намер лица их соверш-щих. Против деяния м.б. адми., уг., гр., дисцип. Они делят на проступки и преступления. Сущ такие прав феномены, кот не будучи юр фактами пораждают опред юридич отнош, к ним отн. Презумпция и фикция. Презумпция - предположен. О сущ. ю.ф. повлекш. Наступл. Опред юр послдствий. Это не единич. Явления, а подтв жизнен опытом и закреплен в Н.П. предположение о наличии или отсут юр.фактов. Потребность презумпции о бусловлено трудности,не возможностью доказат

Наши рекомендации