Гарантии реализации прав человека
Реализации провозглашенных прав и свобод человека служат внутригосударственные и международно-правовые механизмы.
Внутригосударственные механизмы представляют собой как государственные, так и негосударственные структуры, различные общественные формирования по защите прав человека.
На современном этапе во многих странах расширились возможности судебной защиты прав и свобод личности, возросла роль органов конституционного контроля, появились конституционные суды, подключилась образованная в ряде стран административная юстиция, широкое распространение получает институт омбудсмена (учреждение должностного лица, на которое возлагается контроль за деятельностью правительственных структур по соблюдению прав человека), заметную роль играют другие правозащитные государственные и общественные органы.
В частности, в Российской Федерации при Президенте функционируют Комиссия по правам человека, Комиссия по делам молодежи, комиссии по правам человека при губернаторах; в числе общественных формирований – Комитет солдатских матерей, Общество защиты прав беженцев, Московская Хельсинкская группа и др. Всего по России зарегистрировано 58 тысяч общественных организаций, причастных к правозащитной деятельности. Разработана президентская программа обеспечения прав человека. Акцентируется особое внимание на права вынужденных переселенцев, беженцев, военнослужащих, национальных меньшинств, детей, женщин, соотечественников, проживающих за рубежом.
В США действуют неправительственные правозащитные организации: Американский союз гражданских свобод, где работают 400 адвокатов, Лига защиты детей, Общество правовой защиты, Центр содействия общественным переменам, Лига противников войны и другие структуры.
В Республике Беларусь общественностью (юристами, педагогами, журналистами, научными сотрудниками) создан образовательный центр «Права человека», ставящий своей целью оказание помощи в распространении знаний в области прав человека путем организации семинаров, конференций, выставок, школ, дискуссий, изданий информационных и методических материалов совместно с общественными и государственными структурами; работает общественный центр по защите прав ребенка. В 1998 г. утверждена (с обеспечением соответствующим финансированием) президентская программа «Дети Беларуси» с подпрограммами: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие индустрии детского питания», «Развитие социального обслуживания семьи и детей».
При необеспечении соответствующими внутригосударственными структурами и общественными объединениями реализации прав того или иного человека он может, при условии присоединения его государства к факультативному договору к Международному пакту о гражданских и политических правах, обратиться с жалобой в Комитет по правам человека Организации Объединенных Наций, если данный вопрос находится в компетенции международной организации. Такая жалоба направляется в Комитет после того, как соответствующие внутригосударственные инстанции, куда жалобщик обращался, не решили вопрос положительно. Получив жалобу, Комитет по правам человека обязан на своем заседании рассмотреть жалобу вместе с правительственной информацией и сообщить жалобщику и правительству свою точку зрения относительно наличия факта нарушения прав. Свое суждение о факте нарушения прав Комитет включает в ежегодный доклад Генеральной Ассамблеи ООН и публикует свое заключение по каждому случаю нарушения прав человека. Это весьма эффективный метод привлечения внимания международной общественности по поводу нарушения прав человека в соответствующем государстве.
В соответствии с Европейской социальной хартией по обеспечению ее соблюдения созданы и функционируют Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.
В международном масштабе защита прав человека обеспечивается также работой специальных сессий, комиссий по правам человека, выездом на места групп экспертов.
Глава XX
ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ,
ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ