Понятие и основные формы реализации права

Задача совершенствования нашего общества настоятельно требует повышения роли права в регулировании общественных отношений, укреплении законности и правопорядка, организованности и дисциплины во всех областях общественной жизни.

Право выступает в качестве высшей социальной ценности лишь при условии, «когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях субъектов социального общения»[223]. Субъектами правореализации, как известно, выступают органы государства и их должностные лица, граждане, различные организации и объединения, которые на основе норм права вступают в правовые отношения, т. е. реализуют свои субъективные права и юридические обязанности.

В. В. Лазарев считает, что «исходной формой реализации права государством является законотворчество»[224], т. е. когда законодатель «реализует» объективные по обстоятельствам и естественные по условиям места и времени требования, вытекающие из «природы вещей»[225]. С этим нельзя не согласиться, поскольку законодатель в законах обязан фиксировать объек­тивные процессы развития общества тем самым способствуя его развитию.

Сформулированные в нормативных актах государства правовые нормы становятся действующим правом лишь в результате сознательно-волевых действий (поступков) субъектов права. Право реализуется в поведении участников общественных отношений (граждан, должностных лиц, государственных органов, общественных организаций и др.), в соответствии с предписаниями, содержащимися в актах государства.

Установление правовых норм не является самоцелью. Издавая соответствующий акт, правотворческий орган рассчитывает на воплощение требований права в общественных отношениях, на достижение того социально полезного результата, к которому он стремится в своей правотворческой деятельности. После издания закона акцент, таким образом, должен быть перенесен на работу по его реализации, т. е. реализации социальной справедливости, выраженной в нормативно-правовых актах, это и есть реализация объективного права.

Реализацию права как процесс следует рассматривать и с субъективной стороны, когда она характеризуется отношением участников правоотношений к требованиям правовых предписаний. Они могут быть как заинтересованными в реализации права по различным мотивам (осознавать общественный долг из-за страха и т. д.), а также и противиться в его реализации.

Классификация форм реализации права осуществляется по различным основаниям.

Различают «реализацию с точки зрения уровня (глубины) содержащихся в нормативных актах положений:

1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

3) реализацию в конкретных правоотношениях, конкретных правовых норм»[226].

По субъективному составу участников правоотношений различают индивидуальную и коллективную формы реализации[227], когда правореализация возможна только при участии двух и более субъектов правоотношений.

По характеру действий субъектов правоотношений, степени их активности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение[228].

Использование норм права выражается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав. Речь идет, например, об использовании гражданами своих конституционных прав и свобод (свободы слова и печати, собраний, митингов и т. д.) о реализации правомочий организаций в пределах их компетенции (право суда прекратить в уголовном порядке дело). Использование может быть активным и пассивным.

Исполнение норм права выражается в активном осуществлении возложенных на данного субъекта права юридических обязанностей (каждый гражданин Республики Беларусь «обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц» – ст. 53 Конституции Республики Беларусь; обязанность следователя, органа дознания, суда, прокурора при наличии поводов и оснований, предусмотренных законом, возбудить уголовное дело (ст. 175, 176 УПК Республики Беларусь).

Соблюдение норм права выражается в воздержании от действий, запрещенных правом. Реализация, например, гражданами и должностными лицами норм уголовного права заключается в воздержании от противоправного поведения квалифицированного законом как преступления.

Важно иметь в виду, что указанные формы реализации права тесно связаны между собой и лишь в редких случаях могут иметь самостоятельный характер. Единство использования, исполнения и соблюдения права основывается на таком принципе права, как единство субъективных прав и юридических обязанностей. Во многих случаях правомерное поведение граждан одновременно выражается, по меньшей мере, в двух названных формах правореализации. Использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей всегда обусловлено строгим соблюдением правовых запретов. Как правило, для деятельности государственных организаций характерно совпадение правомочий и обязанностей. Например, ст. 84 ГПК Республики Беларусь предусматривает как права, так и обязанности прокурора принять участие в рассмотрении гражданских дел.

Реализация права в зависимости от состава участников правоотношений (граждан, органов государства и др.) и характера их юридических взаимосвязей (отношения равенства или соподчинения) охватывает две характерные группы отношений. В первом случае правовые нормы реализуются в отношениях между субъектами, занимающими юридически равное положение. Здесь не требуется непосредственного участия государства в лице представителей, обладающих по отношению к контрагенту функциями властного веления. Государственные организации, участвующие в такого рода правовых отношениях, действуют в них в качестве юридических лиц. Реализация права в данном случае не является результатом решения или волеизъявления какой-либо стороны. Типичным примером данной формы правореализации могут служить гражданские правоотношения, возникающие, в частности, на основе договоров (купли – продажи и т. п.). Во втором случае правовые нормы реализуются при непосредственном участии государства (государственных органов или их должностных лиц), волеизъявление которых служит юридическим основанием для возникновения, изменения или прекращения соответствующих правовых отношений, для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей их участников. Результатом такого волеизъявления государственных организаций являются юридические акты, специальные решения, имеющие императивное значение для всех, кому они адресованы. Такая форма правореализации обозначается термином «применение права».

Таким образом, реализация права – это такое поведение субъектов права, которое согласуется с предписаниями правовых норм и исходит из них, т. е. практическая их деятельность по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей.

§ 2. Применение права.
Стадии процесса применения права

Применение права выражается в императивных действиях должностных лиц государственных органов в пределах их компетенции по реализации права.

В учебнике «Общая теория права и государства» под редакцией В. В. Лазарева имеется следующая трактовка применения права: «Применение права – это властная организующая деятельность компетентных органов и лиц, имеющих своей целью обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом»[229].

Государство в целях упорядочения общественной жизни, установления четких организационных начал взаимоотношений между людьми сосредоточивает решение определенных вопросов по существу в руках заранее определенных органов. Таким образом, применение права относится к сфере управления процессами в обществе в лице государственных органов и организаций. Применение права – это правовая функция государства, одна из форм государственной деятельности.

Применение права обладает рядом конкретных черт: во-первых, как властная деятельность государства; во-вторых, осуществляется в рамках «правоприменительных отношений», поскольку правовое положение участников различно; в-третьих, правоприменительная деятельность осуществляется «в особых установленных процессуальным законом формах»; в-четвертых, является сложной, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами правореализации; в-пятых, «это не однократное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права»; в-шестых, – сопровождается всегда вынесением индивидуального правового акта»[230].

Результатом правоприменительной деятельности является вынесение индивидуально-конкретного решения, обладающего юридической силой в отношении конкретного дела. Эта деятельность реализуется в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности государственных органов, осуществляющих позитивное регулирование путем рассмотрения дел о правонарушениях с применением соответствующих санкций.

Обеспечение законности и единообразия в применении права достигается регламентацией самой процедуры подготовки и принятия решений законодательными актами различных отраслей права, в частности, уголовно-процессуальным кодексом.

Таким образом, применение права – это особая форма реализации права, осуществляемая государственными органами или организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по индивидуализации правовых норм к конкретным субъектам и случаям на основе строгого соблюдения законности.

Применение права представляет собой единый процесс, охватывающий последовательный ряд относительно самостоятельных стадий.

Можно логически выделить следующие стадии процесса применения права:

– анализ фактических обстоятельств дела;

– выбор правовой нормы;

– проверка подлинности текста нормы; анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

– толкование содержания нормы права (см. гл. XVI);

– принятие акта о применении нормы права;

– доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.

Практически при разрешении конкретного дела лицо сначала знакомится с фактическими обстоятельствами сугубо предварительно, затем выбирает и изучает норму в зависимости от ее содержания, еще раз более детально изучает те признаки и стороны фактов, которые имеют правовое значение. На основе этого в дальнейшем правовая норма изучается еще более тщательно и всесторонне.

Без оценки и тщательного анализа признаков и особенностей рассматриваемого случая, без исследования фактических обстоятельств дела невозможен правильный выбор нормы, законное и обоснованное решение дела. Данная стадия применения права складывается из нескольких самостоятельных этапов. Начинается она с определения круга фактов, необходимых для решения дела. Затем идет собирание и процессуальное закрепление добытых фактов, собственно исследование таких фактов, установление их достоверности и достаточности и, наконец, оценка фактов с точки зрения их истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные операции взаимно связаны и переплетаются друг с другом.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а при помощи определенных юридических средств в установленных законом форме и порядке. Зачастую в законе специально указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

В процессе исследования обстоятельств дела правоприменительный орган свободен отвергать факты как недоказанные, недостоверные, так и признавать их правильными, отвечающими действительности. В этом отношении у органа нет никаких формальных ограничений и никакие доказательства не имеют для него заранее установленной силы. Он оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств в их совокупности, руководствуясь только законом и правосознанием. Этот принцип в теории именуется принципом свободной оценки доказательств.

В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть достигнута объективная истина. Достижение истины является руководящим началом, принципом деятельности органов, применяющих правовые нормы, представляет собой цель исследования обстоятельств дела. Истина должна быть достигнута, в принципе, по каждому делу. Иной взгляд способен привести к субъективизму при применении права, открыть лазейки для развязывания произвола.

Выбор номы права осуществляется на основании правовой квалификации, т. е. решения вопроса о том, на основании какой нормы (норм) должен решаться определенный круг случаев с данным фактическим составом.

Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. Важно также учитывать при выборе нормы общие предложения и принципы соответствующего правового института, отрасли права.

Проверка подлинности текста нормы, анализ нормы с точки зрения законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц объединяются в одну стадию потому, что все они являются необходимыми предварительными условиями, предпосылками для следующего основного этапа процесса применения права – анализа содержания нормы права, ее толкования. Правоприменительный орган должен во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела иметь полный текст нормативного акта. Отсюда важно установление подлинности текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Оно сводится к проверке его идентичности оригиналу нормативного акта. Следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, т. е. тем текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов. При этом необходимо брать последнюю редакцию официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права.

Несколько иное отношение должно быть к неофициальным источникам опубликования нормативных актов. Работники часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, информационными изданиями ведомств и другими неофициальными материалами.

Обычно пользование такими текстами не приносит каких-либо осложнений, так как в подавляющем большинстве случаев эти тексты идентичны официальным. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция их полного соответствия оригиналу нормативного акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования возникает проблема проверки их подлинности, что внешне проявляется в сличении этих изданий с официальными источниками.

После установления подлинности текста нормативного акта правоприменитель должен проверить, законно ли издание этого акта: соответствует ли он предписаниям актов вышестоящих органов, не вышел ли нормотворческий орган за пределы своей компетенции, соблюдены ли установленные законом порядок и формы для изучения данного факта. Такой проверке подвергаются нормативные акты министерств и ведомств, местных органов власти и исполнительных органов.

Следующее действие, которое должен проделать применяющий право, – это проверка выбранной нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Из проблемы пределов действия нормы права целесообразно рассмотреть лишь один вопрос – о коллизиях между нормативными актами и способах их разрешения. Такая проблема возникает в случаях, когда обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две или более действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания. Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как несовпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны также и действительные коллизии, что является недостатком законодательной техники, связанным с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии нормативных актов.

Способы разрешения коллизий правовых норм сводятся к следующему: а) если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б) если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Анализом содержания нормы права (толкованием) завершается процесс всестороннего изучения найденной правовой нормы.

Принятие решения компетентным органом – решающая стадия применения права. Именно в издании на основе нормы (норм) права индивидуального акта властного характера проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий норму права с конкретным случаем, властно распространяющий действие нормы на этот факт, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. На этой стадии окончательно решаются вопросы достаточности фактических данных для вынесения решения, их достоверности, соответствия избранной норме, устанавливаются требования, предъявляемые этой нормой к данному делу. Эти вопросы решаются и ранее, но сугубо предварительно, теперь же эти решения окончательно формируются, выводы всех предварительных стадий связываются воедино и анализируются. Затем принимается окончательное решение официальным лицом, применяющим право. Оно воплощается в определенном письменном документе, имеющем официальное значение. В результате осуществления всех предварительных стадий у лица, применяющего право, должно возникнуть внутреннее убеждение в том, что обстоятельства исследованы правильно и с достаточной полнотой, они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что по делу правильно избрана норма, и она полно и всесторонне изучена. Только после формирования такого убеждения возможно приступить к решающей стадии применения нормы права – вынесению решения.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций – заключительная стадия процесса применения права. Иногда такая процедура осуществляется сразу после вынесения решения (например, оглашение приговора или решения суда), в других случаях потом. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно при строгом режиме законности обязательно должно иметь место. Государственные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их касающихся.

§ 3. Основные требования к применению права.
Акты применения права

Основными требованиями применения права являются.

1. Неуклонное соблюдение всех требований законности.

2. Обоснованность – выявление всех относящихся к делу актов, тщательное и объективное изучение фактов и признание их достоверными, исключение всех недоказанных и сомнительных фактов.

3. Целесообразность с точки зрения права имеет два аспекта. Первый, когда нормативный акт целесообразен с точки зрения регулирования общественных отношений. Поэтому следование ему есть целесообразное решение вопроса, достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Второй – «это соответствие деятельности органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптимального пути осуществления нормы права в конкретной жизненной ситуации»[231].

4. Справедливость означает осознание правильности решения суда с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам всего общества.

Деятельность компетентных органов по применению права завершается и оформляется соответствующим актом, который фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

За нарушение требований актов виновное лицо несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он издан.

Акт применения права должен быть оформлен в надлежащей, специально предусмотренной форме, должен иметь определенные внешние атрибуты. Правда, иногда акт применения права излагается в устной форме (например, удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых).

Однако и такие действия оформляются соответствующим протоколом, так что письменное оформление имеет место и в этих случаях. Акты применения права обычно издаются в форме приказов, постановлений, распоряжений, решений и т. д. В отличие от нормы права акт применения – это безусловное веление. Он разрешает определенный конкретный случай и касается, как правило, индивидуально определенных субъектов права, наделяя их конкретными полномочиями и налагая обязанности.

«Акт применения норм права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу»[232].

Основания классификации таких актов на отдельные виды многочисленны. Можно, например, разделить их в зависимости от субъектов, осуществляющих применение права; по форме – на указы, приговоры, решения и т. д.; по функциям права – на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные – (постановления о возбуждении уголовного дела).

Существенное значение имеет действие актов применения права в зависимости от функций, выполняемых ими в правовом регулировании. Это – исполнительные акты и правоохранительные акты. В свою очередь последние можно разделить на акты контроля и надзора, следственные акты, а также акты исполнения юрисдикционных решений.

Можно делить акты применения права на индивидуальные акты и акты, имеющие определенное общее значение (решение о распределении материальных фондов и т. д.).

Для практики важно также деление на акты однократного действия (вынесение взыскания, увольнение) и на акты длительного действия (регистрация брака, прием на работу, поступление в вуз, назначение пенсии и т. д.).

§ 4. Пробелы в праве. Применение аналогии закона
и аналогии права

Пробелы в праве в собственном смысле слова имеют место, когда с очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или отдельной части не предусмотрено законодательством или предусмотрено не полностью. При этом пробел права может иметь место с самого начала нормативного регулирования, а также явиться следствием возникновения новых отношений, которые не полностью предусмотрены законодательством.

При обнаружении пробела самый правильный и целесообразный выход – найти норму, которая регулирует наиболее близкое, родственное (аналогичное) отношение, и решить дело в соответствии с ее предписаниями.

Решение дела на основании близкой по содержанию нормы, т. е. применение нормы права в случаях, которые прямо ею не предусмотрены, но аналогичны предусмотренным этой нормой случаям, называется аналогией закона.

В сфере правоприменительной деятельности возможность применения аналогии в качестве исключительной меры должна быть специально предусмотрена в законодательстве. Если такого указания нет, то применять аналогию в условиях строгого соблюдения законности недопустимо.

Другое отношение к аналогии наблюдается при применении права в оперативно-исполнительской форме. Здесь решаются такие дела, которые, будучи нормальным, объективным явлением для общества, должны обязательно быть решены вне зависимости от того, с достаточной ли степенью полноты регулирует соответствующий вопрос правовая норма. Если подобные дела, входящие в сферу правового регулирования, не будут решаться из-за отсутствия или неполного законодательства, то это отрицательно может сказаться на развитии экономики, на соблюдении прав и законных интересов граждан, государственных и общественных организаций и может быть, следовательно, нанесен вред правопорядку.

Судья не может, например, не решить имущественного, гражданско-правового спора, являющегося нормальным, естественным явлением для нашего общества, из-за отсутствия соответствующей нормы или ее неполноты. Поэтому имеется специальная норма, предусматривающая возможность для суда в случае отсутствия закона регулирующего спорное отношение, применять закон, регулирующий сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такого закона исходить из общих начал и смысла законодательства (аналогия права)[233]. Полная формулировка понятий ана­логии закона к аналогии права дана в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г.[234] Возможно и необходимо применение аналогии в административном (кроме административной ответственности), в трудовом, земельном праве. Аналогичные соображения можно высказать и относительно процессуальных отраслей права.

В ряде областей правового регулирования аналогия полностью исключена. Это те сферы правового регулирования, которые выражают запрещение отдельного поведения и в установлении санкций за те проступки, которые опасны и вредны для общества.

Отсутствует применение аналогии права и аналогии закона при привлечении к уголовной и административной ответственности – это гарантия неприкосновенности личности, стабильности правового регулирования, уверенности граждан в том, что они не будут привлечены к правовой ответственности без законных на то оснований.

 
  Понятие и основные формы реализации права - student2.ru

Глава XVI

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

Понятие толкования права

Для успешного функционирования, повышения действенности права необходимо понимание всеми членами общества содержания и назначения его норм и правовых предписаний. Поэтому в научной юридической литературе значительное место отводится толкованию правовых актов. Эта проблема освещается в работах С. С. Алексеева, А. С. Пиголкина, А. Ф. Чер­данцева, Н. Н. Вопленко и некоторых других.

Толкование права выражается в установлении подлинного смысла содержащихся в правовых актах конкретных решений и констатаций.

Оно может осуществляться как самими органами государства, принявшими нормативный акт или решение по тому или иному юридическому делу, так и любыми другими лицами.

Толкование права предполагает в первую очередь выявление подлинного смысла и назначение нормативных предписаний, их связей, способов единения, юридической силы и природы. Это по существу означает определение единства формы и содержания правовых актов.

Толкование необходимо не только для практической реализации правовых актов, в частности, их применения. Оно имеет место и при правотворчестве, и при систематизации правовых норм, и при научном их анализе. Поэтому нельзя считать, что толкование необходимо только при правореализации. Оно имеет универсальный характер для всех сторон правовой деятельности.

Без выявления содержания и назначения правовых норм фактически невозможно осознанное поведение участников правовых отношений.

Толкование права не является самостоятельным видом правого регулирования. Путем толкования не создаются какие-либо новые общеобязательные правила поведения, не отраженные в толкуемых правовых актах. Не должны также делаться выводы, которые бы позволили вывести из-под действия правовой нормы те или иные регулируемые ею общественные отношения.

Роль толкования ограничивается выявлением, установлением подлинного смысла всего того, что законодатель вложил в норму права, хотя не очень удачно изложил в словесной формулировке. Даже в тех случаях, когда правовая норма толкуется самим законодателем, он не вправе выходить за ее рамки.

По своему содержанию толкование права представляет собой прежде всего внутреннее, логическое, интеллектуальное действие лиц по анализу и осмыслению конкретных правовых предписаний. Однако эти действия приобретают юридическое значение лишь при условии, если они находят свое выражение вовне. Даже в том случае, когда человек уясняет смысл правовых норм исключительно для себя, чтобы согласовать с ними собственное поведение, отмеченные действия выражаются в его внешнем поведении. По его внешнему поведению можно судить, насколько понятен истинный смысл норм права.

Поэтому следует исходить из того, что при любой разновидности толкования как правовой деятельности существует единство внутреннего и внешнего, мыслительного и практического процессов, т. е. неразрывного единства познания и подлинного смысла, содержания и назначения правовых предписаний.

Ряд ученых-юристов рассматривают толкование правовых норм как деятельность, состоящую в установлении выраженной в них государственной воли, в раскрытии ее содержания. В ходе этой деятельности анализируется текст нормативно-правового акта, его официальных и неофициальных разъяснений и других, близких по содержанию материалов, выявляются смысл, содержание, юридическая сила, пределы действия толкуемой нормы, выясняются историко-политические условия, ее понятия и т. д.[235]

Однако если различать право и закон, если понимать толкование учеными и законодателем, то таким пониманием толкования ограничиваться нельзя. Ими могут интерпретироваться смысл разнообразных явлений и факторов общественной жизни, на основании которых зиждется право, которое законодатель обязан возвести в закон.

Ученые и законодатель отыскивают волю социальных общностей (народа, политических партий и т. д.), а затем уже действующий закон могут объявить неправовым с точки зрения права. Например, к ст. 1 ГК Республики Беларусь дается научное толкование. Отмечается, что в ней «отсутствуют четкие указания на особенности отношений, регулируемых гражданским законодательством. В ней нет указаний на то, что гражданское законодательство регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников»[236].

При толковании важно, что «содержание права, прежде чем оно будет возведено в закон, должно быть понятно, содержание конкретных норм, прежде чем они будут применены (реализованы), должно быть выяснено»[237].

В современном мире далеко неоднозначно понимается толкование права. В континентальном праве допускается, что права включают в себя не только правовые нормы, но и их толкование судьями. Французский ис­следователь правовых систем современности Р. Давид пишет о так называемых «вторичных правовых нормах», создаваемых судьями, о том, что содержание положений закона истолковывается в том смысле, который в наибольшей степени отвечает требованиям справедливости в момент применения закона. Так, толкование Конституционного суда ФРГ изданных парламентом законов обязательно для всех органов, включая суды[238].

В качестве примера сочетания позитивного правового и естественно-правового толкования можно привести решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 26 мая 2000 г. № Р-98/2000. Согласно данному решению конституционная обязанность граждан Беларуси по защите Родины допускает реализацию этой обязанности в разных формах, в том числе и путем прохождения альтернативной службы, в частности службы в железнодорожных войсках, с согласия граждан. Это вытекает из позитивных предписаний ст.57 Конституции, ч.5 ст.1 и ч.3 ст.14 Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и других международных норм.

Таким образом, Конституционный Суд Республики Беларусь установил, что при отсутствии законодательства об альтернативной службе на основании сложившейся практики направлять граждан, отказывающихся от прохождения воинской службы, в железнодорожные войска, т. е. ле­га­лизовал правотворческую роль призывных комиссий в деле реализации права граждан на альтернативную службу. Этот прецедент в публичном праве можно сравнить с преторским правотворчеством в Древнем Риме, породившем jus gentium.

На основании изложенного следует, что толкование права нельзя понимать только как деятельность, состоящую в установлении и раскрытии содержания норм права. Нам представляется: толкование права – это интерпретация разнообразных явлений и факторов общественной жизни, на основании которых и проистекает право, раскрывается его сущность, выражающая социальную справедливость.

Уяснение смысла норм права

Интерпретатор, уясняя смысл нормы и ее социальное назначение, исследует: 1) саму норму; 2) ее правовые связи с другими юридическими предписаниями, правовыми принципами; 3) связи с другими общественными явлениями. При этом используются три самостоятельных приема уяснения правовой нормы.

Текстовое толкование, т. е. грамматическое, поскольку объектом исследования в данном случае является текст, внешняя сторона нормы. Интерпретатор при текстовом толковании изучает одновременно как лексическую и синтаксическую, так и смысловую структуру текста нормы, применяет правила и грамматики, и логики.

Текстовое толкование начинается с осмысливания соответствующего текста нормативного акта. Необходимо установить основное значение отдельных слов, их смысловой оттенок в данном контексте, выяснить грамматическую форму (падеж, число, род, лицо и т. д.). Если в нормативном акте нет определения термина, ему дается общеупотребимое литературное значение. При толковании интернациональных и иностранных слов им придается то значение, какое они приобрели в родном для законодателя языке.

Смысл исследуемого слова толкуется так, как понимал его законодатель в момент издания нормы. Основная лексическая база, используемая в нормативных актах, постоянна. Однако возможность изменения значения слов существует, и ее нельзя не учитывать при толковании.

Следующая, стоящая перед интерпретатором задача – установление смысловой и грамматической структуры текста, изучение взаимозависимости всех предложений, уточняющих, развивающих и конкретизирующих содержание и в совокупности составляющих норму права. Установление таких связей особенно важно в случае, когда норма складывается из нескольких статей одного акта или различных актов (внесение изменений и дополнений в статью, последующее ее распространение, отмена какой-либо части, помещение санкции в другой статье или ином акте и т. д.).

Одновременно исследуются технико-юридические средства и приемы в толкуемой норме (раскрытие содержания специальных юридических и технических терминов, особых правовых конструкций, анализ структуры рассматриваемой нормы и т. д.).

Законодательный текст – это не обычное литературное произведение. В нем употребляется ряд специальных терминов. В законодательстве много так называемых обыденных, общеупотребительных терминов, которые заимствуются из бытового языка и используются в своем общераспространенном значении. Часто применяются также общеупотребительные термины, имеющие в нормативном акте особый смысл (например, доказательство, подозреваемый, жалоба). Они более точно обозначают необходимое понятие. Как правило, такие термины во избежание чрезмерно широкого и, следовательно, неточного толкования определяются в нормативном акте (например, в ст. 1 ГПК Республики Беларусь специально формулируются определения многих употребляемых в кодексе терминов).

Специальные юридические термины (например, истец

Наши рекомендации