Становление теории правового государства

Теория правового государства это – синтез концептуальных идей и концепций о его природе, признаках, принципах как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного развития учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости.

Зарождение теории правового государства берет свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в теорию правового государства является идея господства юридического закона, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господство закона и Сократ. Будучи убежденным в исключительной значимости законности, Сократ пожертвовал своей жизнью, отказавшись от побега из тюрьмы, в которой он ожидал исполнения вынесенного ему смертного приговора за нарушение закона.

Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства, – писал в своей книге «Законы» Платон, – где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги»[63].

Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон правильный в основных своих положениях, и правитель – будет ли то одно лицо или несколько – должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи[64]. Современник Аристотеля Эсхил считал, что демократическая форма правления возможна только при соблюдении закона. Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действие закона должны подпадать все.

Крупнейший средневековый мыслитель Фома Аквинский, построивший свое учение на теории греческих философов и римских юристов, исходил из того, что управляют мировым и общественным порядком именно законы, которые он делил на четыре категории: 1) вечный закон; 2) естественный закон; 3) человеческий закон; 4) божественный закон.

В учениях раннебуржуазных мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы, М. Воль­тера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Лок­­ка получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона.

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения господства закона в обществе в XX веке отстаивали в своих трудах такие видные ученые-юристы, как А. С. Алек­сеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, И. Н. Лазаревский, Н. М. Коркунов, Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский, П. И. Новго­род­цев, Н. И. Палиенко и др.

Вторым блоком идей, вошедших в теорию правового государства, является концепция естественного права. Концептуальные идеи о естественном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона. Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Ак­винский.

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно которой естественное право – это требования человеческого разума, коренящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, установленный в обществе, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Свобода людей по Дж. Локку заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека. Классическая естественная школа права была господствующей на протяжении двух столетий.

В XX в. естественная школа права возрождается в экзистенциалистском, неотомистском, герменевтическом, феноменологическом и других направлениях. Каждое направление по-своему интерпретирует естественное право, однако все они, в конечном счете, сходятся в том, что его истоками являются общечеловеческие ценности, коим и должны соответствовать нормы позитивного права. В отличие от прежней теории естественного права, считавшей естественные права человека неизменными, раз навсегда данными, некоторые нынешние ее сторонники полагают, что эти права изменяются в зависимости от складывающейся реальной ситуации и круг их может расширяться.

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правового государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о принадлежности народу верховной власти высказал Мо-цзы – древнекитайский мыслитель в
V–IV вв. до н. э. В XIV в. итальянский ученый М. Падуанский обосновывает положение, согласно которому народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Концепцию же народного суверенитета создал в XVIII в. Ж. Ж. Руссо. По Ж. Ж. Руссо суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю.

Существенный вклад в становление теории правового государства внесли разработчики концепции разделения властей.

Идея разделения властей была высказана впервые Аристотелем, усматривающим в государстве три его элемента: законодательный орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции Полибия и Цицерона, выступивших за смешанную форму правления, сочетающую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский четко разграничил две власти – законодательную и исполнительную.

Концепция же разделения властей начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (фе­деративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей спра­ведливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, испол­нительную и судебные ветви власти, доказавшего необходимость их взаимного ограничения во избежание злоупотребления каждой из них в отдельности путем соответствующих юридических сдержек и противо­весов[65].

Сторонники теории разделения властей по-разному их именуют, как и расходятся по количеству властей. С. Е. Десницкий различал законодательную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (городское самоуправление); И. Кант – верховную, исполнительную, судебную; Г. Гегель – законодательную, исполнительную, княжескую; Б. Кон­стан – королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную.

В настоящее время подавляющее большинство исследователей ведут речь о трех основных ветвях власти – законодательной, исполнительной и судебной. Наряду с ними некоторые авторы выделяют еще контрольную, надзорную, муниципальную (местную). В частности, профессор Вюрцбургского университета А. Бланкенагель утверждает, что Конституционный суд ФРГ как орган конституционного контроля стал властью даже над парламентом[66].

Как бы завершающим звеном в разработке конструкции правового государства явилась концепция господства права, в которой различают две модели – англосаксонскую и немецкую. Англосаксонская модель исходит из того, что правление не может быть произвольным, а должно осуществляться в соответствии с законом, принятым с соблюдением предусмотренных процедур, устанавливающим права и обязанности граждан, их гарантии и никакой официальный статус не может защитить лицо от установленной законом ответственности, если оно нарушило предписанные права, нет никого, кто был бы выше его. Немецкий вариант обосновывает господство права в ракурсе различения права и закона.

Суть теории господства права, отличающейся от концептуальных идей господства закона, состоит в том, что она четко разграничивает право и закон, который может быть как правовым, так и неправовым, несправедливым, не соответствующим принципам права. Правовой закон воплощает в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывает государственную власть. Право выше государственной власти. Власть должна осуществляться в соответствии с правом. Наиболее видные разработчики этой теории – А. Дайси, П. Лабанд, О. Бэр, Л. Штейн.

Существенный вклад в создание теории правового государства внесли И. Кант, К. Велькер, Р. Моль, В. Гумбольдт, Л. Штейн, Г. Еллинек, Л. Дю­ги, М. Ориу и другие.

Впервые термин «правовое государство» сформулировал немецкий ученый К. Велькер в 1813 г., а в 1829 г. его соотечественник Р. Моль ввел это понятие в политико-правовой оборот. В Германии родоначальником учения о государстве считают И. Канта, который впервые употребил понятие «правовой закон» и государство определял как оъединение множества людей, подчиненных правовым законам, а целью государства считал торжество идеи права. Однако юридизированое определение государства было дано еще до нашей эры древнеримским мыслителем Цицероном. Он характеризовал государство как соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Затем в XVII в. нидерландский ученый Г. Гроций определил государство как совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.

Правовое государство как юридическая конструкция выработано наукой права в XVIII–XIX вв. в период, когда складывалось конституционное устройство европейских стран.

В начале XX в. С. А. Котляревский подчеркивал: «идея правового государства вошла в обиход современных цивилизованных обществ» и «убеждение, что государство должно принять облик правового, остается непоколебимым»[67].

§ 2. Современные подходы в понимании
правового государства

В современной научной литературе правовое государство определяется неоднозначно, с различными акцентами в его сущностной харак­те­ристике. Одни авторы считают доминантным в правовом государстве верховенство закона, другие – государственный суверенитет народа, третьи – основные права человека, четвертые – отношение власти с индивидами на основе права. Правовое государство по В. Ф. Яковлеву – это образ жизни общества и его граждан, основанный на верховенстве закона; по В. С. Нер­сесянцу – правовая форма организации и осуществления государственного суверенитета народа; по П. М. Рабиновичу – государство, в котором юридическими средствами реально обеспечены максимальное осуществление, охрана и защита основных прав человека; по В. Д. Зорь­кину – правовое государство представляет собой разумный способ соединения начал власти и свободы под углом зрения гуманизма. Профессор Гейдельбергского института зарубежного публичного и международного права Т. Швайсфурт обозначает правовое государство как государство международного права. Член Федерального конституцион­но­го суда ФРГ профессор К. Хессе определил следующие характерные черты правового государства: 1) право-организующий фактор государства; 2) примат (верховенство) права; 3) гарантии прав и свобод; 4) уста­новление справедливых юридических институтов, обусловливающих со­ответствующую форму государства; 5) правовое государство должно быть социальным[68].

В учебниках по теории государства и права нового поколения правовое государство также трактуется неоднозначно. С точки зрения В. И. Хро­панюка, правовое государство – «такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права»[69]. С. А. Комаров полагает, что «правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности»[70]. Н. В. Витрук утверждает: «Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе Конституции и законов в соответствии с требованиями права, существенным из которых есть признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина»[71]. С точки зрения А. В. Маль­ко, «правое государство – это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений»[72].

Правовое государство во многих ныне действующих конституциях современных государств, в том числе в Конституции Республики Беларусь, провозглашается как государство социальное.

Некоторые авторы утверждают, что понятие «социальное правовое государство» впервые употребил в 1929 г. немецкий государствовед Х. Хел­лер как альтернативу диктатуре буржуазии и диктатуре пролетариата. Однако о государстве социальном речь шла еще в конце XIX в. в книге немецкого ученого Л. Штайна «Настоящее и будущее правовой научно-государственной Германии». В этой работе подчеркивалось, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано... способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»[73].

Юридически понятие социальное правовое государство было закреплено в Конституции ФРГ 1949 г. и получило распространение в конституциях многих современных государств.

Социальное правовое государство – это государство, которое: 1) обеспечивает такое состояние в обществе, при котором взаимоотношения между классами, нациями, другими социальными группами не доводятся до гражданской войны, революции, социальных взрывов, социальных потрясений; 2) содействует обеспечению достойного уровня жизни всем своим гражданам; 3) проявляет особую заботу о социально незащищенных гражданах (инвалидах, престарелых, пенсионерах, одиноких, больных); 4) уделяет большое внимание проблемам образования, здравоохранения, досугу, быту людей. В социальном правовом государстве человек признается высшей ценностью.

Социальное правовое государство – это конституционная система правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международно признанные права человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права.

Правовое социальное государство – это новый, идеальный тип государства.

Становление и развитие социальных правовых государств в современном мире представляет собой закономерность в русле общечеловеческого прогресса.

Наши рекомендации