Методология и методы общей теории права
Методология (греч. methodos – образ действия, подход, способ, прием осуществления той или иной деятельности и logos – слово, смысл, суждение) – учение о познавательных процедурах и их результатах. Выдающийся современный философ, первый президент Отделения логики, методологии и философии наук Международного союза истории и философии науки Георг Хенрик фон Вригт назвал методологию пособием для развития мышления.
Методология общей теории права – это принципы, основные подходы, способы, средства познания права, это учение о методах в их единстве и разнообразии, включающее в себя мировоззренческую позицию, это всеобщее научное руководство и все многообразие конкретных методов, с помощью которых познается истина о праве.
Для сторонников марксистской методологии характерным является применение диалектико-материалистического подхода к познанию права как единственного подлинного научного метода, исключающего другие общие методы его изучения.
История правовых учений, да и всей науки, свидетельствует о том, что материалистическая диалектика – это лишь один из научных общих методов познания, но не единственный и вряд ли его можно считать главным. Идеалисты Сократ, Платон, И. Кант, Г. Гегель и другие внесли огромный вклад в познание такого сложного социального феномена, каким является право. Уместно при этом подчеркнуть, что основные законы диалектики сформулировал именно Г. Гегель, а не К. Маркс и Ф. Энгельс, являющиеся создателями метода диалектического материализма.
Современная методология в познании явлений общества, а значит и права, характеризуется тем, что она: а) отрицает монополизм, является плюралистичной; б) имеет гуманистическую направленность; в) отличается свободомыслием, открытой рациональностью.
В методологии общей теории права различают общие и частные (частно-научные) методы познания. Некоторые авторы классифицируют методы детальнее, разграничивая: а) всеобщий философский метод; б) общие методы (анализ, синтез, абстрагирование, системно-структурный подход, дедукция); в) специальные методы (статистический, конкретно-социологический, психологический, математический); г) частные методы (методы толкования, сравнительно-правовой и др.). Однако критерии такого конкретного разграничения весьма относительны. Более того, даже при группировке методов на общие и частные один и тот же метод (например, анализ, синтез) одни правоведы относят к частным, другие – к общим. И все-таки наиболее общие методы познания права можно выделить. К ним следует отнести методы: диалектический, метафизический, формационный, цивилизационный, дедукцию, индукцию, анализ, синтез, догматический, нормативный. Частные методы – исторический, историко-политический, генетический, сравнительный, историко-сравнительный, компаративистский (сравнительно-правовой), синхронический, диахронический, структурный, функциональный, структурно-функциональный, статистический, конкретно-социологический, логико-математический, логико-юридический, кибернетический, синергетический, телеологический, прогностический и другие.
Значение общей теории права
Общая теория права значима прежде всего, как и любая другая наука, своими знаниями истины. Истинные знания в любой сфере являются благом для человечества в целом и для каждого индивида в частности. Об этом было известно еще в глубокой древности. До нас дошли мудрые изречения античных времен: «Есть лишь одно благо – знание, есть лишь одно зло – невежество», «Знание – свет, неучение – тьма», «Знание – сила». Иисус Христос утверждал: «Познайте истину – истина сделает вас свободными». «Красна птица перьями, а человек знаниями» – гласит немецкая пословица. Академик Д. С. Лихачев справедливо заметил: жизнь является воплощением идей и концепций.
В многообразии знаний особое место занимают знания научные. Не случайно наиболее выдающиеся умы человечества подчеркивали важную роль науки. Аристотель утверждал: «Корни науки горьки, а плоды ее сладки. Культура ума служит украшением в счастье и утешением в несчастье». «Сколько человек знает, настолько он человек» – утверждал испанский мыслитель XVII в. Б. Грасиан. «Без теории, – писал Ф. Энгельс, – невозможно связать между собой даже два факта жизни и уразуметь существующую между ними связь». По словам академика И. П. Павлова, «наука не только наполняет жизнь интересом и радостью, но и дает опору чувству собственного достоинства». Теоретическая ложь, как справедливо отмечал Н. Г. Чернышевский, непременно ведет к практическому вреду. Сон разума порождает чудовищ; нет ничего практичнее, чем хорошая теория – подтверждают мудрые афоризмы. Это – о научных знаниях вообще.
Общая же теория права вооружает знаниями не обычными. Особенность состоит в том, что она дает юридические знания, знания о праве как о всеобщем социальном регуляторе, воплощающем в себе общесоциальную справедливость (самое важное благо человечества), призванное гарантировать порядок и прогресс. К тому же общая теория права представляет собой не просто юридические знания, а систему знаний о самом важном в праве – его сущности, содержании, формах, принципах, закономерностях.
Истинное знание предмета общей теории права, особенно его сущности, принципов, закономерностей имеет методологическое значение в исследовательском плане для всех юридических наук, в практическом отношении – для законодательной и правореализующей деятельности. Этому служат прежде всего знания о верховенстве права, его принципах, формах реализации, видах и способах толкования права, порядке вступления в действие законов и подзаконных актов, законности и правопорядке, гарантиях прав и свобод личности, правовой культуре.
Общая теория права имеет огромное воспитательное значение в плане формирования высокой правовой культуры в исследовательской среде, в кругу работников государственного аппарата, особенно депутатского корпуса и служащих правоохранительных органов, в сфере учащихся, у всего населения.
Глава II
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧЕНИЙ
О СУЩНОСТИ ПРАВА