Понятие и виды правоприменительных актов в республике беларусь
Правоприменительный акт - один из видов правовых актов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из их названия - они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые
Виды правоприменительных актов:
* По субъекту принятия различают правоприменительные акты
— органов законодательной власти;
— исполнительной власти;
— судебной власти;
— контрольно-надзорных органов;
— органов местного управления и самоуправления;
— общественных организаций и др.
*По способу принятия:
— принятые коллегиально
— принятые единолично
* По форме акта:
— письменные (приговор, постановление)
— устные (устное замечание участнику дорожного движения за незначительное нарушение правил; удаление свидетелей из зала суда и т.п.)
* По значению:
— основные (приговор) и
-----вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы, частные определения).
Понятие толкования права
Толкование права выражается в установлении подлинного смысла содержащихся в правовых актах конкретных решений и констатаций.
Оно может осуществляться как самими органами государства, принявшими нормативный акт или решение по тому или иному юридическому делу, так и любыми другими лицами.
Толкование права предполагает в первую очередь выявление подлинного смысла и назначение нормативных предписаний, их связей, способов единения, юридической силы и природы. Это по существу означает определение единства формы и содержания правовых актов.
Толкование необходимо не только для практической реализации правовых актов, в частности, их применения. Оно имеет место и при правотворчестве, и при систематизации правовых норм, и при научном их анализе. Поэтому нельзя считать, что толкование необходимо только при правореализации. Оно имеет универсальный характер для всех сторон правовой деятельности.
По своему содержанию толкование права представляет собой прежде всего внутреннее, логическое, интеллектуальное действие лиц по анализу и осмыслению конкретных правовых предписаний. Однако эти действия приобретают юридическое значение лишь при условии, если они находят свое выражение вовне. Даже в том случае, когда человек уясняет смысл правовых норм исключительно для себя, чтобы согласовать с ними собственное поведение, отмеченные действия выражаются в его внешнем поведении. По его внешнему поведению можно судить, насколько понятен истинный смысл норм права.
Поэтому следует исходить из того, что при любой разновидности толкования как правовой деятельности существует единство внутреннего и внешнего, мыслительного и практического процессов, т. е. неразрывного единства познания и подлинного смысла, содержания и назначения правовых предписаний.
Ряд ученых-юристов рассматривают толкование правовых норм как деятельность, состоящую в установлении выраженной в них государственной воли, в раскрытии ее содержания. В ходе этой деятельности анализируется текст нормативно-правового акта, его официальных и неофициальных разъяснений и других, близких по содержанию материалов, выявляются смысл, содержание, юридическая сила, пределы действия толкуемой нормы, выясняются историко-политические условия, ее понятия и т. д.
Однако если различать право и закон, если понимать толкование учеными и законодателем, то таким пониманием толкования ограничиваться нельзя. Ими могут интерпретироваться смысл разнообразных явлений и факторов общественной жизни, на основании которых зиждется право, которое законодатель обязан возвести в закон.
Ученые и законодатель отыскивают волю социальных общностей (народа, политических партий и т. д.), а затем уже действующий закон могут объявить неправовым с точки зрения права
Способы толкования права
Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
В юридической науке и практике различаются следующие способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.
Грамматическое толкование (грамматический способ). Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Поэтому при толковании закона в первую очередь встает необходимость выяснения терминологического или грамматического содержания отдельных понятий, из которых складывается содержание текста. Для этого сопоставляются грамматические формы слов (род, число, падеж и т.д.), выявляются связи между словами и предложениями, устанавливаются синтаксическая и морфологическая структура предложения (знаки препинания, соединительные и разъединительные союзы и др.).
Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством названного способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности.
Систематическое толкование. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления ее с другими нормами или иными нормативными актами.
Историко-политическое толкование предполагает учет исторической (экономической, социально-политической) обстановки в стране на момент издания норм и на момент их реализации. Такое толкование тем более необходимо в случаях , когда закон устарел и не отражает объективных условий времени его применения.
Специально-юридическое толкование основано на специальных профессиональных знаниях правовой науки и юридической техники. При формулировании правовых предписаний законодатель использует разнообразные юридико-технические средства и приемы, различные методы, способы и типы правового регулирования, что и обуславливает потребность интерпретатора в специальных юридических (и прежде всего, научно-теоретических) знаниях.
Телеологическое (целевое) толкование направлено на уяснение целей издания правовых актов. Но если в стране резко меняется общественно-политическая обстановка, специфика обстоятельств дела, без выяснения цели невозможно принять правильное решение.
Виды толкования норм права
Толкование норм права (как результат уяснения) классифицируется по критериям его юридической силы, степени конкретизации и объема действия.
По юридической силе толкование норм права делится на официальное и неофициальное. По степени конкретизации — на нормативное и казуальное. Официальное толкование, в свою очередь, делится на аутентичное и легальное. Неофициальное толкование бывает компетентным (доктриальное и профессиональное) и обыденным.
По объему толкование норм права делится на адекватное (буквальное), распространительное и ограничительное.
Буквальное (адекватное) толкование —такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, соответствует буквальному тексту, «букве» закона.
Распространительное толкование— такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, шире, чем буквальный текст, «буква» закона.
Ограничительное толкование— такое толкование, в соответствии с которым действительное содержание юридических норм, раскрытое в результате толкования, уже, чем буквальный текст, «буква» закона.
Распространительное и ограничительное толкование осуществляется строго в пределах толкуемой нормы, ни то, ни другое не «расширяет» и не «сужает» содержание нормы и даже не колеблет непогрешимости «буквы» закона, а только выявляет действительный смысл юридическое нормы, смысл «буквы».
При распространительном толковании данные обстоятельства охватываются содержанием закона: законодатель их «имел в виду». При аналогии же закона определенные факты не охватываются ни буквальным текстом, ни смыслом закона: законодатель их «не имел в виду».
Официальное толкование нормативно регламентировано, и его акты интерпретации имеют юридическую силу.
Неофициальное толкование осуществляют: общественные организации, ученые, адвокаты, юрисконсульты предприятий, кооперативов, отдельные граждане. Такое толкование обогащает легальное толкование в выработке единства взглядов, подходов к процессу толкования права и квалифицированной реализации его результатов.
Официальное толкование, даваемое судебными или иными уполномоченными на то государственными органами, а также органами общественных организаций по специальному уполномочению государства, можно разделить на два вида: нормативное и казуальное толкование.
Нормативным толкованиемявляется официальное разъяснение правовой нормы компетентным органом обязательное для всех лиц и органов, которые прямо подпадают под юрисдикцию этого органа, производящего толкование.
Казуальным толкованиемназывается разъяснение смысла правовой нормы, которое дается судебными или иными компетентными органами по поводу и в связи с рассмотрением конкретного дела. Оно является формально обязательным лишь при его разрешении. Общеобязательной силы такое толкование не имеет. Суды не могут основываться и ссылаться на него при вынесении решения.