Становление и развитие концепций верховенства права и правового государства в истории политико-правовых учений.

Основные положения теории правового государства, как и некоторых других концепций, были развиты в период буржуазных революций, в период преобразования традиционных государств в государства конституционные. Как известно из предыдущих тем, в основе деления государств на традиционные и конституционные лежит взаимоотношение государства и личности, соблюдение в государственной деятельности прав человека. Традиционные государства имели неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей, не признавали естественные права человека (прежде всего - личные и политические). Это, к примеру, рабовладельческие и средневековые монархии. В конституционных государствах (республиках и парламентарных монархиях XIX—XX вв.) народ является источником государственной власти, он формирует законодательные органы, государство подчинено обществу, сфера его деятельности ограничена, признаны и гарантированы права человека.

Суть концепции правового государства, исходный пункт для последующих рассуждений и обоснования конкретных требований заключается в анализе соотношения не столько государства и права, что предполагается исходя из названия, сколько государства и личности. Основное положение теории правовой государственности гласит: в любых ситуациях интересы личности имеют приоритет перед интересами государства. Человек, личность есть всегда и во всем только цель, но никогда не является средством, даже ради достижения великой и благородной цели. Это исходный принцип правовой государственности, принцип гуманизма. Одним из первых в новое время данному утверждению придал значение фундаментальной философской и политической идеи (т. е. на ее основе начал строить свои рассуждения) немецкий философ Иммануил Кант (XVIII в.).

Наличие развитого гражданского общества. Дать определение такому явлению, как гражданское общество, достаточно непросто, в литературе существует множество точек зрения на этот счет. В самом общем виде гражданское общество — это та сфера общественных отношений, в которую государство не имеет право вмешиваться административными методами. Без наличия развитого гражданского общества вообще невозможно говорить о противопоставлении государства и личности, о более или менее равных взаимных правах и обязанностях, поскольку здесь государство целиком поглощает личность. Такие государства в XX в. получили название тоталитарных, а ранее - полицейских (см. рассмотренные выше характерные особенности последних).

Признание суверенитета народа, формирование обществом законодательных органов государства. Изначально верховной властью обладает только народ, который делегирует эту верховную власть на выборах парламенту — высшему представительному органу государства. Лишь парламенту предоставлено право издания законов - обладающих высшей юридической силой нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие наиболее важные общественные отношения. Это - принцип демократизма.

Разделение властей, необходимое для предотвращения узурпации власти одним лицом либо группой лиц (подробнее об этом см. тему 4, вопрос «Принципы организации и деятельности государственного аппарата»). Особо следует подчеркнуть независимость судебной власти, поскольку судебная власть призвана разрешать возникающие в обществе споры, защищать нарушенные права граждан. В более широком плане в литературе иногда говорится о независимости всех правоохранительных органов, о подчинении их только закону.

Три указанных положения представляют собой общие начала организации государственной власти, ее соотношения с обществом. Теперь рассмотрим основные принципы, на которых должна основываться деятельность государства, называющего себя правовым.

Подчинение государства праву. Данное положение нередко провозглашается как основной или даже единственный признак правового государства. Это - теория правового государства в узком смысле, так она рассматривается в отдельных работах, посвященных в основном историческому аспекту настоящей проблемы. В подчинении государства праву состоит практический смысл концепции правового государства: в деятельности государственных органов не должен господствовать произвол, эта деятельность должна быть чем-то (правом!) ограничена.

В науке сложилось два основных варианта понимания данного принципа, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки:

ограничение деятельности государства им же издаваемым писаным, положительным правом, правом, содержащимся в нормативных актах. Это так называемое государство законности. Однако только таким положением не исчерпывается понимание правового государства;

ограничение деятельности государства идеальным, справедливым правом, в качестве которого могут выступать, например, естественные права человека.

В последнее время этот принцип стал дополняться следующим положением:

Признание приоритета естественных прав человека в деятельности государства. Поскольку естественные права человека в современном мире нашли свое выражение в международном праве и в конституциях демократических государств, из данного принципа следуют еще два.

Наши рекомендации