Особенности законодательного процесса и проблемы его совершенствования в Республике Беларусь. Подзаконное правотворчество: субъекты и особенности.
Подзаконный акт – акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. В силу этого они и носят название подзаконных.
Выделяют следующие подзаконные акты:
v указы и распоряжения президента;
v постановления правительства;
v приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
v решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;
v локальные нормативные акты .
Подзаконные акты по сфере распространения и субъектам издания подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные. К подзаконным актам относятся прежде всего акты исполнительной власти. В принципе же сфера действия подзаконных нормативных правовых актов, их юридическая сила зависят от места и роли в системе государственного механизма того органа, который издал соответствующий акт. В числе подзаконных актов большей, после законов, юридической силой обладают указы Президента Республики Беларусь в тех случаях, когда они изданы на основе закона.
К числу подзаконных относятся нормативные акты палат Национального собрания Республики Беларусь, Правительства, высших судебных органов, Генерального прокурора. Важными подзаконными актами являются постановления Совета Министров Республики Беларусь. Эти акты носят, как отмечено, подзаконный характер и издаются по вопросам управления экономикой страны, обеспечения государственной политики в сфере науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения, труда, национальной безопасности, охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и др. Постановления Правительства обычно носят нормативный характер, хотя они могут иметь и ненормативное значение. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения, которые содержат конкретные предписания, то есть относятся к актам индивидуального регулирования. Наиболее многочисленными подзаконными актами являются ведомственные акты, издаваемые центральными органами государственного управления – министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь. Эти акты регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующих органов, но некоторые министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров обладают правом издания актов, имеющих и межведомственное значение. Такими полномочиями наделено, например, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.
Ведомственные нормативные правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим по юридической силе нормативным актам. Необходимо учитывать, что постановления и приказы могут иметь и ненормативный характер. Ведомственные акты принимаются в форме приказов и постановлений. Коллегиально, в форме постановлений принимаются акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер. Ведомственные нормативные акты могут приниматься и в форме инструкций, положений, уставов, правил, но они подлежат утверждению постановлениями или приказами.
Подзаконные нормативные акты принимают также местные представительные и исполнительно-распорядительные органы власти (областей, городов, районов). Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений. Управления и отделы исполнительно-распорядительных органов обычно принимают приказы, инструкции. Такие акты являются актами локального значения. Они принимаются также и руководителями предприятий и учреждений. Акты локального регулирования распространяют свое действие только на членов соответствующих организаций, издаются в целях обеспечения взаимодействия своих структурных подразделений, режима труда, отдыха и др.
Из всего выше сказанного я хотела бы сделать вывод, что нормативно-правовой акт является одним из основных, важнейших, существенных источников права в Беларуси. Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как санкционированный обычай. Правовой обычай достаточно широко используется в международном праве, во внешней торговле. Беларусь как субъект международного права руководствуется обычаями, регулирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли .