Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия:
1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.
Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты. – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае – это все то, что подпадает под действие правовых норм. Иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Подобные общие рамки (границы) нередко называют правовым, или юридическим полем. За пределами этого поля находится неправовое пространство.
Под методом понимаются определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения. Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.
Предмет является главным, материальным критерием разграничения норм права по отраслям, поскольку он имеет объективное содержание, предопределен самим характером общественных отношений и не зависит в принципе от воли законодателя. Метод же служит дополнительным, юридическим критерием, так как произведен от предмета. Самостоятельного значения он не имеет. Однако в сочетании с предметом способствует более строгой и точной градации права на отрасли и
институты. Ведь наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права, не порождает автоматически его отраслей.
Именно предмет прежде всего диктует необходимость выделения той или иной отрасли, а когда отрасль выделяется, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной мере зависит от воли законодателя. Последний, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, может избирать тот или иной способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, отличающая его от предмета. Но оба они играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом.
Следует помнить, что право регулирует не все, а лишь наиболее принципиальные с точки зрения интересов государства отношения. И притом такие, которые объективно нуждаются в правовом оцосредо-вании. Государство не ставит сноси целью тотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многие взаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами – моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения право способно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю. Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают как правовые.
Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от видового разнообразия общественных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда по одному лишь предметному признаку можно отличить одну отрасль права от другой, так как существуют такие отношения, которые оцосредуются нормами ряда отраслей.
Например, отношения собственности во всех ее формах регулируются гражданским правом, уголовным, административным, конституционным. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, ибо каждая правовая отрасль имеет свой, характерный для нее способ воздействия на поведение субъектов (либо их сочетание).
Словом, одного материального ориентира недостаточно: если руководствоваться только им, то трудно было бы разграничить смежные отрасли и институты. Тем более что в праве не существует абсолютно независимых отраслей, так как они – части единой системы. Если бы . основанием для деления нрава служил только предмет, то отраслей оказалось бы слишком много.
В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на
происходящие социальные процессы: а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
б) издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении; в) наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения; г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения
этих установлений.
В целом правовой метод представляет собой известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.
Указанная специфика отличает данный вид социального упорядочения от других форм нормативной регуляции общественной жизни* Значение описанного правового механизма состоит в том, что он во многом определяет эффективность и результативность действия права.
Однако наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опос-рсдусмых ими отношений. К ним относятся:
Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, веление государства; в то же время она даст субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рамках закона. Указанные методы в какой-то мере носят универсальный характер.
Такое же сквозное значение имеют дозволения, связывание и запрет, свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. Разрешая (дозволяя) одни действия, предписывая в обязательном порядке другие, запрещая под угрозой санкции третьи, право тем самым придает поведению субъектов строго целенаправленный характер, вводит общественные отношения в нужное русло.
В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.
Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышении работниками своей квалификации, приобретении новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.
Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом, их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения.
В сельскохозяйственном праве применяется метод рекомендаций, обусловленный тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.
В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.
В последнее время в связи с развитием рыночных отношений и предпринимательства все большее распространение получает индивидуальный метод регулирования (или метод свободного волеизъявления), под которым понимается форма самостоятельной юридической деятельности субъектов, направленной на упорядочение единичных общественных отношений с помощью правовых средств, не обладающих качеством юридической общеобязательности. Например, путем принятия ненормативных актов, заключения различных договоров, соглашений, сделок, добровольного установления обязательств и т.д.
Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.
98. Система права
- Понятие системы права и её структурные элементы.
- Предмет и метод трудового регулирования. Общая характеристика отраслей права РБ.
- Соотношение системы права и система законодательства. Система права и правовая система.
- Право частное и публичное, право материальное и процессуальное, право национальное и международное.
Система (от греч. – соединение, составленное из частей).
Система как философское понятие – это некое целостное явление, состоящее из элементов взаимосвязанных и взаимодействующих.
Система права – это объективное правовое явление (независящее от воли сознание людей), в том смысле, что деление системы права на отрасли происходит объективно, в соответствии с общественными отношениями, т.е., по другому, это сделано быть не может. Отрасли права в соответствующей юридической форме отражают реально существующие в обществе отношения (имущественные отношения в обществе, регламентируются отраслью гражданского права; семейные отношения, соответствующие отрасли права).
Система права – это его внутренняя структура, которая складывается из правовых норм, объединенных в соответствии со спецификой, регулируемых общественных отношений, в правовые институты, подотрасли и отрасли права.
Правовой институт – это обособленная группа правовых норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. Правовой институт регулирует фрагменты общественной жизни. Если нормы права – это первичный элемент правовой материи, то правовой институт – это первичная правовая общность (первичное правовое объединение).
Правовые институты бывают:
Отраслевые. Состоят из норм одной отрасли права.
Межотраслевые. Состоят из норм различных отраслей права (институт гражданства состоит из норм конституционного, административного и международного права).
Сложные (комплексные). Они являются относительно крупными и имеют в своем составе более мелкие образования – субинституты.
Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасли права, которые регулируют группы близких отношений определенного вида (гражданское право, есть подотрасли авторского права, и подотрасли наследственного права; в трудовом праве, есть подотрасли пенсионного права).
Отрасль права – это наиболее крупное центральное звено системы права. Отрасли права охватывают основные виды общественных отношений, характеризуются качественными особенностями для каждой отрасли права характерен свой особый режим правового регулирования.
Отрасли права классифицируются:
Профилирующие (первичные, фундаментальные). Они концентрируют в системе права главные исходные юридические режимы. К ним относятся: конституционные, административные, гражданские, уголовные, а также административно-процессуальные, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные права.
Специальные. Они образуют свой особый правовой режим регулирования. К ним относят: земельное, финансовое, трудовое право и т.д.
Комплексные. Для них характерно то, что они используют несколько методов правового регулирования. К ним относят: хозяйственное, аграрное, экологическое права и т.д.
Разделение системы права на отрасли происходит по предмету и методу правового регулирования. Предмет правового регулирования – это то, на что направляется правовое воздействие. Для каждой отрасли права характерна своя однородность регулируемых общественных отношений.
Метод правового регулирования – особые приемы регулирующего воздействия на общественные отношения.
Основные методы правового регулирования:
Метод властного предписания. Этот метод не допускает других вариантов поведения, решение одной стороны обязательный для всех других участников общественных отношений.
Метод автономии. Предполагает в определенных рамках выбор для субъектов вариантов того или иного поведения.
Императивный. Категорическое повелительное предписание. Используется в уголовном праве.
Диспозитивный. Он вступает в силу, когда субъекты права отношений, не заключив соответствующего соглашения, вступили в отношения.
Метод субординации и властного предписания регулирует управленческую и судебную деятельности государственных органов.
Метод поощрения. Чаще всего используется в трудовом праве.
Метод убеждения и принуждения.
Метод рекомендации. Используется в аграрном праве.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛОРУСЬ
Конституционное право – это ведущая отрасль права. Она закрепляет с помощью правовых норм и институтов общественное и государственное устройство, организацию и принципы деятельности органов государственной власти и управления, а также основные права, свободы, обязанности граждан.
Административное право регулирует организационно-властные отношения, связанные с исполнительно-распределительной деятельностью органов государства. К административному праву относится правовое регулирования деятельности министерств, других центральных и местных органов государственного управления в области регулирования экономикой, социально-культурной сферой, обороной, безопасностью и т.д.
Гражданское право регулирует имущественные отношения между равноправными собственниками, некоторые отношения не имущественного характера по поводу защиты определенных личных благ (например: чести, достоинства, деловой репутации и т.д.). Регулирует отношения в области имущественного, авторского, изобретательного права, наследственного права, права на открытие и т.д.
Уголовное право определяет, какие общественно-опасные деяния признаются преступлениями и какие наказания предусматриваются за их совершение.
Финансовое право – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения в области бюджета, налогов, кредита, банковского дела, страхования, денежного обращения и финансового контроля.
Семейное право охватывает нормы, устанавливающие порядок и условие вступления в брак, развода, регулирует личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой, попечительством, принятием детей на воспитание и т.д.
Система права и система законодательства
Система права и система законодательства – это тесно взаимосвязанные, но несовпадающие и самостоятельные категории, которые представляют собой два аспекта права. Они соотносятся между собой как содержание и форма, при чем, система права – это его содержание, а система законодательства – это его форма.
Система права – это объективное правовое явление, в том смысле, что является отражением реально существующей системы общественных отношений. И в связи с этим следует отметить, что система права строиться не по субъективному, произвольному усмотрению, а на основе реально существующей объективной действительности.
Система законодательства строиться по иному принципу, в её формировании значительное место занимает субъективный фактор, обусловленный потребностью практики. Деление системы законодательства на главы, параграфы, разделы, статьи, пункты, производиться на основании усмотрений правотворческих органов.
ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
- Право не существует вне законодательства.
- Они взаимосвязаны и соотносятся как содержание и форма.
- Именно в законодательстве нормы права получают своё реальное выражение и в этом смысле система права и система законодательства совпадают.
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
- Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правового акта. А норма права и статья нормативно-правового акта не всегда совпадают, бывают случаи, когда в одной статье нормативно-правового акта расположено две или более норм, и наоборот, когда одна норма расположена в двух или более статьях.
- Статья нормативно-правового акта не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция), отдельные структурные элементы нормы могут располагаться в другой статье этого же или даже другого нормативно-правового акта.
- В одном и том же нормативно-правовом акте могут содержаться нормы различных отраслей права, а значит, имеет место несовпадение ни по предмету, ни по методу правового регулирования.
СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ
Правовая система в отличие от системы права характеризует исторические, правовые и культурные отличия систем права разных государств. Правовая система – это предельно широкое и собирательное понятие, охватывает всю правовую организацию данного общества. Охватывает собой не только систему права и систему законодательства, но и всю остальную часть юридической надстройки, а именно правовую культуру, правосознание, совокупность правоохранительных органов, юридическую практику и т.д.
В юридической литературе имеют место три варианта соотношения системы права и правовой системы:
- Правовая система = система права + система законодательства.
- Правовая система = система права + система законодательства + система правоохранительных органов.
- Правовая система = система права + юридическая практика +правовая идеология.
Таким образом, понятие правовой системы шире, объемнее, чем понятие система права. Понятие системы права и правовая система соотносятся между собой как часть и целое.
Соотношение между правами.
ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО.
Любая национальная правовая система подразделяется на публичное и частное право.
Публичное право распространяет свои действия на сферы государственных и общественных интересов. К нему относятся такие отрасли права, как конституционное, административное, финансовое, уголовное, военное и др. Здесь юридический приоритет имеет воля государственной власти, регулирование является централизованным и строится на началах субординации.
Частное право – это сфера частных, индивидуальных и групповых интересов. Сюда относятся такие отрасли, как семейное, гражданское, предпринимательское, торговое, кооперативное и др. отрасли. Здесь уже юридический приоритет принадлежит воле частных лиц, граждан и их объединений. Регулирование носит децентрализованный характер и строиться на началах координации (по горизонтали, по принципу юридического равенства).
Частное право – это удивительный и парадоксальный феномен. Оно охватывает отношения, участники которых не обладают никакой властью, являются частными и равноправными, но их договоры и акты имеют полновесное юридическое значение, защищаются судом и признаются государством как его собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права, позволяет ему быть условием и гарантом гражданского общества обеспечивать независимость и самостоятельность частных лиц, быть условием и гарантом рыночной экономики и демократии.
МАТЕРИАЛЬНОЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО.
Материальное право – это те правовые нормы, которые обеспечивают регулятивные и охранительные функции права. Нормы материального права реально регулируют общественные отношения между людьми, наделяя их взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Процессуальное право – это те нормы, которые определяют порядок, процедуры, применение норм материального права.
НАЦИЛОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.
Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство не может считать его своим, оно занимает особое наднациональное место и регулирует межгосударственные отношения. Нормы международного права закрепляются в различных межгосударственных договорах, соглашениях, а также в уставах, конвенциях и декларациях международных организаций (например: ООН).
Правовое демократическое государство признает приоритет международного права над национальным и особенно в гуманитарной области, т.е. области прав и свобод человека. В конституции такого государства записано, что нормы международного права имеют приоритет над национальным правом.
Статья 8 конституции РБ говорит о признании нашим государством приоритета принципов международного права над национальным и обеспечивает соответствие этим принципам нашего законодательства.
В теории международного права выделяются два основных подхода в проблеме соотношения международного и национального права:
1.Дуалистический. Рассматривает международное и национальное право в качестве двух, хотя и взаимосвязанных, но различных систем права, которые не находятся в соподчинении.
2.Монистический. Отстаивает позицию единства данных систем, отдавая приоритет либо международному, либо национальному праву.