Уголовное право. Общая часть
Общие сведения
1.1 Характеристика дисциплины:
1.1.1 Назначение дисциплины: Дисциплина «Уголовное право» является одним из важнейших среди профессиональных, базовых дисциплин, изучаемых студентами направления подготовки Юриспруденция. Она изучается как составляющая профессиональной подготовки, обеспечивающая пригодность обучаемого к профессии юриста и его конкурентоспособность на рынке труда. Особенность данной дисциплины определяется тем, что она полно и глубоко рассматривает принципы и задачи уголовного права, понятие, признаки преступления и виды составов преступлений, а также институты обстоятельств, исключающих преступность деяния, соучастия, стадий совершения преступлений, множественности преступлений, наказания, назначения наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, иных мер уголовно-правового характера
1.1.2Цели дисциплины: дисциплина «Уголовное право» предназначена для обеспечения системного усвоения теоретических знаний по уголовному праву, привитию студентам устойчивых навыков и умений практического применения уголовно-правовых норм в борьбе с преступностью.
Обучающая цель - дать понятие уголовного права как одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права, которой присущи специфические черты как учебной дисциплине и одновременно как уголовно-правовой науки, а также раскрыть сущность основных понятий и дефиниций уголовного права;
Развивающая цель - развить понятийный и категориальный аппарат студентов по уголовному праву, помочь овладеть юридической терминологией, развить умение работать с УК РФ и иными нормативно-правовыми актами по данной дисциплине;
Воспитательная цель – воспитать интерес к изучаемой дисциплине.
1.1.3 Задачи дисциплины:уголовное право как учебная дисциплина направлена на решение следующих задач:
- овладение глубокими и системными знаниями теории уголовного права, раскрытие на этой основе содержания УК РФ и его реальных возможностей в борьбе с преступностью;
- формирование у обучаемых устойчивых навыков и умений применения норм Общей и Особенной части УК РФ в борьбе с преступностью;
- изучение норм, обеспечивающих уголовно-правовую базу борьбы с преступностью, предусмотренных международными договорами;
- формирование у студентов высокого уровня правосознания в области уголовного права, установки и умения эффективно бороться со всеми видами преступности при строгом соблюдении действующего законодательства.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОПдисциплина «Уголовное право» относится к базовой (обязательной) части (Б1. Б.16).
1.2.1 Пререквизиты:
При изучении данной дисциплины студент должен обладать исходными знаниями в области права и элементарными навыками его применения. Исходные знания заключаются в понимании права, представлении о правовой системе и механизме действия права, конституционных основаниях административного процесса, видах и сферах юридической ответственности. Элементарные навыки должны включать в себя поиск информации, толкование закона, формулирование и обоснование правовых позиций на основе изученного материала и в рамках господствующего мнения.
Для изучения данной дисциплины необходимо обладать исходными знаниями по следующим дисциплинам: «Теория государства и права», «Конституционное право».
1.2.2 Постреквизиты:
Дисциплина позволяет овладеть знаниями, которые необходимы для: формирования содержания и механизма правовой политики государства в сфере уголовного права; соблюдения законности в сфере применения норм уголовного права, умения в профессиональной и непрофессиональной деятельности обеспечивать соблюдение действующего законодательства.
Данный курс готовит студентов к овладению таких дисциплин как уголовный процесс, криминалистика, криминология, уголовно-исполнительное право, основы оперативно- розыскной деятельности.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенции (по ФГОС) | Результаты освоения ОП Содержание компетенций согласно ФГОС | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | Знать: основы профессиональной этики юриста. Уметь:общаться с коллегами и выражать собственное мнение, воспринимать иноязычную устную речь на слух; понимать письменный текст. Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации. |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию | Знать: о проблемах его науки и развития как самостоятельной отрасли права. Уметь: самостоятельно осваивать социально значимые процессы, необходимые для профессионального развития. Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации. |
ОПК-1 | способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации | Знать:научное представление о сущности и роли юриста. Уметь: анализировать и обобщать полученную правовую информацию. Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации. |
ОПК-3 | способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать:основы профессиональной этики юриста. Уметь: работать в коллективе, взаимодействовать с коллегами. Владеть:основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации. |
ОПК-5 | способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Знает: о правилах составления юридических документов Умеет: правильно составлять и оформлять юридические документы Владеет: навыками сбора и обработки информации для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности. |
ОПК-6 | способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности | Знать: научное представление о сущности и роли юриста. Уметь: самостоятельно осваивать социально значимые процессы, необходимые для профессионального развития. Владеть: основными методами, способами и средствами получения и обработки правовой информации. |
ПК-2 | способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать:научное представление о сущности и роли юриста. Уметь:применять научные методы при решении профессиональных задач. Владеть: базовыми правилами сбора, обобщения, первичного и последующего анализа уголовно-правовой информации. |
ПК-3 | способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права | Знать:основы правового регулирования уголовно- правовых норм. Уметь: принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом. Владеть:навыками по планированию своей деятельности, решения ситуативных задач в соответствии с законом. |
ПК-4 | способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации | Знать: основные понятия и нормы уголовного права; Уметь:успешно применять нормы действующего уголовного законодательства. Владеть:навыками анализа конкретной ситуации и принятия решения в соответствии с законом. |
ПК-5 | способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать: основные положения отраслевых юридических наук, основные понятия и категория материального и процессуального права. Уметь:оперировать уголовно-правовыми понятиями и категориями; успешно применять нормы действующего уголовного законодательства. Владеть:навыками реализации норм материального и процессуального права. |
ПК-6 | способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать: основные понятия и нормы уголовного права. Уметь:успешно применять нормы действующего уголовного законодательства. Владеть:навыками анализа и фиксации установленных фактов и ситуаций. |
ПК-7 | владением навыками подготовки юридических документов | Знать:специфику уголовно- правовых институтов Уметь:успешно применять нормы действующего уголовного законодательства. Владеть:навыками составления процессуальных документов и фиксации установленных фактов и ситуаций. |
1.4 Образовательные технологии. В ходе проведения лекционных и практических занятий по дисциплине используются следующие образовательные технологии: технология поддерживающего обучения (традиционные технологии), технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов.
Технология поддерживающего обучения - авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью студента, практически отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.
Технология на основе активизации и интенсификации деятельности студентов - качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
При проведении лекционных занятий применяются следующие методы:
- вводная лекция - дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста;
- лекция – информация - ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию;
- бинарная лекция - это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента);
- проблемная лекция - на этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения;
Практическое занятие (лат. prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель организует рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует умения и навыки их практического применения путем индивидуального выполнения студентами в соответствии сформулированных задач. Практические занятия проводятся в соответствии с разработанным тематическим планом и охватывают весь лекционный материал.
При проведении практического занятия применяются следующие методы: работа в группах, дискуссия, «мозговой штурм», дебаты, организация работы с информационными ресурсами, обратная связь, решение проблемных ситуаций, решение задач, деловая игра, обучение в сотрудничестве, проецирование профессиональных ситуаций, проект, контрольная работа, тестирование, творческое задание, коллоквиум.
2. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Объём дисциплины | Всего часов |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) | |
в том числе, аудиторная работа (всего): | |
Лекции | |
Семинары, практические занятия | |
Внеаудиторная работа (всего): | |
Самостоятельная работа обучающихся (всего),в том числе | |
СРС | |
Подготовка к практическому занятию | |
Курсовая работа | |
зачет | |
Экзамен | |
Вид промежуточной аттестации | Зачет/ экзамен |
3.Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием часов и видов учебных занятий
Темы лекционных занятий
Темы практических занятий
Особенная часть
№ п/п | Тема ПЗ | Формируемые компетенции | Содержание ПЗ | Кол-во часов | Кол-во баллов | Методы | Формы контроля |
Тема 1Преступления против жизни и здоровья | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | Вопросы: 1. Понятие и классификация преступлений против жизни и здоровья. 2. Понятие и виды убийства: а) убийство без смягчающих и отягчающих обстоятельств; б) убийство при отягчающих обстоятельствах; в) убийство при смягчающих обстоятельствах. 3. Причинение смерти по неосторожности. 4. Доведение до самоубийства. 1. 5.Понятие вреда здоровью. Причинение тяжкого вреда здоровью и его виды. 3. 6.Причинение средней тяжести вреда здоровью и его виды. 7. Причинение легкого вреда здоровью. 8.Преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье: а) угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; б) незаконное проведение искусственного прерывания беременности; в) заражение венерическим заболеванием; г) заражение ВИЧ-инфекцией; д) неоказание помощи больному; ж) оставление в опасности. | Разбор конкретных ситуаций | Устный опрос Решение ситуационных задач | |||
Тема 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1.Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. 2. Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, совершенные с применением насилия: а) изнасилование; б) насильственные действия сексуального характера; в)понуждение к действиям сексуального характера 3. Преступления, посягающие на половую неприкосновенность несовершеннолетних; а) половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшем шестнадцатилетнего возраста; б) развратные действия | Разбор конкретных ситуаций | Устный опрос Решение ситуационных задач | |||
Тема 3. Преступления против собственности | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1. Общая характеристика преступлений против собственности. 2. Понятие, признаки, формы хищения. 3. Кража. 4. Грабеж 5. Разбой 6.Мошенничество: а) мошенничество в сфере кредитования; б) мошенничество при получении выплат; в) мошенничество с использованием платежных карт; г) мошенничество в сфере предпринимательской деятельности; д) мошенничество в сфере страхования; ж) мошенничество в сфере компьютерной информации 7. Присвоение или растрата. 8. Вымогательство 9. Хищение предметов, имеющих особую ценность. | Разбор конкретных ситуаций | Решение ситуационных задач | |||
Тема 10. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1. Общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. 2.Террористический акт. 3. Преступления, связанные с террористической деятельностью; а) содействие и публичные призывы к осуществлению террористической деятельностью. б) организация террористической деятельности; В) захват заложника; Г)угон воздушного или водного транспорта или железнодородного подвижного состава. 1. Преступления, связанные с созданием преступной организации: а)бандитизм; б) организация преступного сообщества или вооруженного формирования или участие в нем 4.Преступления, связанные с незаконным оборотом оружия; а)незаконное изготовление оружия; б) незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; в) небрежное хранение огнестрельного оружия 5. Иные преступления против общественной безопасности и общественного порядка: а) хулиганство; б) вандализм; в) массовые беспорядки | Разбор конкретных ситуаций | Решение ситуационных задач | |||
Семестр 6 | |||||||
Тема 1. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | Вопросы: 1. Общая характеристика преступлений, посягающих на здоровье населения и общественную нравственность. 2. Преступления, посягающие на здоровье населения. 3. Преступления, посягающие на общественную нравственность. | Разбор конкретных ситуаций | Решение ситуационных задач | |||
Тема 13. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1.Общая характеристика транспортных преступлений. 2. Преступления, выражающиеся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта при использовании транспортных средств. 3. Преступления, нарушающие нормальную работу транспорта. | Разбор конкретных ситуаций | Решение ситуационных задач | |||
Тема 16 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления | . ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 2. Преступления, совершенные в пределах служебных полномочий: а)злоупотребление должностными полномочиями; б)нецелевое расходование бюджетных средств 3. Преступления, совершенные с превышением полномочий: а)превышение должностных полномочий; б)неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа Преступления, подрывающие авторитет государственной службы: а)дача взятки; б) получение взятки; в)посредничество во взяточничестве | Разбор конкретных ситуаций | Устный опрос Решение ситуационных задач | |||
Тема 18 Преступление против порядка управления | . ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1. Общая характеристика преступлений против порядка управления. 2. Преступления, посягающие на порядок управления путем совершения незаконных действий с документами, штампами, печатями, государственными наградами, идентификационными номерами транспортных средств. 3. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы. 4. Самоуправство | Разбор конкретных ситуаций | Устный опрос Решение ситуационных задач | |||
Тема 19. Преступления против военной службы | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | 1.Понятие и общая характеристика преступлений против военной службы. 2.Преступления против порядка подчиненности и уставных взаимоотношений между военнослужащими. 3.Преступления против порядка прохождения военной службы. 4.Преступления против порядка использования военного имущества. 5.Преступления против порядка эксплуатации военной техники. 6.Преступления против порядка несения специальных видов военной службы. | Разбор конкретных ситуаций | Устный опрос Решение ситуационных задач | |||
Всего | |||||||
Итого |
Темы лабораторных работ
Не предусмотрены
5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.
Общая часть
Тема СРС | Формируемые компетенции | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Проект 1 семестра | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | - подготовка проекта по выбранной теме: А)Обратная сила уголовного закона; Б)Уголовная политика и уголовный закон; В)Вопросы экстрадиции; Г)Гуманизация уголовного законодательства России: ключевые моменты; Проект должен содержать анализ норм УК и существующих теоретических источников, практическая часть, в виде написания эссе, содержащее указания на проблемы регламентации уголовного закона и пути совершенствования. - подготовка к практическому занятию; Контроль | Проверка представленного материала, защита проекта | ||
Итого | |||||
Проект 2 семестра | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | - подготовка проекта по выбранной теме: А) Необходимая оборона и крайняя необходимость в уголовном праве Б) Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних В)Конфискация имущества: понятие, цели Г) Принудительные меры медицинского характера: понятие, цели, основания - подготовка к практическому занятию контроль | Проверка представленного материала:защита проекта | ||
Итого |
Особенная часть
Тема СРС | Формируемые компетенции | Содержание СРС | Форма контроля | Кол-во часов | Кол-во баллов |
Проект 1 семестра | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | - подготовка проекта по выбранной теме: А) Убийство в состоянии аффекта; Б) Умышленное причинение тяжкого вреда здоровья; В) Клевета; Г) Торговля людьми; Проект должен содержать анализ состава конкретного преступления, практическая часть, в виде написания эссе, содержащее указания на проблемы квалификации и пути их решения - подготовка к практическому занятию; - подготовка курсовой работы Контроль | Проверка представленного материала, защита проекта | ||
Итого | |||||
Проект 2 семестра | ОК-5, ОК-7, ОПК – 1, ОПК -3, ОПК -5,ОПК – 6, ПК -2, ПК – 3, ПК -4, ПК- 5, ПК – 6, ПК -7 | - подготовка проекта по выбранной теме: А) Преступления против порядка прохождения военной службы Б)Злоупотребление полномочиями В)Превышение должностных полномочий Г)Дача и получение взятки Д)Самоуправство - подготовка к практическому занятию контроль | Проверка представленного материала:защита проекта | ||
Итого |
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
-вопросы к коллоквиуму
Для лиц с нарушениями слуха:
– тестирование
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
-работа тестами в электронном журнале, в системе Moodle
Критерии оценки курсовой работы:
«50-74» – курсовая работа выполнена на первом уровне сложности. Тема раскрыта на теоретическом уровне, без применения примеров из судебной практики. В редком случае имеются ссылки на ведущих ученых. По теме составлен список литературы (25 источников).
В курсовой работе представлены результаты изучения темы по следующему плану:
1. Обоснование актуальности темы.
2. Цель и задачи изучения темы.
3. Обзор основных точек зрения ученых по теме.
4. Список литературы, использованной для написания курсовой работы.
Имеются замечания по оформлению работы.
«75-89» – курсовая работа выполнена на втором уровне сложности. Студент качественно анализирует весь материал курсовой работы. Тема раскрыта полностью, имеются примеры из судебной практики. Имеются не менее 20 ссылок на мнения ведущих ученых-процессуалистов. Список литературы не менее 25 источников (нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, монографии, статьи из периодической печати).
По теме курсовой работы написана статья, в содержании которой дается сравнительно-сопоставительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему. К статье прилагается список использованной литературы.
В курсовой работе представлены результаты изучения темы по следующему плану:
1. Обоснование актуальности темы.
2. Цель и задачи изучения темы.
3. Обзор основных точек зрения по теме на основе учебников, монографий, последних источников их периодической печати.
4. Список литературы, использованной для написания курсовой работы.
«90-100» – курсовая работа на третьем уровне сложности. Студент качественно анализирует материал курсовой работы, приводит мнения, суждения ученых в области уголовного права. Тема раскрыта полностью, имеются примеры из судебной практики. К курсовой работе имеется приложение: каждая схема, таблица, график. В содержании темы выделена проблема, имеющаяся в анализируемом вопросе. В работе предлагаются основные направления, формы и методы решения данной проблемы, предлагаемые в теории и практике уголовного права. В курсовой работе представлены результаты изучения обозначенной проблемы по следующему плану:
1. Обоснование актуальности проблемы.
2. Цель и задачи изучения проблемы.
3. Обзор основных точек зрения по теме на основе учебников, монографий, последних источников их периодической печати.
4. Выделение проблемных вопросов по теме, основных направлений их решений.
5. Список литературы, использованной для написании курсовой работы. Список литературы разнообразен и включает нормативно-правовые акты современного периода, научную литературу в виде учебных пособий, монографий, комментариев законодательства, научных статей и т.д.
По теме курсовой работы написана 1-2 статьи, в содержании которой дается сравнительно-сопоставительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему.
Тематика курсовых работ
1. Принципы уголовного права и их отражение в нормах уголовного закона России.
2. Методы регулирования в уголовном праве.
3. Наука уголовного права России и ее задачи на современном этапе развития общества.
4. Судейское усмотрение в уголовном праве.
5. Понятие и виды уголовно-правовых норм
6. Современная уголовная политика Российского государства.
7. Проблемы криминализации и декриминализации деяний в современном уголовном праве.
8. Темпоральное действие уголовного закона
9. Пространственные принципы действия уголовного закона России.
10. Соотношение этики, морали и уголовного права.
11. Преступление по российскому уголовному праву
12. Экстрадиция: проблемы уголовно-правового регулирования
13. Сроки давности в уголовном праве.
14. Учение о составе преступления как фактор для соблюдения законности в борьбе с преступностью.
15. Уголовно-правовое значение вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости.
16. Общественные отношения как объект преступного посягательства.
17. Преступное действие и бездействие как формы общественно опасного поведения.
18. Обман как средство совершения преступлений.
19. Актуальные вопросы вины в уголовном праве России.
20. Умышленная вина по российскому уголовному праву
21. Уголовная ответственность «ограниченно вменяемых лиц», совершивших преступления.
22. Уголовная ответственность юридических лиц: проблемы реализации
23. Уголовно-правовое значение стадий совершения преступлений для квалификации общественно опасных деяний.
24. Предварительная преступная деятельность: виды и формы реализации.
25. Уголовно-правовые проблемы рецидива преступлений.
26. Виды соучастников, основания и пределы их уголовной ответственности.
27. Роль обстоятельств, исключающих преступность деяния, в уголовном праве России
28. Развитие института необходимой обороны по УК РФ.
29. Причинение вреда при задержании преступника и пределы его правомерности.
30. Понятие и цели наказания по действующему законодательству.
31. Наказания, связанные с изоляцией от общества.
32. Наказания, не связанные с изоляцией от общества.
33. Дополнительные наказания и их назначение
34. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания.
35. Исправительные работы как вид уголовного наказания.
36. Обязательные работы как вид уголовного наказания.
37. Принудительные работы как вид уголовного наказания.
38. Проблемы исполнения уголовного наказания в виде ареста.
39. Ограничение свободы: понятие, особенности назначения
40. Актуальные вопросы лишения свободы, его видов и сроков.
41. Исполнение уголовных наказаний в отношении военнослужащих.
42. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания: основные положения.
43. Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
44. Назначение наказания судом с участием присяжных заседатей
45. Обстоятельства, смягчающие уголовное наказание
46. Обстоятельства, отягчающие уголовное наказание
47. Понятие и правовая природа освобождения от уголовной ответственности.
48. Освобождение от наказания: понятие и виды.
49. Условно-досрочное освобождение от наказания.
50. Освобождение от наказания в связи с болезнью.
51. Условное осуждение. Причины отмены условного осуждения и ее последствия.
52. Акты об амнистии и их применение.
53. Институт амнистии и помилования на современном этапе.
54. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
55. Назначение наказания несовершеннолетним в современных условиях
56. Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания.
57. Принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним.
58. Лишение свободы в отношении несовершеннолетних: проблемы эффективности
59. Применение уголовных наказаний к несовершеннолетним.
60. Иные меры уголовно-правового характера: понятие, виды, содержание.
61. Юридическая природа принудительных мер медицинского характера.
62. Виды принудительных мер медицинского характера
63. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера
64. Система Особенной части Уголовного кодекса РФ и ее значение для отправления правосудия.
65. Понятие квалификации преступлений и ее значение для охраны прав и свобод человека
и гражданина.
66. Уголовно-правовая характеристика преступлений против жизни.
67. Проблемы квалификации убийств.
68. Убийство из корыстных побуждений или по найму
69. Убийство, совершенное с особой жестокостью
70. Убийство по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы
71. Проблемы соотношения убийства со сходными составами преступлений.
72. Общая характеристика убийств со смягчающими обстоятельствами
73. Убийство по просьбе потерпевшего или с его согласия: уголовно-правовые проблемы.
74. Причинение смерти по неосторожности.
75. Причинение тяжкого вреда здоровью и его виды.
76. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
77. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.
78. Уголовная ответственность за побои и истязание.
79. Уголовная ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
80. Уголовная ответственность за заражение ВИЧ - инфекцией.
81. Уголовная ответственность за доведение до самоубийства
82. Уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
83. Похищение человека и его отличие от захвата заложника.
84. Уголовно-правовые средства борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
85. Уголовно-правовые меры борьбы с изнасилованиями несовершеннолетних
86. Насильственные действия сексуального характера: уголовно-правовая характеристика
87. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина.
88. Преступные посягательства на избирательные права граждан.
89. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина: вопросы уголовной ответственности
90. Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
91. Преступное нарушение трудового законодательства.
92. Нарушение правил охраны труда: вопросы уголовной ответственности
93. Уголовная ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда.
94. Общая характеристика преступлений против семьи
95. Защита прав и интересов несовершеннолетних по УК РФ.
96. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и в совершение антиобщественных действий.
97. Уголовная ответственность за незаконное усыновление (удочерение).
98. Злостное уклонение от уплаты алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей
99. Понятие и виды преступлений против собственности по Уголовному праву России.
100. Понятие и формы хищений по уголовному праву Российской Федерации
101. Отличие хищения от других видов посягательств против собственности.
102. Уголовная ответственность за кражи и совершенствование мер борьбы с ними.
103. Уголовная ответственность за грабеж.
104. Уголовная ответственность за разбой.
105. Уголовная ответственность за мошенничество.
106. Мошенничество в сфере кредитования.
107. Мошенничество при получении выплат
108. Мошенничество с использованием платежных карт.
109. Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности.
110. Мошенничество в сфере страхования.
111. Мошенничество в сфере компьютерной информации.
112. Вымогательство.
113. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.
114. Система составов экологических преступлений.
115. Преступления в сфере компьютерной информации: уголов<