Становление и развитие советского уголовного законодательства.
«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919 года.
Сразу после прихода к власти большевиков в декабре 1917 года в наркомате юстиции, который в то время находился под контролем левых эсеров (во главе стоял левый эсер Штейнберг), было заявлено, что наркомат юстиции ставит перед собой задачу разработать и принять новый документ. Штейнберг даже назвал этот документ советским уголовным уложением, причем речь шла о том, что левые эсеры могут создавать новое уложение путем переработки дореволюционного уголовного уложения. Но когда наркомат юстиции перешел под контроль большевиков, то установка Штейнберга по поводу использования дореволюционного уголовного законодательства принципиально была отвергнута. В наркомате юстиции была создана группа (иногда ее называют комиссией), которая должна была подготовить новый законодательный акт, который бы мог быть использован в практической деятельности революционных трибуналов и судов. На первом этапе эта группа ставила перед собой задачу по подготовке наказа судьям, который должен был иметь рекомендательный характер. В ходе подготовительной работы стало понятно, что этот рекомендательный документ существенно положения не изменит и что нужно готовить документ директивный, обязательный для судей. Вследствие этого само название «наказ» было заменено на «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». Эти руководящие начала предполагалось создать из 2-х частей (общая и особенная), были назначены ответственные за подготовку обеих частей. Но подготовить особенную часть так и не удалось, прежде всего, из-за отсутствия опыта, судебной практики и ряда других причин.
Сами авторы руководящих начал называли источники данного документа, которыми являлись:
1. Партийная программа, которая включала в себя ряд принципиально важных для большевиков положений, в частности там речь шла о необходимости расширения сфер деятельности так называемых товарищеских судов, где судились «социально близкие люди». Санкции носили в основном воспитательный характер. Несмотря на то, что большевики связывали с товарищескими судами большие надежды, все же эффективности в своей деятельности они не достигли.
Программа также говорила о том, что необходимо создавать новое советское уголовное право и содержала ряд идеологических установок, смысл которых сводился к тому, что уголовное законодательство, прежде всего, должно решать задачи обуздания классового противника.
2. Судебная практика, т.е. практика народных судов и революционных трибуналов. Судебная практика, конечно же, являлась мизерной, вследствие чего существенного влияния на подготовительные работы не оказала.
3. Правотворчество трудящихся масс. Данный вид правотворчества признавался в качестве источника вследствие того, что в России не редки были случаи, когда население определенной территории (деревни, села и т.д.) создавало свои уголовные своды. Но данный источник также не оказал принципиального влияния на подготовительные работы.
4. Советское законодательство.
«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» состояли из введения, 8 разделов и насчитывали всего 27 статей.
Введение было пронизано революционной идеологией, идеологией классовой борьбы, идеями подавления классового противника.
I. Об уголовном праве. Руководящие начала имеют довольно любопытный подход к определению права, дают обще понятие права: Право-это система (порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной его силой.
Уголовное право имеет своим содержанием правовые нормы и другие правовые меры, которыми система общественных отношений данного классового общества охраняется от нарушения (преступления) посредством репрессии (наказания). Задачей советского уголовного права признавалась охрана посредством репрессии системы общественных отношений, соответствующей интересам трудящихся масс, организовавшихся в господствующий класс в переходной от капитализма к коммунизму период диктатуры пролетариата.
II. Об уголовном правосудии. Данный раздел состоял всего лишь из одной нормы: советское уголовное право в РСФСР осуществляется органами советского правосудия (народным судом и революционным трибуналом).
Это положение означает, что правосудие в стране может осуществляться только судом, но на практике это было совершенно иначе, так как ВЧК также был наделен судебными полномочиями.
III. О преступлении и наказании. Преступлением признается нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Преступление может быть в форме действия и в форме бездействия, и оно опасно для данной системы общественных отношений.
Наказание по руководящим началам является мерой принудительного воздействия. Наказание не является возмездием за «вину», не является искуплением вины. Наказание есть мера оборонительная. Оно должно быть целесообразно и лишено признаков мучительства и не должно причинять преступнику бесполезных и лишних страданий.
Руководящие начала дают перечень обстоятельств, которые необходимо учитывать при определении меры наказания:
· Совершено ли преступление лицом, принадлежащим к имущему классу, с целью восстановления, сохранения или приобретения какой-либо привилегии, связанной с правом собственности, или неимущим в состоянии голода или нужды.
· Совершено ли деяние в интересах восстановления власти угнетающего класса или в интересах личных совершающего – деяние.
· Совершено ли деяние в сознании причиненного вреда или по невежеству и несознательности.
· Совершено ли деяние профессиональным преступником (рецидивистом) или первичным.
· Совершено ли деяние группой, шайкой, бандой или одним лицом.
· Совершено ли деяние посредством насилия над личностью или без такового.
· Направлено ли деяние против личности или против имущества.
· Обнаружены ли совершающим деяние заранее обдуманное намерение, жестокость, злоба, коварство, хитрость или деяние совершено в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности.
Руководящие начала установили возраст субъекта преступления – 14 лет. Для несовершеннолетних от 14 до 18 лет возможно было неприменение мер наказания если они действовали без разумения.
Суду и наказанию не подлежали лица, совершившие деяние в состоянии душевной болезни или вообще в таком состоянии, когда не отдавали себе отчета о своих действиях, а равно и те, кто хотя и действовал в состоянии душевного равновесия, но к моменту приведения приговора в исполнение страдает душевной болезнью. К таковым лицам применялись лишь лечебными мерами и мерами предосторожности.
Не применялось наказание к совершившему насилие над личностью нападающего, если это насилие явилось в данных условиях необходимым средством отражения нападения или средством защиты от насилия над его или других личностью и если совершенное насилие не превышает меры необходимой обороны.
С исчезновением условий, в которых определенное деяние или лицо, его совершившее, представлялись опасными для данного строя, совершивший его не подвергается наказанию.
IV. О стадиях осуществления преступления. Стадиями преступления по руководящим началам признаются приготовление, покушение и оконченное преступление.
Стадия осуществления намерения совершающего преступление сама по себе не влияет на меру репрессии, которая определяется степенью опасности преступника. Отсюда видно, что приоритет по руководящим началам отдается социальной опасности лица, а не опасности самого преступления.
V. О соучастии. Руководящие начала называют формы соучастия (исполнительство, подстрекательство, пособничество). Мера наказания определяется не степенью участия, а степенью опасности преступника и совершенного им деяния.
VI. Виды наказаний. Руководящие начала выделяют следующие виды наказаний: внушение; выражение общественного порицания; принуждение к действию, не представляющему физического лишения (например, пройти известный курс обучения); объявление под бойкотом; исключение из объединения на время или навсегда; восстановление, а при невозможности его - возмещение причиненного ущерба; отрешение от должности; воспрещение занимать ту или иную должность или исполнять ту или другую работу; конфискация всего или части имущества; лишение политических прав; объявление врагом революции или народа; принудительные работы без помещения в места лишения свободы; лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления известного события; объявление вне закона; расстрел; сочетание вышеназванных видов наказания.
Руководящие начала не делили наказания на основные и дополнительные.
Народные суды не могли применять смертной казни.
VII. Об условном осуждении. Это положение о возможности применения условного осуждения обусловливалось рядом требований:
· Преступление должно быть совершено впервые.
· Преступление должно быть совершено при исключительно тяжелой степени обстоятельств жизни преступника.
· Когда опасность осужденного для общежития не требует его немедленной изоляции.
При условном осуждении предусматривалось немедленное приведение приговора в исполнение если осужденный совершил тождественное или однородное деяние.
IIX. О пространстве действия уголовного закона. Руководящие начала закрепляют: «Уголовное право РСФСР действует на всем пространстве Республики как в отношении ее граждан, так и иностранцев, совершивших на ее территории преступление, а равно в отношении граждан РСФСР и иностранцев, совершивших преступление на территории иного государства, но уклонившихся от суда и наказания в месте совершения преступления и находящихся в пределах РСФСР».
Говоря о руководящих началах в целом, то они заложили те основы, на которых базировался процесс развития и совершенствования советского уголовного законодательства.