Судоустройство и судопроизводство по Судебнику.
Государственный суд.
Высшей инстанцией в системе государственного судопроизводства был Суд великого князя. В качестве суда первой инстанции этот суд разрешал все дела, касающиеся населения великокняжеского домена, дела служивых людей, начиная с чина стольника. Суд великого князя мог свободно изъять из подсудности нижестоящего суда дело любой категории. Суд великого князя являлся высшей апелляционной инстанцией.
Суд боярской думы. В его компетенцию входили дела о правонарушениях её собственных членов, дела служивых людей ниже стольника. В качестве апелляционной инстанции этот суд рассматривал дела из приказов. Суд боярской думы мог изымать из подсудности нижестоящего суда любое дело.
Ниже располагались приказы. Вотчинный приказ ведел делами вотчины и вопросами, связанными с ней. Рассматривали все дела, кроме государственных преступлений.
Нижнее звено суда – тиуны (не рассматривали преступления)
Законодательство не разрешало вопросов, связанных с компетенцией судебных органов.
Церковный суд:
Церковный суд делился на 2 разновидности: суд епископа и суд игумена (монастырский суд). К компетенции суда епископа относились дела о правонарушениях самих священнослужителей; дела о преступлениях против церкви; дела, касающиеся споров по поводу наследства и бракоразводные дела. А так же дела о незначительных преступлениях церковных крестьян и людей, питающихся за счет церкви.
Суд игумена рассматривал дела о правонарушениях черного (монашествующего) духовенства, дела о правонарушениях монастырских крестьян и лиц, питающихся за счет монастырей.
В некоторых случаях формировался сместный суд, который формировался из представителей суда епископа и суда игумена.
Судопроизводство.
Именно в это время выделяется новая форма судебного процесса, которая получила название розыск. Розыскной процесс является начальной стадией развития нового обвинительного, инквизиционного процесса. Одновременно с розыскным процессом продолжал действовать и состязательный процесс. Не сразу, но постепенно было достигнуто такое состояние, когда состязательный процесс применялся исключительно в сфере гражданского судопроизводства, а розыскной процесс - в сфере уголовного. Состязательный процесс в это время получил название суд.
Особенности розыскного процесса:
1.Розыск мог инициироваться по решению самого суда, а не только по исковому заявлению
2. Стороны не равны, соответственно обе стороны не могут быть истцами. Появляются ответчики, обвиняемые, потерпевшие. Положение обвиняемого менее предпочтительно. Возможность применения пыток к обвиняемой стороне.
3. Бремя доказывания вины лежит не на сторонах, а на суде.
4. Розыск не мог быть завершен досрочно в силу неявки одной из сторон, примирения сторон, признания собственной вины. Это применялось в основном для того, чтобы установить полный круг виновных, то есть выявить соучастников преступления.
5. В розыске четко регламентируется стадия исполнения приговоров и решений.
Судебные доказательства.
В системе судебных доказательств произошли серьезные изменения. Судебными доказательствами в это время в розыске являлись:
1. Признание вины, которое по прежнему являлось главным доказательством.
2. Показание свидетелей. Исчезло деление на видаков и послухов. В Судебнике все свидетели называются послухами, причем послухи по Судебнику – это видаки по «Русской правде». Суд вводит новое понятие – обыск, то есть опрос окольного населения, которое могло дать информацию, касающуюся личности подозреваемого. В ходе обыска появилось понятие повального обыска, то есть опрос всего окольного населения.
3. «Поле», то есть судебный поединок, но применялся он реже. Он применялся по различным категориям дел. Ордалии исчезают совершенно.
4. Поличное.
5. Вещественные доказательства.
6. Письменные доказательства (грамоты, договоры, личные документы и т.д.).
7. Особенности внешнего вида.
8. Жребий присутствует в процессе, но доказательственное действие утрачивает.
9. Присяга. Присяга свое доказательственное значение сохраняет, но считается, что категория дел, по которым она применяется – сужается.
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
МОНАРХИЯ В РОССИИ
(СЕРЕДИНА XVI – СЕРЕДИНА XVII СТОЛЕТИЯ).
Государственный строй.
Период сословно-представительной монархии был характерен для России, как и для других государств. В этот период появился царский титул, что характеризовало изменения в структуре государственной власти. Сословно-представительная монархия – это монархия, опирающаяся на широкие слои населения. Иван IV строил свою политику, опираясь на служивых людей. Высшим органом власти, помимо царя, была боярская дума, причем она в это время окончательно превращается в постоянно действующий орган власти и управления. В это время компетенция боярской думы юридически регламентировалась слабо. Компетенция думы не ограничивалась от компетенции царя, причем в некоторых случаях даже требовалось, чтобы законодательная деятельность думы и царя осуществлялась ими совместно. Законодательная практика имела определенные особенности: имеются случаи, когда нормативные акты принимаются лично царем и когда нормативные акты принимаются думой самостоятельно.
Структура боярской думы.
Боярская дума состояла из двух палат:
1. Ответная палата, которая занималась вопросами внешней политики.
2. Расправная палата, которая занималась вопросами внутренней политики.
В это время выделяется еще одно звено в структуре боярской думы, которое получило название ближняя дума или ближняя рата. В её состав входили люди, очень близкие к царю, пользовавшиеся уважением у царя.
В боярской думе в этот период окончательно закрепляются думные чины, показывающие статус члена боярской думы. Всего было 4 чина:
1. Чин думного боярина. Данный чин получали представители княжеских фамилий и представители родовитого московского боярства.
2. Чин окольничего. Давался так же представителям аристократических кругов.
3. Чин думного дворянина. Этот чин давался людям, не имеющим аристократических корней, которые добивались данного чина своими способностями, талантом.
4. Чин думного дьяка. Этот чин министерского ранга. Это был очень и очень высокий чин.
Постоянно количество и объем вопросов, которые решала боярская дума возрастал, так же как и количество участников боярской думы.
Земские соборы.
Земские соборы являлись высшими сословно-представительными законосовещательным органом. Первый земский собор был созван Иваном Грозным в 1549 году. Этот собор получил название «Собор примирения». Идеология власти, сформулированная Иваном Грозным, выглядела так: «Смирить всех в любовь», то есть забыть прежние обиды. Естественно, что смирить всех в любовь Иван Грозный хотел с помощью насилия.
Структура земского собора.
Земский собор делился на 2 палаты:
1. Верхняя палата, в которую входили по должности: царь, боярская дума, патриарх и освященный собор (собрание высших иерархов Русской православной церкви).
2. Нижняя палата, которая состояла из выборных представителей населения. В неё входили выборные от дворян, детей боярских и служивых чинов. Полагают, что дважды, в 1613 и 1653-1654, принимали участие выборные от государственных крестьян.
Правом созыва земского собора пользовался царь, а когда на престоле не было царя или был незаконный царь, собор мог быть созван либо боярской думой, либо патриархом, либо по решению участников прежнего земского собора.
Первоначально, нижняя дума избиралась по принципу доверия правительству (т.е боярской думе). Это означает, что когда дума рассылала на места грамоты, оповещающие о созыве земского собора, то обычно в этих грамотах боярская дума перечисляла кандидатуры тех, из кого местному населению предлагалось выбирать своих представителей.
Вопросы для обсуждения определялись тем, кто созывал земский собор. Длительность работы земских соборов, также как и компетенция законодательно не регламентировалась.
Принято делить земские соборы на соборы избирательные и все остальные. Избирательные соборы созывались для избрания нового царя. Все остальные соборы решали вопросы войны и мира, налогообложения, вопросы, связанные с принятием важнейших нормативных актов, проблемы государственного строительства. Длительность работы земского собора составляла от нескольких часов до нескольких лет. Вопросы, обсуждаемые на земских соборах первоначально обсуждались отдельно представителями каждой группы населения. На земских соборов выборные от служивых чинов имели количественное преимущество. Последний земский собор – это собор 1653-1654 года, где решался вопрос о воссоединении с Украиной, а по сути – воевать за Украину с Поляками или нет.
Приказная система.
Приказы - этоцентральные органы государственного управления, которые заменили аналогичные предшествующие учреждения – Пути. Приказы – это не нормативные акты. За всю историю приказной системы насчитывалось около 80 приказов. Из них приблизительно 40 приказов были постоянно действующими. Во главе приказов стоял руководитель, имеющий думный чин, но его называли приказным судьей. Решения приказов зависели от воли приказного судьи, то есть решения принимались единолично. В результате этого некоторые приказы называли по именам их руководителей, например, Морозовский приказ, Плещеевский приказ и т.д.
Приказы имели более четкое разграничение компетенции, в отличие от путей. Приказы обладали не только административными, но и судебными полномочиями. Приказам подчинялись и местные органы управления, но только в той области, которая была подведомственна этому приказу. Прямого подчинения не было. Приказы, как правило, имели примерно одинаковую структуру и штаты. Приказы не финансировались напрямую из государственной казны, а получали средства на свою деятельность за счет сбора налогов со специально выделенной для этого территории.
Все приказы делятся на 5 групп:
1. Дворцово – финансовые приказы, то есть приказы, выполняющие функцию общегосударственных органов: сокольничий, конюшенный (руководитель этого приказа первенствовал среди руководителей других приказов, был первым среди равных), ловчий приказ, приказ большой казны (ведал прямыми государственными налогами) и приказ большого прихода (ведал косвенными государственными налогами), приказ питейная четь (ведал доходами со всех государственных кабаков).
2. Военные приказы. Пушкарский, казачий, стрелецкий, разрядный приказы.
3. Административно-судебные приказы. Они отличались более общей компетенцией. К ним относят холопий приказ, поместный приказ, вотчинный приказ, разбойный приказ (вел борьбу с преступностью в стране).
4. Областные (территориальные) приказы. Их компетенция распространялась на определенной территории. Принято выделять 3 разновидности территориальных приказов:
· Приказы общей компетенции. Они действовали в рамках значительной территории, причем обладали всей полнотой власти на этой территории. Например, сибирский, астраханский, казанский приказы.
· Судные (судебные) приказы. Эти приказы имели только судебные полномочия на определенной территории, например, московский судный приказ и т.д.
· Чети. Это финансовые территориальные приказы.
5. Специальные приказы. В эту группу относят разные приказы, например, посольский приказ, аптекарский приказ, приказ золотых и серебренных дел, приказ каменных дел, печатный приказ (был высшим государственным хранилищем актов), приказ книгопечатного дела.