Понятие и особенности законодательного процесса. Законодательный процесс в Республике Беларусь.
Законодательный процесс – это порядок деятельности парламента по созданию закона. Он начинается стадией законодательной инициативы, т.е. официальным внесением в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона). Обычно к субъектам законодательной инициативы относят правительство и самих парламентариев, хотя ими могут быть и группы избирателей, религиозные и общественные формирования, высшие судебные органы, национальный банк. Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте. Его итогом может быть либо признание парламентариями целесообразности принятия закона на основе законодательной инициативы и включение работы над ним в план работы парламента, либо признание принятие его нецелесообразным и вынесение решения об отклонении законопроекта. Фактически этот первый этап самой объемной стадии законотворчества – обсуждение законопроекта, предлагающей непосредственную работу над ним. Чтение – одна из парламентских процедур, означающая обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента. Обычно проводится два или три чтения, после каждого из которых ведется работа над законопроектом в отраслевой комиссии (комитете) парламента.
Третья стадия – принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента. В однопалатном парламенте эта стадия совпадает с последним чтением и реализуется посредством голосования. В двухпалатном (бикамерном) парламенте процесс принятия закона продолжается во второй палате, причем если верхняя палата сильная, то там повторяется процедура аналогичная процедуре в нижней палате, если палата слабая, то предусматривается упрощенная процедура. В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры.
Наконец, последний этап – санкционирование, промульгация и опубликование закона является как правило, прерогативой главы государства.
Субъектами подзаконного правотворчества является президент, правительство и иные органы, исполнительной власти. Особенности этого процесса обусловлены его вторичностью: он сообразуется с положениями законов, более низкого уровня, меньшая формализованность. И вместе с тем этот вид правотворчества имеет более закрытый характер, более бюрократичен, здесь значительно меньший контроль общества за деятельность органа.
Правотворчество судебной власти в полной мере осуществляется в англосаксонской правовой системе при создании судебных прецедентов. В романо-германской правовой системе эта деятельность судебной власти свойственна в меньшей степени. Например, заключение конституционного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствующим конституции или актам более высокой юридической силы изменяется объем правового регулирования. В последнее время в систему законодательства стали включать акты высших судов, в частности, по регулированию гражданских отношений.
Законодательный процесс – порядок деятельности парламента по созданию закона.
Стадии:
1. законодательная инициатива, т.е. офиц. внесение в парламент управомоченными субъектами законопроекта (текста будущего закона) или законопредложения (идеи, концепции будущего закона).
Оканчивается эта стадия предварительным рассмотрением законопроекта в парламенте.
2. обсуждение законопроекта
Чтение – парламентская процедура, означ. обсуждение законопроекта на пленарном заседании парламента.
3. принятие закона – зависит от внутренней структуры парламента.
В двухпалатном парламенте в случае расхождения мнения по поводу законопроекта между палатами предусмотрены согласительные процедуры.
4. санкционирование, промульгация и опубликование закона
Санкционирование закона осуществляется главой гос-ва путем подписания его официального текста
Промульгация - издание специального акта, содержащего, в частности, распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется обычно актом главы гос-ва, текст кот. в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.
Опубликование закона – напечатание его текста в установленном официальном периодическом или продолжаемом издании, в котором воспроизводится полный аутентичный текст закона.
В Беларуси процедуры принятия НПА регламентируются регламентами палат Национального собрания, законами о НПА и о Совете министров и органах подчиненных ему.
► ст. 99 Конст РБ:
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гр-ам, обладающим избират. правом, в кол-ве не менее 50 тысяч чел-к и реализуется в Палате представителей.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.
Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение.
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.
► Установлен особый порядок для внесения предложений об изм. или дополн. в Конст. (ст.138): Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан РБ, обладающих избирательным правом.
►В РБ любой законопроект рассматривается вначале в Палате Представителей, а затем в Совете Республики Национального собрания
►Официальные периодические печатные издания: сборник правовых актов «Национальный реестр правовых актов РБ»; газеты «Советская Белоруссия», «Звязда», «Народная газета», «Рэспубліка».
см. ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ 24 февраля 2012 г. № 3 «О некоторых вопросах опубликования и вступления в силу правовых актов РБ»