Основные принципы и виды правотворчества.

Основные принципы и виды правотворчества.

В теории права выделяют следующие принципы правотворчества.

· Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.

· Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.

· Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е. максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси .

· Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

Основные виды правотворчества

► В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией:

- непосредственное правотворчество народа (референдум)

- правотворчество гос. органов всех 3 ветвей власти

► По способу придания юр. силы нормативному акту:

- непосредственное правотворчество самого гос. органа,

- делегированное правотворчество (гос. орган часть своих правотворч. ф-ий делегирует др. гос. органу)

- санкционированное правотворчество (гос. орган утверждает нормы, принятые негос. организациями) Напр.,, в процессе регистрации уставов общ. организаций.

► по юр. силе нормативного акта, появляющегося в результате правотворчества:

- законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы

- подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех др. органов власти в результате чего появляются подзаконные НПА

Статья 39. Стадии нормотворческого процесса

Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

- планирование нормотворческой деятельности;

- нормотворческая инициатива;

- подготовка проекта НПА;

- принятие (издание) НПА;

- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;

- опубликование НПА

Правосознание -

1)∑ представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.

2) форма общ. сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.

Основные характеристики правосознания:

1) правосознание — одна из форм общ. сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности чел-ка.

2) ∑ взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., т.е. всего того, что содержит субъективное отношение чел-ка.

3) предмет правосознания - правовая реальность в ее целостности и противоречивости.

4) правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общ. отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Особенности:

► Правосознание вступает во взаимодействие с др. формами общ. сознания, моралью, полит. взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны.

►Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).

► Возможно также обратное воздействие правосознания на общ. отношения (жилищная реф-ма в РФ, из-за негативного отн. к ней масс, значительно затормозилось её проведение).

►Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему.

► В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:

Марксистско-ленинская (объективная) субъективная
правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением.   Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, кот. сохраняют своё классовое положение правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д.   Нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Основные принципы и виды правотворчества.

В теории права выделяют следующие принципы правотворчества.

· Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.

· Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.

· Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е. максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси .

· Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.

Основные виды правотворчества

► В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией:

- непосредственное правотворчество народа (референдум)

- правотворчество гос. органов всех 3 ветвей власти

► По способу придания юр. силы нормативному акту:

- непосредственное правотворчество самого гос. органа,

- делегированное правотворчество (гос. орган часть своих правотворч. ф-ий делегирует др. гос. органу)

- санкционированное правотворчество (гос. орган утверждает нормы, принятые негос. организациями) Напр.,, в процессе регистрации уставов общ. организаций.

► по юр. силе нормативного акта, появляющегося в результате правотворчества:

- законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы

- подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех др. органов власти в результате чего появляются подзаконные НПА

Наши рекомендации