Основные принципы и виды правотворчества.
Основные принципы и виды правотворчества.
В теории права выделяют следующие принципы правотворчества.
· Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.
· Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.
· Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е. максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси .
· Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.
Основные виды правотворчества
► В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией:
- непосредственное правотворчество народа (референдум)
- правотворчество гос. органов всех 3 ветвей власти
► По способу придания юр. силы нормативному акту:
- непосредственное правотворчество самого гос. органа,
- делегированное правотворчество (гос. орган часть своих правотворч. ф-ий делегирует др. гос. органу)
- санкционированное правотворчество (гос. орган утверждает нормы, принятые негос. организациями) Напр.,, в процессе регистрации уставов общ. организаций.
► по юр. силе нормативного акта, появляющегося в результате правотворчества:
- законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы
- подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех др. органов власти в результате чего появляются подзаконные НПА
Статья 39. Стадии нормотворческого процесса
Нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:
- планирование нормотворческой деятельности;
- нормотворческая инициатива;
- подготовка проекта НПА;
- принятие (издание) НПА;
- включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;
- опубликование НПА
Правосознание -
1)∑ представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.
2) форма общ. сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.
Основные характеристики правосознания:
1) правосознание — одна из форм общ. сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности чел-ка.
2) ∑ взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., т.е. всего того, что содержит субъективное отношение чел-ка.
3) предмет правосознания - правовая реальность в ее целостности и противоречивости.
4) правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общ. отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.
Особенности:
► Правосознание вступает во взаимодействие с др. формами общ. сознания, моралью, полит. взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны.
►Правосознание характеризуется преемственностью (через поколения, народ).
► Возможно также обратное воздействие правосознания на общ. отношения (жилищная реф-ма в РФ, из-за негативного отн. к ней масс, значительно затормозилось её проведение).
►Правосознание обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему.
► В отдельные моменты развития общества, правосознание может выступить в качестве формы права
Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на проблему сущности правосознания:
Марксистско-ленинская (объективная) | субъективная |
правовые воззрения людей определяются прежде всего их классовым положением. Но это учение не может ответить на вопрос, почему могут изменяться правовые воззрения людей, кот. сохраняют своё классовое положение | правосознание определяется индивидуальными предпочтениями субъекта, уровнем его культуры, религиозными взглядами и т.д. Нет ответа на вопрос, почему люди с разным уровнем культуры объединяются для защиты одних и тех же правовых принципов. |
В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.
Основные принципы и виды правотворчества.
В теории права выделяют следующие принципы правотворчества.
· Демократизм правотворчества должен проявляться прежде всего в участии граждан в правотворческом процессе, в результате чего в процессе «поиска» права правотворческий орган постоянно будет находиться под социальным контролем и объективизация права будет в наибольшей степени соответствовать интересам человека, социальной группы, общества. Этот принцип воплощается в таких формах как референдум, как вынесение на всеобщее обсуждение в средствах массовой информации наиболее важных законов, да и деятельность самого парламента – единственного представительного и выборного органа государственной власти, где принимаются законы – также тому свидетельство. Ошибочным представляется распространение этого принципа только на законотворческий процесс.
· Принцип законности предполагает соблюдения процедуры принятия нормативных правовых актов в пределах компетенции правотворческого органа. Этому принципу должно удовлетворять и содержание нормативного правотворческого акта, не входящее в противоречие с актами более высокой юридической силы.
· Научность правотворчества основывается на следующем: научная разработка концепции нормативного правового акта; привлечения к его подготовке как ученых, так и практиков; принятие нормативных правовых актов «пакетом», т.е. максимально полное урегулирование всего комплекса общественных отношений как в законе, так и в развивающих и дополняющих его подзаконных актах; использование прогнозов о последствиях действия акта; сбор социологических данных об общественном мнении, правосознании либо готовых принять и реализовывать конкретные законы либо противиться этому и т.д. Во многих странах мира при парламентах созданы научные центры, где разрабатывается стратегия правотворчества, планируется правотворческая работа, разрабатываются тексты конкретных нормативных правовых актов, организуется проведение правовых экспериментов. В Беларуси в таком направлении работает Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Беларуси .
· Выделяют также принцип своевременности, понимаемый как точное определение момента подготовки и принятия нормативного правового акта, соответствующего социальной потребности, готовности общественных отношений к их правовому регулированию, принцип профессионализма, требующий от субъектов правотворчества особого уровня правовой культуры; принцип исполнительности, который позволяет принимать такие нормативные правовые акты, который могут реально действовать, т.е. опираться на реальные экономические, финансовые, кадровые, организационные, юридические условия; принципы гласности, связи теории с практикой, использования правового опыта и другие.
Основные виды правотворчества
► В зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией:
- непосредственное правотворчество народа (референдум)
- правотворчество гос. органов всех 3 ветвей власти
► По способу придания юр. силы нормативному акту:
- непосредственное правотворчество самого гос. органа,
- делегированное правотворчество (гос. орган часть своих правотворч. ф-ий делегирует др. гос. органу)
- санкционированное правотворчество (гос. орган утверждает нормы, принятые негос. организациями) Напр.,, в процессе регистрации уставов общ. организаций.
► по юр. силе нормативного акта, появляющегося в результате правотворчества:
- законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы
- подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех др. органов власти в результате чего появляются подзаконные НПА