Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции.

Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции это областной и ему = суды.

Организация и основы деятельности областного и ему = суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, ГПК, УПК).

Областной суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящая инстанция по отношению к районным судам и МС.

Областной суд рассматривает дела в качестве суда I инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными законами и конституцией РФ. В соответствии с ч 4 ст 125 конституции РФ областной суд РФ может обращаться в КСРФ с запросами о конституционности закона, подлежащего к применению в конкретном деле.

В качестве суда I инстанции рассматривает уголовные дела: о преступлениях против государства, против мира и безопасности человека, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Гражданские дела: связанные с государственной тайной, об оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии и др.

В апелляционном порядке: осуществляет проверку законности и обоснованности вынесенных судебных решений и приговоров.

В качестве кассационной инстанции уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений.

Состав областного суда6

1. Президиум суда

2. Судебная коллегия по гражданским делам

3. Судебная коллегия по уголовным делам

4. Судебный аппарат

5. Судебная коллегия

Президиум суда состоит из:

1. Председателя суда

2. Его заместителей

3. Членов суда

Персональный состав президиума утверждается президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей области.

Судебная коллегия возглавляется ее председателем, который является заместителем председателя суда.

Полномочия председателя суда:

1. Отвечает за организацию работы суда

2. Созывает заседание президиума

3. Председательствует в судебном заседании

4. Распределяет обязанности между своими заместителями

5. Организует работу по обобщению судебной практики.

Аппарат суда включает председателя суда, его заместителей, судей, администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей суда и так далее.

Статус судьи областного суда:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 30 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей.

Военные суды.

Регламентирована деятельность военных судов в конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ».

В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.

Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).

Важно подчеркнуть, что по закону военные суды самостоятельны и никому не подотчетны. В соответствии с ч 2 – 4 ст 5 Закона о военных судах «судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны; всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия не допустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом; гарантии независимости судей, установленные конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов».

Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.

В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.

Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:

- к военнослужащим

- к тем, кто приравнен к ним

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.

Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.

Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом «О статусе судей». Но есть и некоторые особенности, обусловленные спецификой этих судов.

Верховный Суд РФ.

Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Организацию и основы деятельности закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе в РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции», процессуальные кодексы (УПК, ГПК, КоАП), Законом «О статусе судей», Законом «О судоустройстве».

Социальные функции Верховного суда РФ:

1. Выполнение задач, которые возложены на него как высшего судебного органа по уголовным. Гражданским, административным делам и иным задачам, подсудным судам общей юрисдикции.

2. Осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции.

3. Дача разъяснений по вопросам судебной практики.

4. Законодательная инициатива.

В настоящее время рассматривает дела в качестве суда I, II и надзорной инстанций

Рассматривает гражданские дела в качестве I инстанции:

1. Об оспаривании ненормативных правых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ.

2. Об оспаривании нормативно-правовых актов президента РФ, правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти.

3. Об оспаривании постановлений о приостановлении и прекращении полномочий судей их отставки.

И др.

Основные подразделения суда:

- пленум

- президиум

- апелляционная коллегия

- кассационная коллегия

- судебная коллегия по гражданским делам

- судебная коллегия по уголовным делам

- судебная коллегия по административным делам

- военная коллегия.

Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

Президиум Верховного суда РФ состоит из 13 судей в том числе Председателя суда, его заместителей и опытных членов суда. Заседания президиума Верховного суда РФ производится не реже одного раза в месяц.

Пленум Верховного суда РФ действует в составе председателя Верховного суда РФ, заместителей председателя и всех членов верховного суда РФ. В заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председатель Высшего арбитражного суда РФ, Министр юстиции РФ.

Полномочия:

1. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РФ.

2. Утверждает составы судебных коллегий и секретаря.

3. Утверждает научно-консультативный совет при Верховном суде РФ.

4. Рассматривает и решает вопросы о вынесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, толкования законов.

5. Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты судебных коллегий.

6. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Секретарь плену Верховного суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов.

Полномочия председателя Верховного Суда РФ:

1. Организует работу по изучению и обобщению судебной практики.

2. Созывает Пленум Верховного Суда РФ.

3. Созывает президиум Верховного Суда РФ.

4. Распределяет обязанности между своими заместителями.

5. Ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан.

6. Осуществляет другие полномочия.

Статус судьи Верховного Суда РФ:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. Возраст не моложе 35 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей.

8. Отсутствие поступков умаляющих авторитет судебной власти

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Арбитражные суды РФ.

Организация и основы деятельности закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «Об арбитражных судах», процессуальном кодексе АПК.

В соответствии с Законом о судебной системе и Законах об арбитражных судах арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникших из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются автономной ветвью федеральных судов.

Их задачами является: защита охраняемых прав и интересов организаций и граждан, единообразие и правильное применении законодательства, содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.

В случаях, установленных законодательными актами, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

В соответствии со ст 27 – 33 АПК арбитражным судам подведомственны:

1. Дела по экономическим спорам и другие дела с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

2. Дела по спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений.

3. Иные дела (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о несостоятельности).

Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательствам, законодательствам субъектов РФ. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.

Арбитражные суды, подобно иным российским судам, осуществляют свою деятельность. Основываясь на принципах законности, независимости судей, равенстве лиц, участвующих в судопроизводстве, перед законом и судом, состязательности и равноправие сторон, гласности разбирательства дел, непосредственности судебного разбирательства.

Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.

Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия.

Арбитражными судами основного звена являются арбитражные суды субъектов РФ. В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. В каждом арбитражном суде субъекта РФ действует президиум.

К полномочиям арбитражного суда субъекта РФ:

1. Рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам.

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

3. Обращение в конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона.

4. Изучение или обобщение судебной практики.

5. Анализ судебной статистики.

Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия.

Апелляционные суды создаются из расчета два суда на один судебный округ. Всего в РФ должно функционировать 21 апелляционный суд.

Арбитражные апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающий из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут образовываться иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

К полномочиям суда данного звена относятся:

1. Проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу.

2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим вступивших в законную силу судебных актов.

3. Обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности закона.

4. Изучение и обобщение судебной практики.

5. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правых актов.

6. Анализ судебной практики.

В арбитражных апелляционных судах РФ могут быть образованы по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ постоянные судебные присутствия.

Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, порядок образования, состав, полномочия.

Федеральные арбитражные суды округов – среднее звено ветви арбитражных судов – были образованы в соответствии с Законом «Об арбитражных судах». Они являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

Находятся суды каждого из округов в административном центре одного из субъектов РФ, входящих в состав соответствующего округа. Решение по данному вопросу принимается пленумом Высшего арбитражного суда РФ.

Полномочия федерального арбитражного суда округа:

1. Проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренные судами первой и апелляционной инстанции.

2. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

3. Обращается в КСРФ с запросом о проверке конституционности закона.

4. Изучает и обобщает судебную практику.

5. Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.

6. Анализирует судебную практику.

В состав федерального арбитражного суда округа входит:

- судебная коллегия

- президиум суда

- председатель суда

Высший арбитражный Суд РФ, его состав, структура, полномочия.

Высший арбитражный суд РФ в соответствии со ст 127 конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет надзор за их деятельностью.

В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи – члены Высшего Арбитражного Суда.

Высшей арбитражный суд РФ действует в составе:

- пленума

- президиум

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных полномочий

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Полномочия суда:

1. Рассмотрение дел первой инстанции

2. Рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов.

3. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим арбитражным Судом РФ и вступивших в законную силу судебных актов.

4. Обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности законов.

Конституционный Суд РФ.

Организация и основы деятельности КСРФ закреплены в конституции РФ. ФКЗ «О КСРФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О статусе судей».

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", также без проведения слушаний.

Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров и Управления финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения.

Структура

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

  1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
  3. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Наши рекомендации