Осуществление правосудия только судом.
В соответствии со ст 118 конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная система РФ устанавливается конституцией РФ и ФКЗ (О Судебной системе в РФ), создание чрезвычайных судов не допускается. В соответствии со ст 4 закона «О судебной системе в РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с конституцией РФ и ФКЗ. В РФ действуют федеральные суды, КСРФ и МС субъектов РФ.
Сущность данного принципа правосудия в том, что ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не вправе осуществлять правосудие. Такое право предоставляется законом только суду. Значение этого принципа правосудия в том, что он обеспечивает законность правосудия, соблюдение прав и свобод личности.
Данный принцип может реально действовать только, если в законодательстве приведен исчерпывающий перечень всех судов. Такой перечень в настоящее время дан в ФКЗ «О судебной системе в РФ».
Равенство всех перед законом и судом.
В соответствии со ст 19 конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и вобод человека и гражданина на зависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и др.
В соответствии со ст 7 ФКЗ « О судебной системе РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой принадлежности или от иных обстоятельств. Равенство всех перед законом является обязательной предпосылкой равенства всех перед судом. Равенство всех перед законом означает, что применительно к конкретным жизненным ситуациям для всех действуют единые законы. Исключения из этого правила должны быть объективно обоснованы и сами закреплены в законе (особый порядок привлечения к ответственности судей).
Равенство всех перед судом означает:
1. Порядок рассмотрения дела в судебном заседании в основном единый.
2. Участники судебного разбирательства, находящиеся в одном правовом положении ( подсудимые) обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.
Право на судебную защиту.
В соответствии со ст 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав. В соответствии со ст 10 этой декларации каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленных ему уголовных обвинений имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливым независимым и беспристрастным судом.
В соответствии со ст 6 конвенции « о защите прав человека и его основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских делах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.
В соответствии со ст 46 конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст 46 конституции РФ решения и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В случае споров между гражданами они также вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст 47 конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступлении имеет право на рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст 46 конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
Независимость судей.
Сущность принципа независимости судей и подчинении их только закону состоит в том, что судья при рассмотрении конкретного дела руководит требованиями материального и процессуального закона, исходя из конкретных обстоятельств дела, из суммы собранных доказательств по делу, на основании которого у него формируется свое внутреннее убеждение по делу. Незаконные воздействия со стороны должностных лиц, государственных органов, граждан на судей с целью вынесения определенного решения по делу не допускается. Значение этого принципа в том, что он обеспечивает законность судебного процесса и содействуют установлению истинности по делу.
Данный принцип правосудия закреплен в международных правовых документах и в соответствии со ст 120 конституции РФ 2судьи независимы и подчинены конституции РФ и федеральному закону». В конституции РФ при независимости судей не только провозглашено, но и определенным образом гарантировано. В соответствии со ст 121 конституции РФ «судьи несменяемы: полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в ФЗ». В соответствии со ст 122 конституции РФ «судьи неприкосновенны: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном ФЗ». В соответствии со ст 124 конституции РФ «финансирование судов производится из федерального бюджета и должны обеспечивать полно и независимо в соответствии с ФЗ». В соответствии со ст 5 ФКЗ «О судебной системе в РФ» «суды осуществляют судебную власть самостоятельно независимо от чей бы то ни было воли подчинены только конституции РФ и закону». В РФ не могут издаваться законы и нормативно-правовые акты отменяющие или умаляющие независимость судов, независимость судей, гарантия независимости судей устанавливается конституцией РФ и ФЗ.
Основные гарантии обеспечивающие независимость судей закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии со ст 9 ФКЗ к этим гарантиям относятся:
1. Особая процедура дел в суде, которые включают в себя механизмы, направленные на обеспечение независимости судей (институт тайны совещательной комнаты).
2. Административная и уголовная ответственность за незаконное воздействие на судей.
3. Несменяемость судей и исчерпывающий перечень оснований к приостановлению и прекращению полномочий судьи.
4. Неприкосновенность судьи и особый порядок привлечения судей к ответственности.
5. Наличие системы органов судейского сообщества.
6. Должное материальное обеспечение судей.
В 1995 году принят ФЗ «О государственной защите судей и других должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В этом законе приведен исчерпывающий перечень лиц, на которых могут быть распространены меры государственной защиты, определены государственные органы, которые эту защиту осуществляют, приведен перечень мер, которые могут быть использованы для физической защиты охраны лиц, а также меры их социальной поддержки.