Понятие и признаки правоохранительной деятельности.
Понятие и признаки правоохранительной деятельности.
Прежде всего, следует назвать основные признаки правоохранительной деятельности. Это:
- Деятельность реализуется в установленном законом порядке.
- Эту деятельность осуществляют только специальные государственные и специальные негосударственные организации.
- Эта деятельность осуществляется с помощью применения мер юридического воздействия.
Из этого следует, что правоохранительная деятельность – это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность государственных и негосударственных организаций по охране права.
Подробно рассмотрим каждый представленный выше признак. Первое. Особые меры юридического воздействия. К ним принято относить регламентируемые законом меры государственного принуждения и взыскания. Среди мер юридического воздействия важное место отводится также допускаемым законом или иными правовыми предписаниями мерам предупреждения противоправных действий, их профилактика. Второе. Должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять её содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Отступление от приведенного предписания закона под каким бы то ни было предлогом и в каком бы то ни было направление считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод. Третье. Деятельность реализуется в установленном законом порядке. То есть должны соблюдаться определенные процедуры. Для принятия решения о применении или неприменении юридических мер государственного воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила. Подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях – для должностного лица, допустившего нарушение. Четвертое. Правоохранительную деятельность осуществляют только специально уполномоченные государственные и негосударственные органы. Они комплектуются соответствующим образом подготовленными служащими – по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. Организация и деятельность таких органов детально и всесторонне регламентируется в законодательном порядке. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности. Обоснованности, законности и справедливости принимаемых органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права.
С учетом вышесказанного можно еще раз дать определение правоохранительной деятельности, но уже более детально – такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Звено судебной системы.
Звено судебной системы – суды, занимающие определенное место в судебной системе и обладающие одинаковыми полномочиями по рассмотрению и пересмотру дел.
С учетом этого все федеральные гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на 3 звена:
- основное звено – районные суды
- среднее звено – верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
- высшее звено – верховный суд РФ
Подобным образом организованы и военные суды:
- основное звено – гарнизонные военные суды
- среднее звено – окружные (флотские) суды
- высшее звено – военная коллегия ВСРФ
Подсистема арбитражных судов имеет 4 звена:
- основное звено – арбитражные суды субъектов РФ
- первое промежуточное звено – арбитражные апелляционные суды
- второе промежуточное звено – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
- высшее звено – Высший арбитражный суд РФ.
Право на судебную защиту.
В соответствии со ст 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав. В соответствии со ст 10 этой декларации каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленных ему уголовных обвинений имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливым независимым и беспристрастным судом.
В соответствии со ст 6 конвенции « о защите прав человека и его основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских делах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона.
В соответствии со ст 46 конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст 46 конституции РФ решения и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В случае споров между гражданами они также вправе обратиться в суд.
В соответствии со ст 47 конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступлении имеет право на рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст 46 конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.
Независимость судей.
Сущность принципа независимости судей и подчинении их только закону состоит в том, что судья при рассмотрении конкретного дела руководит требованиями материального и процессуального закона, исходя из конкретных обстоятельств дела, из суммы собранных доказательств по делу, на основании которого у него формируется свое внутреннее убеждение по делу. Незаконные воздействия со стороны должностных лиц, государственных органов, граждан на судей с целью вынесения определенного решения по делу не допускается. Значение этого принципа в том, что он обеспечивает законность судебного процесса и содействуют установлению истинности по делу.
Данный принцип правосудия закреплен в международных правовых документах и в соответствии со ст 120 конституции РФ 2судьи независимы и подчинены конституции РФ и федеральному закону». В конституции РФ при независимости судей не только провозглашено, но и определенным образом гарантировано. В соответствии со ст 121 конституции РФ «судьи несменяемы: полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным в ФЗ». В соответствии со ст 122 конституции РФ «судьи неприкосновенны: судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определенном ФЗ». В соответствии со ст 124 конституции РФ «финансирование судов производится из федерального бюджета и должны обеспечивать полно и независимо в соответствии с ФЗ». В соответствии со ст 5 ФКЗ «О судебной системе в РФ» «суды осуществляют судебную власть самостоятельно независимо от чей бы то ни было воли подчинены только конституции РФ и закону». В РФ не могут издаваться законы и нормативно-правовые акты отменяющие или умаляющие независимость судов, независимость судей, гарантия независимости судей устанавливается конституцией РФ и ФЗ.
Основные гарантии обеспечивающие независимость судей закреплены в законе «О статусе судей в РФ». В соответствии со ст 9 ФКЗ к этим гарантиям относятся:
1. Особая процедура дел в суде, которые включают в себя механизмы, направленные на обеспечение независимости судей (институт тайны совещательной комнаты).
2. Административная и уголовная ответственность за незаконное воздействие на судей.
3. Несменяемость судей и исчерпывающий перечень оснований к приостановлению и прекращению полномочий судьи.
4. Неприкосновенность судьи и особый порядок привлечения судей к ответственности.
5. Наличие системы органов судейского сообщества.
6. Должное материальное обеспечение судей.
В 1995 году принят ФЗ «О государственной защите судей и других должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В этом законе приведен исчерпывающий перечень лиц, на которых могут быть распространены меры государственной защиты, определены государственные органы, которые эту защиту осуществляют, приведен перечень мер, которые могут быть использованы для физической защиты охраны лиц, а также меры их социальной поддержки.
Язык правосудия.
В соответствии с ч 2 ст 26 конституции РФ «каждый имеет право на пользование своим родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества». В этом конституционном положении проявляются особенности национально-государственного устройства РФ, основанное на уважении прав и свобод населяющих ее народов.
Данное конституционное положение уточняется и развивается в ряде других законодательных актов. (закон о судебной системе ст 10):
1. Судопроизводство в КСРФ, ВСРФ, ВАСРФ и других судах ведутся на русском языке – государственном суде РФ.
2. Судопроизводство и делопроизводство у мс и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории находится суд.
3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Услуги переводчика, оказываются обвиняемому, потерпевшему, свидетелю во всех случаях бесплатно. В соответствии с ч 3 ст 18 УПК все копии следственных и судебных документов, которые в обязательном порядке должны вручаться подозреваемому или обвиняемому переводится на понятный ему язык.
Требования к присяжным заседателям
Согласно ст. 3 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», присяжными заседателями не могут быть:
- лица, не достигшие 25 лет
- лица, имеющие непогашенную либо неснятую судимость
- лица, признанные недееспособными либо ограниченные в дееспособности
- состоящие на учете в наркологическом либо психоневрологическом диспансере
также к участию в судопроизводстве в качестве присяжных заседателей не допускаются лица:
- подозреваемые либо обвиняемые в совершении преступлений
- не владеющие языком, на котором ведется слушание
- имеющие физические и/или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в слушании дела
Военные суды.
Регламентирована деятельность военных судов в конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ».
В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.
- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.
- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.
Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.
Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).
Важно подчеркнуть, что по закону военные суды самостоятельны и никому не подотчетны. В соответствии с ч 2 – 4 ст 5 Закона о военных судах «судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны; всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия не допустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом; гарантии независимости судей, установленные конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов».
Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.
В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.
Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:
- к военнослужащим
- к тем, кто приравнен к ним
- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.
Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.
Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.
Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.
Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.
Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом «О статусе судей». Но есть и некоторые особенности, обусловленные спецификой этих судов.
Верховный Суд РФ.
Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Организацию и основы деятельности закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе в РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции», процессуальные кодексы (УПК, ГПК, КоАП), Законом «О статусе судей», Законом «О судоустройстве».
Социальные функции Верховного суда РФ:
1. Выполнение задач, которые возложены на него как высшего судебного органа по уголовным. Гражданским, административным делам и иным задачам, подсудным судам общей юрисдикции.
2. Осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции.
3. Дача разъяснений по вопросам судебной практики.
4. Законодательная инициатива.
В настоящее время рассматривает дела в качестве суда I, II и надзорной инстанций
Рассматривает гражданские дела в качестве I инстанции:
1. Об оспаривании ненормативных правых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ.
2. Об оспаривании нормативно-правовых актов президента РФ, правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти.
3. Об оспаривании постановлений о приостановлении и прекращении полномочий судей их отставки.
И др.
Основные подразделения суда:
- пленум
- президиум
- апелляционная коллегия
- кассационная коллегия
- судебная коллегия по гражданским делам
- судебная коллегия по уголовным делам
- судебная коллегия по административным делам
- военная коллегия.
Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Президиум Верховного суда РФ состоит из 13 судей в том числе Председателя суда, его заместителей и опытных членов суда. Заседания президиума Верховного суда РФ производится не реже одного раза в месяц.
Пленум Верховного суда РФ действует в составе председателя Верховного суда РФ, заместителей председателя и всех членов верховного суда РФ. В заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председатель Высшего арбитражного суда РФ, Министр юстиции РФ.
Полномочия:
1. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РФ.
2. Утверждает составы судебных коллегий и секретаря.
3. Утверждает научно-консультативный совет при Верховном суде РФ.
4. Рассматривает и решает вопросы о вынесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, толкования законов.
5. Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты судебных коллегий.
6. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Секретарь плену Верховного суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов.
Полномочия председателя Верховного Суда РФ:
1. Организует работу по изучению и обобщению судебной практики.
2. Созывает Пленум Верховного Суда РФ.
3. Созывает президиум Верховного Суда РФ.
4. Распределяет обязанности между своими заместителями.
5. Ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан.
6. Осуществляет другие полномочия.
Статус судьи Верховного Суда РФ:
1. Гражданин РФ
2. Высшее юридическое образование
3. Возраст не моложе 35 лет
4. Стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет
5. Медицинское освидетельствование
6. Сдача квалификационного экзамена
7. Рекомендация квалификационной коллегии судей.
8. Отсутствие поступков умаляющих авторитет судебной власти
9. Не имевший и не имеющий судимости.
Арбитражные суды РФ.
Организация и основы деятельности закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «Об арбитражных судах», процессуальном кодексе АПК.
В соответствии с Законом о судебной системе и Законах об арбитражных судах арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникших из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются автономной ветвью федеральных судов.
Их задачами является: защита охраняемых прав и интересов организаций и граждан, единообразие и правильное применении законодательства, содействие правовыми средствами соблюдению законодательства и укреплению законности в экономических отношениях.
В случаях, установленных законодательными актами, право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов имеют также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.
В соответствии со ст 27 – 33 АПК арбитражным судам подведомственны:
1. Дела по экономическим спорам и другие дела с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
2. Дела по спорам, вытекающим из административных и иных публичных отношений.
3. Иные дела (об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о несостоятельности).
Разрешая дела, арбитражные суды руководствуются Конституцией РФ, федеральным законодательствам, законодательствам субъектов РФ. В соответствии с законом или договором арбитражные суды могут применять нормы иностранного и международного права.
Арбитражные суды, подобно иным российским судам, осуществляют свою деятельность. Основываясь на принципах законности, независимости судей, равенстве лиц, участвующих в судопроизводстве, перед законом и судом, состязательности и равноправие сторон, гласности разбирательства дел, непосредственности судебного разбирательства.
Решение, постановление, определение арбитражного суда, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами.
Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия.
Арбитражными судами основного звена являются арбитражные суды субъектов РФ. В арбитражных судах основного звена могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных отношений. В каждом арбитражном суде субъекта РФ действует президиум.
К полномочиям арбитражного суда субъекта РФ:
1. Рассмотрение в первой инстанции всех дел, подведомственных арбитражным судам.
2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.
3. Обращение в конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона.
4. Изучение или обобщение судебной практики.
5. Анализ судебной статистики.
Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия.
Апелляционные суды создаются из расчета два суда на один судебный округ. Всего в РФ должно функционировать 21 апелляционный суд.
Арбитражные апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающий из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут образовываться иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
К полномочиям суда данного звена относятся:
1. Проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу.
2. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим вступивших в законную силу судебных актов.
3. Обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности закона.
4. Изучение и обобщение судебной практики.
5. Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правых актов.
6. Анализ судебной практики.
В арбитражных апелляционных судах РФ могут быть образованы по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ постоянные судебные присутствия.
Федеральные арбитражные (кассационные) суды округов, порядок образования, состав, полномочия.
Федеральные арбитражные суды округов – среднее звено ветви арбитражных судов – были образованы в соответствии с Законом «Об арбитражных судах». Они являются судами по проверке в кассационном порядке законности решений арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.
Находятся суды каждого из округов в административном центре одного из субъектов РФ, входящих в состав соответствующего округа. Решение по данному вопросу принимается пленумом Высшего арбитражного суда РФ.
Полномочия федерального арбитражного суда округа:
1. Проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность судебных актов по делам, рассмотренные судами первой и апелляционной инстанции.
2. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
3. Обращается в КСРФ с запросом о проверке конституционности закона.
4. Изучает и обобщает судебную практику.
5. Подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов.
6. Анализирует судебную практику.
В состав федерального арбитражного суда округа входит:
- судебная коллегия
- президиум суда
- председатель суда
Высший арбитражный Суд РФ, его состав, структура, полномочия.
Высший арбитражный суд РФ в соответствии со ст 127 конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет надзор за их деятельностью.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи – члены Высшего Арбитражного Суда.
Высшей арбитражный суд РФ действует в составе:
- пленума
- президиум
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных полномочий
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия суда:
1. Рассмотрение дел первой инстанции
2. Рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов.
3. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим арбитражным Судом РФ и вступивших в законную силу судебных актов.
4. Обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности законов.
Конституционный Суд РФ.
Организация и основы деятельности КСРФ закреплены в конституции РФ. ФКЗ «О КСРФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О статусе судей».
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Организационные формы конституционного судопроизводства
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", также без проведения слушаний.
Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров и Управления финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения.
Структура
Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:
- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
- Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
- Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Мировые судьи.
Организация Мировой юстиции (Мировых судей) регламентирована ФЗ «О МС в РФ»,1998, принят закон Воронежской области «О МС воронежской области», 2000г.
Назначение инстанции МС:
1. Следовало изъять расследование спорных дел из ведомства административных органов и передать их рассмотрение в суды.
2. Необходимо было упростить порядок рассмотрения дела в суде, сделать обращение в суд простым и доступным.
3. Следовало разгрузить суды общей юрисдикции для того, чтобы последние сосредоточились на рассмотрении более сложных дел.
Компетенция МС:
- дела о преступлениях, где срок лишения свободы не превышает 3 лет.
- дела о выдаче судебного приказа.
Судебный приказ – постановление МС о взыскании денежных средств или движимого имущества должника в случаях, указанных в законодательстве, когда отсутствует спор о праве.
- дела о расторжении брака между супругами, когда отсутствует спор о детях.
- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при цене иска, не превышающего 50.000 руб.
- дела об административных правонарушениях, отнесенных МС в соответствии с КоАП.
Мировые судьи действуют в пределах судебного участка. Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15.000 до 23.000. мировой судья рассматривает дела единолично в качестве I инстанции.
Статус МС:
1. Гражданин РФ
2. Высшее юридическое образование
3. Возраст не моложе 25 лет
4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет
5. Медицинское освидетельствование
6. Сдача квалификационного экзамена
7. Наличие рекомендаций квалификационной коллегии судей
8. Отсутствие поступков порочащих его.
МС назначается на должность представительным органом власти субъекта РФ (либо избирается населением) в первый раз сроком, установленным законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет(3).
Требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи, порядок наделения их полномочиями.
В соответствии со ст 4 Закона «О статусе судей» требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи:
1. Отсутствии поступков порочащих честь и достоинство личности
2. Судьей может быть гражданин РФ:
1. Имеющий высшее юридическое образование
2. Не имеющий или не имевший судимости либо уголовного преследования в отношении которого прекращено по реабилитирующим обстоятельствам
3. Не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства
4. Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным
5. Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройствах
6. Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
3. При соответствии требования, предусмотренных п 2 данной ст:
1. Судьей КСРФ может быть гражданин , достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.
2. Судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.
3. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальность не менее 7 лет.
4. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
4. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов РФ.
5. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.
6. В стаж работы по юридической специальности необходимый для назначение на должность судьи, включается время работы:
1. На требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы.
2. В качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования, в качестве адвоката, нотариуса.
7. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи.
Согласно ст 128 конституции РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производится с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а другая – для судей других федеральных судов.
В соответствии со ст 6 Закона о статусе судей:
1. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению президента РФ.
2. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего арбитражного Суда РФ.
3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
4. Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
5. Президентом РФ в 2х месячный срок со дня получения необходимых материалов назначаются судьи федеральных судов.
6. Назначение кандидатов на должность судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.
Завершающим актом наделения кандидата полномочиями судьи является принесение присяги. Судьи всех судов, впервые назначенные на должность, дают предусмотренную ст 8 Закона о статусе судей, присягу.
Установленный ст 128 конституции РФ порядок наделения полномочиями с