Структура системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны.

Методическая разработка

по дисциплине «Совершенствование системы ГО» для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины по специальности.

Тема 5: Содержание Федерального Закона «О Гражданской обороне».

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры

Социальной и техногенной

безопасности

Зав. кафедрой

___________________

___________________

Чита – 2011г

Учебные цели:

Изучить со студентами положения Федерального Закона «О Гражданской обороне»:

- структуру системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны;

- задачи в области гражданской обороны и защиты населения;

- полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО;

- систему обучения населения РФ по ГО.

Время: 2 часа.

Место: аудитория.

Метод:лекционное занятие.

Учебные вопросы:

1. Структура системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны.

2. Задачи в области гражданской обороны и защиты населения.

3. Полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО.

4. Система обучения населения РФ по ГО.

В ходе самостоятельной работы –5 часов:

Написать контрольную работу на тему «Федеральный закон о ГО».

На семинарском занятии –2часа:

1. Обсудить результаты контрольной работы.

2. Заслушать рефераты на темы: «Органы, осуществляющие управление гражданской обороной». «Силы гражданской обороны». «Задачи в области гражданской обороны и защиты населения». Полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО.

В ходе показного занятия – 2 часа:

Ознакомить с системой обучения населения Забайкальского края по ГО ми защите в ЧС, организацией работы ГОУ ДПО «Учебно-методический центр ГО ЧС Забайкальского края».

Литература:

1. «Чрезвычайная служба Росси». Под редакцией Шойгу С.К. Москва. Издательство «Контакт-культура». 2000.

2. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2005. — 520 с.

2. Федеральный Закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09 октября 2002г. N 123-ФЗ, от 19 июня 2004г. N 51-ФЗ,от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ).

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 05 января 2004г. №Пр-12 «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998г. N1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999г. N 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

8. Постановление правительства Российской Федерации от 10 июля 1999г. №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от18 ноября 1999г. № 1266 «О Федеральных службах гражданской обороны».

10.Постановление Правительства Российской Федерации от2 ноября 2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

11. Приказ МЧС России от 29 декабря 1999г. №708 «Об утверждении примерного положения о специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».

12. Проблемы развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации в современных условиях. Всероссийская конференция: 8-9 апреля 2004 года. Сборник материалов. – М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. – 312 с.

13. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2006-2010г.г.

Войска гражданской обороны

Войска гражданской обороны Российской Федерации (далее именуются войска гражданской обороны) являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач гражданской обороны. Они используются в военное время для защиты территории страны и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Войска гражданской обороны представляют наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют наиболее сложные и трудоемкие задачи по обеспечению ввода сил гражданской обороны в очаги поражения и проведению в них аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Обладая высокой готовностью и маневренностью, они способны быстро выдвигаться к очагам поражения и первыми приступить к выполнению спасательных работ как самостоятельно, так и во взаимодействии с гражданскими организациями гражданской обороны.
Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации.

Управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

— соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны центрального подчинения — непосредственно;

— соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации — через региональные центры МЧС России.

Соединения, воинские части и организации войск гражданской обороны в военное время могут передаваться в оперативное подчинение главам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководителям органов местного самоуправления для решения задач по ликвидации последствий, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, борьбы с лесными пожарами.

Задачи, возложенные на войска гражданской обороны, порядок подготовки и применения их в военное время определяются Положением о войсках гражданской обороны Российской Федерации, а также Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемыми Президентом Российской Федерации.

Основы действий войск гражданской обороны по защите территории страны и ее населения в военное время определяются Уставом войск гражданской обороны Российской Федерации, который согласовывается с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В настоящее время в соответствии с решением Совета Безопасности Российской Федерации от 28.06.2005 осуществляется поэтапное преобразование войск гражданской обороны в специальные формирования Государственных спасательных сил и перевод их на иные виды государственной службы.

Основными задачами войск гражданской обороны в военное время являются:

— ведение радиационной, химической и неспецифической биологической (бактериологической) разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

— проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

— проведение работ по санитарной обработке населения, специальной обработке техники и имущества, обеззараживанию зданий, сооружений и территорий;

— обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

— участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;

— проведение пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов;

— участие в проведении работ по восстановлению объектов жизнеобеспечения населения.

Организационно войска гражданской обороны состоят из:

- воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения,

- спасательных центров для прикрытия территорий субъектов Российской Федерации,

- отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов),

- аэромобильных пожарно-спасательных отрядов,

- частей и подразделений обеспечения.

Подразделения соединений и частей войск гражданской обороны предназначены:

механизированные — для обеспечения выдвижения сил гражданской обороны в очаг поражения; проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

спасательные — для поиска и спасения людей, находящихся под завалами, в разрушенных, поврежденных и горящих зданиях и сооружениях, и оказания им первой медицинской помощи;

инженерно-технические (механизации) — для инженерного обеспечения действий подразделений частей и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

пожарно-спасательные — для противопожарного обеспечения действий других подразделений, ведения пожарной разведки, локализации и тушения пожаров на маршрутах и в очагах поражения, спасения людей в зоне пожара;

медицинские — для ведения медицинской разведки; проведения лечебно-профилактических, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий; оказания первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным;

понтонно-переправочные отряды предназначены для оборудования и содержания паромных переправ, наплавных мостов; строительства и ремонта низководных мостов, а также для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах катастрофического затопления;

пиротехнические — для поиска, обезвреживания и уничтожения авиационных бомб и фугасов, а также для проделывания проходов в завалах и обрушения поврежденных конструкций зданий и сооружений взрывным способом.

Спасательные центры в составе отдельных спасательных отрядов являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. Они предназначены для проведения в военное время аварийно-спасательных и других неотложных работ в городах (категорированных), промышленных районах, на наиболее важных объектах экономики.

В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Они оснащены различными и современными специальными видами техники и средств малой механизации. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток, при всякой погоде.
Отдельная авиационная эскадрилья смешанного состава предназначена для

обеспечения управленческих функций (штабных, связных и др.);

ведения воздушной разведки на маршрутах и в очагах поражения;

выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.;

оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ;

эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением, вывоза уникального оборудования и ценностей и т.п.).

Отдельный отряд РХБ защиты предназначен для ведения радиационной и химической разведки; проведения спасательных и других неотложных работ в очагах РХБ заражения; тушения отдельных очагов пожаров.

Отряды аэромобильные пожаро-спасательные — для проведения общей разведки на маршрутах выдвижения и в очагах поражения, воздушного десантирования спасателей, техники и грузов в районы ведения ими аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализации и тушения пожаров.

Отряды первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения обеспечивают:

водоснабжение (разведку источников воды, ее добычу, очистку, хранение);

выпечку хлеба и подвоз необходимых материальных средств.

Химико-радиометрические лаборатории предназначены для проведения радиометрических и химических анализов проб и определения типов аварийно химически опасных, а также радиоактивных веществ;

расчетно-аналитические станции (группы) — для сбора, обобщения и обработки информации о применении противником средств поражения; подготовки предложений о наиболее целесообразных действиях частей (подразделений) при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях радиоактивного и химического заражения;

лаборатории измерительной техники — для метрологического обслуживания средств измерений подразделений;

технического обеспечения — для выполнения текущего и среднего ремонта, а также проведения специальных видов работ по техническому обслуживанию вооружения и техники;

материального обеспечения — для приема, содержания и доставки запасов вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, воды, вещевого, инженерного, медицинского имущества и иных материальных средств; заправки техники горючим и других видов тылового обеспечения.
Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
Деятельность войск гражданской обороны регламентирована «Положением о войсках гражданской обороны», введенным в действие Указом Президента Российской Федерации от 28 мая 1996г. № 784.

В связи с реформированием военной организации Российской Федерации войска гражданской обороны в перспективе могут быть преобразованы в специальные формирования государственных спасательных сил.


Аварийно-спасательные службы гражданской обороны

Аварийно - спасательные службы (АСС) — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время или создаваемые в интересах ГО организации, выполняющие специальные задачи по проведению АСДНР, жизнеобеспечению пострадавшего населения 5 оказанию медицинской помощи, охране общественного порядка, срочному захоронению трупов и др.

В состав АСС может входить несколько подразделений (формирований), объединенных единой организационной структурой и единым руководством.

К существующим АСС, выполняющим задачи гражданской обороны, относятся:

- организации и учреждения здравоохранения,

- агропромышленного комплекса,

- коммунального хозяйства,

- гидрометеослужбы и другие организации, обеспечивающие жизнедеятельность населения.

Особую роль в военное время играют медицинские учреждения (службы). Прежде всего, к ним относится служба экстренной медицинской помощи («Медицина катастроф»). Она была создана в соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года. В дальнейшем она была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющуюся функциональной подсистемой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

В субъектах Российской Федерации были созданы региональные учреждения (центры) и формирования ВСМК.

В соответствии с Положением (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195) ВСМК функционально объединяет службы медицины катастроф Минздрава России и Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства других федеральных органов исполнительной власти.

ВСМК приобрела статус самостоятельной отрасли здравоохранения государственного значения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Имея государственный статус и благодаря целенаправленной работе Минздрава России, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, организации взаимодействия с МЧС России, в настоящее время Служба способна оказывать все виды медицинской помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях.

К основным задачам Службы относятся:

— организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

— организация и оказание экстренной и консультативной медицинской помощи населению при повседневной деятельности;

— организация мероприятий по поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС на этапах медицинской эвакуации пораженных и больных;

— создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления сил и средств Службы к работе в ЧС;

— выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация медико-санитарного контроля и проведение комплекса мероприятий по предупреждению или ослаблению возможных вредных последствий;

— прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий при возможном возникновении ЧС и в результате их возникновения. Сбор и обработка информации медико-санитарного характера, ее представление заинтересованным органам, доведение до населения;

— участие в подготовке населения и спасателей по оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС.

В регионах Российской Федерации органами повседневного управления ВЦМК являются региональные центры медицины катастроф (РЦМК).
В своей деятельности РЦМК руководствуются «Положением о региональных центрах медицины катастроф».

На территориальном уровне органами повседневного управления являются территориальные центры медицины катастроф, которые в своей деятельности руководствуются «Положением о территориальных центрах медицины катастроф». Они работают под руководством территориальных СМК и оперативно подотчетны РЦМК региона, в состав которого входит территория субъекта Российской Федерации.

На местном уровне (город, район) также могут создаваться, а в ряде территорий уже созданы, центры медицины катастроф или межрайонные филиалы ТЦМК.

В военное время Служба является головной организацией, выполняющей задачи по медицинской защите населения.

К существующим АСС относятся также другие аварийно-спасательные службы, входящие в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с законодательством Российской Федерации по решению руководителей соответствующих уровней руководства гражданской обороны они могут привлекаться к выполнению задач гражданской обороны согласно планам гражданской обороны и защиты населения, с учетом профессиональных задач, решаемых данными службами и формированиями.

Организационно-правовыми и экономическими основами создания и деятельности аварийно - спасательных служб и аварийно - спасательных формирований являются законы «Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также другие нормативные правовые акты.

Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования имеют широкую специализацию, вызванную разнообразием работ, которые они выполняют, условиями, в которых приходится действовать, используемым оборудованием и технологиями его применения.

К наиболее распространенным видам таких работ относятся:

- деблокирование и извлечение пострадавших из обрушившихся зданий, подземных сооружений, транспортных средств;

- тушение пожаров и эвакуация пострадавших из их очагов;

- спасение экипажей и пассажиров потерпевших крушение кораблей, помощь на воде, эвакуация жителей при наводнениях;

- поиск и спасение людей в экстремальных природных условиях;

- эвакуация пораженных при химических и радиационных авариях, дегазация и дезактивация;

- оказание первой медицинской помощи;

- устранение последствий аварий на топливных, энергетических, транспортных коммуникациях;

- доставка воды, продуктов питания, медикаментов пострадавшему населению, организация его первичного жизнеобеспечения и другие работы.

Полный перечень аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых аварийно - спасательными службами и аварийно - спасательными формированиями, изложен в Квалификационных требованиях и методических рекомендациях по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (приложение № 5), утвержденных Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке на территории Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться на постоянной штатной основе, на нештатной основе, на общественных началах.

На постоянной штатной основе создаются профессиональные аварий- но - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования.

Они создаются:

— в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

— в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие в организациях собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

Населения в области ГО»

Вводит в действие Положение…, которое определяет основные задачи обучения в области ГО, соответствующие функции ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, местного самоуправления и организаций по организации обучения, а так же формы обучения населения по ГО.

Организация обучения населения:

Ст. 2 Основные задачи:

А) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты;

Б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по ГО;

В) выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

Г) овладение личным составом ГОГО (формирований) приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ст. 3 Лица, подлежащие обязательному обучению:

1) Начальники ГО ФОИВ, главы органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

2) Должностные лица ГО, руководители и работники ОУ ГО, начальники ГО организаций;

3) личный состав формирований

4) работающее население, не входящее в состав формирований;

5) учащиеся учреждений общего образования и студенты учреждений профессионального образования.

6) неработающее население.

Ст. 4 Обучение населения осуществляется в рамках единой системы подготовки населения в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

ОБУЧЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!

Проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации ФОИВ, в учебно-методических центрах ГО ЧС, на курсах ГО, по месту работы, учебы и месту жительства.

Программы обучения в области ГО в учреждениях профессионального образования утверждаются соответствующим органом управления процессом обучения Минобразования РФ по согласованию с МЧС России.

Полномочия ФОИВ:

Организуют обучение по тематике дисциплины «БЖД», и участвуют в разработке государственных образовательных стандартов.

МЧС Росси разрабатывает и утверждает примерные программы обучения населения.

Формы обучения в области ГО для студентов учреждений профессионального образования:

а) обучение в учебное время по курсу «БЖД»

б) участие в учениях и тренировках по ГО;

в) чтение памяток листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике ГО.

Письмо Первого зам. министра образования РФ от 04.09.2000

г. №38-55-40/38-02 «Об изучении дисциплины «БЖД»

В целях реализации требований вышеназванных Законов Минобразование России рекомендует:

Включить в основную образовательную программу ВУЗов дисциплину «БЖД» в цикл общепрофессиональных дисциплин в раздел национально-региональный компонент или в цикл дисциплин, отводимых на специализацию, в качестве ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ;

Объем часов установить не менее 100 часов общей трудоемкости на основе примерной программы дисциплины «БЖД» Минобрнауки России.

Методическая разработка

по дисциплине «Совершенствование системы ГО» для специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях» Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом и примерной программой дисциплины по специальности.

Тема 5: Содержание Федерального Закона «О Гражданской обороне».

РАССМОТРЕНО:

на заседании кафедры

Социальной и техногенной

безопасности

Зав. кафедрой

___________________

___________________

Чита – 2011г

Учебные цели:

Изучить со студентами положения Федерального Закона «О Гражданской обороне»:

- структуру системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны;

- задачи в области гражданской обороны и защиты населения;

- полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО;

- систему обучения населения РФ по ГО.

Время: 2 часа.

Место: аудитория.

Метод:лекционное занятие.

Учебные вопросы:

1. Структура системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны.

2. Задачи в области гражданской обороны и защиты населения.

3. Полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО.

4. Система обучения населения РФ по ГО.

В ходе самостоятельной работы –5 часов:

Написать контрольную работу на тему «Федеральный закон о ГО».

На семинарском занятии –2часа:

1. Обсудить результаты контрольной работы.

2. Заслушать рефераты на темы: «Органы, осуществляющие управление гражданской обороной». «Силы гражданской обороны». «Задачи в области гражданской обороны и защиты населения». Полномочия организаций, органов государственной и муниципальной власти, права и обязанности граждан в области ГО.

В ходе показного занятия – 2 часа:

Ознакомить с системой обучения населения Забайкальского края по ГО ми защите в ЧС, организацией работы ГОУ ДПО «Учебно-методический центр ГО ЧС Забайкальского края».

Литература:

1. «Чрезвычайная служба Росси». Под редакцией Шойгу С.К. Москва. Издательство «Контакт-культура». 2000.

2. Основы организации и ведения гражданской обороны в современных условиях / Под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. — М.: Деловой экспресс, 2005. — 520 с.

2. Федеральный Закон от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09 октября 2002г. N 123-ФЗ, от 19 июня 2004г. N 51-ФЗ,от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, от 29 декабря 2004г. №199-ФЗ).

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. Указ Президента Российской Федерации от 05 января 2004г. №Пр-12 «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998г. N1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999г. N 620 «О гражданских организациях гражданской обороны».

8. Постановление правительства Российской Федерации от 10 июля 1999г. №782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от18 ноября 1999г. № 1266 «О Федеральных службах гражданской обороны».

10.Постановление Правительства Российской Федерации от2 ноября 2000г. №841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».

11. Приказ МЧС России от 29 декабря 1999г. №708 «Об утверждении примерного положения о специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций».

12. Проблемы развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации в современных условиях. Всероссийская конференция: 8-9 апреля 2004 года. Сборник материалов. – М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. – 312 с.

13. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2006-2010г.г.

Структура системы ГО Российской Федерации: руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной, силы гражданской обороны.


Законодательные и нормативные основы


Первым нормативным правовым актом Российской Федерации в области гражданской обороны стал Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1993 года № 643, закрепивший легитимность на территории Российской Федерации ранее принятых нормативных актов бывшего СССР, регламентирующих ведение гражданской обороны. Кроме того, общее руководство гражданской обороны в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства, являющегося по должности Начальником гражданской обороны Российской Федерации. Председатель ГКЧС России по должности являлся первым заместителем Начальника гражданской обороны Российской Федерации. Также было определено, что руководители органов исполнительной власти республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов и районов, руководители министерств, ведомств и организаций также по должности являются соответствующими начальниками гражданской обороны.

Принятие Указа Президента № 643 было важным для сохранения потенциала гражданской обороны, предотвращения развала системы.
В период с 1993г. по 1998г. был принят целый ряд нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны. Среди наиболее важных из них следует отметить:

— постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994г. № 359 «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями», закрепившее положение о том, что решения о приватизации предприятий, организаций и учреждений, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего штаба (комитета) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

— постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996г. № 1396 «О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям», которым штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, являющиеся подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, реорганизованы в органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.


Для создания целостной системы защиты населения и объектов экономики от воздействия современного оружия противника необходимо было принятие законодательного акта в области гражданской обороны. Таким первым законодательным актом стал Федеральный закон от 12 февраля 1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне».

Закон, во-первых, дал определение гражданской обороне и сформулировал ее задачи. С учетом последующих дополнений и изменений сегодня определение гражданской обороны звучит так: «Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Основными задачами в области гражданской обороны являются:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
— проведение аварийно-спас

Наши рекомендации