Основным законодательным актом, содержащим нормы с описанием составов административных проступков, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Следует учитывать, что далеко не все признаки совершенного АП имеют юридическое значение. К их числу относятся лишь те, которые в соответствии с законом определяют правовые последствия совершенного деяния. Будучи закрепленными в норме права, эти признаки становятся обязательными.
Выделяют объективные и субъективные признаки состава АП.
Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. Всубъективных признакахотражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.
Среди объективных и субъективных признаков состава АП имеются как обязательные, так и факультативные признаки.
Обязательные признаки присущи всем без исключения составам. Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков означает отсутствие состава административного проступка. Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и, следовательно, не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений.
5. Подадминистративной ответственностьюпонимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
К видам административных взысканий относятся:1)Предупреждение –наиболее мягкая мера взыскания морального характера. Она применяется в качестве самостоятельной меры взыскания за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту.2)Штраф– административное взыскание имущественного характера, выражающееся в изъятии у нарушителя в доход государства определенной денежной суммы. 3)Исправительные работыназначаются на срокот одного до двух месяцеви отбываются по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение.Часть заработка (не более 20 %) нарушителя удерживается в доход государства.4)Административный арестсостоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определенных органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срокдо 15 суток.5)Лишение специального праваесть вид административного взыскания в виде временного ограничения правосубъектности гражданина за административный проступок и устанавливается на срокот 6 месяцев до 3 лет.6)Лишение права заниматься определенной деятельностьюприменяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности на срок от шести месяцевдо года.7)Конфискация предметасостоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности.8)Депортация как вид административной ответственности применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства. 9)Взыскание стоимости предмета административного правонарушениясостоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.
Стадия административного процесса – это совокупность процессуальных действий административного процесса, имеющих самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи.
В основном выделяют 5 стадий административного процесса:
1)Возбуждение административного дела.Совершение данных действий относится к компетенции уполномоченных на то органов государства ( должностных лиц), общ.организаций и из представителей. а также граждан. Возбудивший дело направляет его в компетентный орган. Последний выясняет поводы и основания для возбуждения дела, осуществляет подготовку дела к разбирательству и т.д.
2)Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). На стадии рассмотрения исследуются обстоятельства дела, в случае необходимости собираются дополнительные материалы.
3)Принятие по делу решения.Исследовав все материалы дела, орган (должностное лицо) принимает решение по делу, которое является индивидуальным актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к актам подобного рода.
4)Обжалование и опротестование решения. Участники процесса, а также иные заинтересованные в деле лица могут в установленном порядке обжаловать вынесенное по делу решение. В предусмотренных законодательством случаях решение может быть опротестовано прокурором.
5)Исполнение решения – завершающая стадия административного процесса. Законодательством определены способы и органы, осуществляющие исполнение решений, которые в установленном порядке могут применять в случае необходимости и меры по принудительному исполнению.
6.Согласно статье 11 Уголовного кодекса преступление – это «совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие)», наказуемое согласно данному Кодексу. При этом преступлением может считаться:
- оконченное деяние (совершение наказуемых действий-бездействий или наступление наказуемых последствий);
- приготовление к преступлению (когда деяние, представляющее большуюобщественную опасность, пресечено в процессе подготовки);
- покушение на совершение преступления (когда преступное деяние прервано помимо воли преступника);
- соучастия (помимо исполнения – организация, руководство, подстрекательство, пособничество).
Вместе с тем, не является преступлением то, что имеет все признаки преступления, но малозначительно (общественно не опасно, неспособно в принципе причинять существенный вред).Впрочем, за такое деяние возможно административное взыскание, если проступок значителен по меркам Кодекса об административных правонарушениях.
Состав преступления – это чисто теоретическая конструкция, представляющая всякое преступление как умозрительную совокупность (единство): 1) объекта, 2) объективной стороны, 3) субъекта и 4) субъективной стороны преступления, где:- объектпреступления – то хорошее, на что посягает преступник;- объективная сторона преступления – само преступление (преступное деяние и (или) его последствия), уголовно-значимые характеристики которого даны в Уголовном кодексе;- субъект преступления – сам преступник (лицо, совершившее преступление и несущее за него ответственность). Причем к уголовной ответственности могут привлекаться только люди, психически вменяемые95 и достигшие 16 лет в момент совершения преступления. Однако за убийство, причинение тяжкого и менее тяжкого телесного повреждения, изнасилование, кражу, грабеж, разбой, угон автотранспорта, хулиганство, побег и тому подобные деяния привлекают и четырнадцатилетних. Зато можно не наказывать за любое деяние всех несовершеннолетних, отставших в умственном развитии и непонимавших общественной опасности содеянного ими;- субъективная сторона - «психическое отношение к содеянному»: в первую очередь это «вина» выраженная в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (легкомыслия или небрежности), однако для правильной квалификации преступления порою важны и такие субъективные составляющие как «корыстные побуждения», «заведомая осведомленность» и т.д.
Наказание –это принудительная мера уголовно-правового воздействия, применяемая по приговору суда к лицу, осужденному за преступление, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.
К лицам, совершившим преступления, применяются следующие основные виды наказания: 1) общественные работы; 2) штраф; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) исправительные работы; 5) ограничение по военной службе; 6) арест; 7) ограничение свободы; 8) направление в дисциплинарную воинскую часть; 9) лишение свободы; 10) пожизненное заключение; 11) смертная казнь.
Кроме основных наказаний к лицам, совершившим преступления, могут применяться следующие дополнительные наказания: лишение воинского или специального звания, конфискация имущества. Общественные работы, штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью могут применяться в качестве не только основного, но и дополнительного наказания.
Общественные работызаключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества, вид которого определяется органами, ведающимиприменением общественных работустанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
Штрафесть денежное взыскание. Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от тридцати до одной тысячи базовых величин.
Лишение права занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностьюможет быть назначено судом в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет.
Исправительные работыустанавливаются на срок от шести месяцев до двух лет и отбываются на основании приговора суда по месту работы осужденного. Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов.
Арестсостоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев.
Ограничение свободысостоит в нахождении осужденного в условиях осуществления за ним надзора с обязательным привлечением к труду в местах, определяемых органами, ведающими исполнением наказания. Ограничение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.
лишение свободыназначается в исправительных колониях-поселениях, исправительных колониях общего, усиленного, строгого, особого режима или в тюрьме. В качестве исключительной меры наказания как альтернатива смертной казни допускается применениепожизненного заключенияза преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.
7. Финансовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере финансовой деятельности государства.
Предмет финансового права – экономические отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
Финансовые отношения обладают рядом особенностей:
1)возникают и развиваются в области финансовой деятельности государства;2)направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств;3)одним из участников финансовых отношений всегда является государство в лице финансовых органов, наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам – организациям и гражданам.
Под методом правового регулирования понимается совокупность присущих для финансового права приемов, способов воздействия на общественные отношения.
Винтересах образования необходимых денежных средств применяются такие способы их мобилизации, как установление обязательных платежей и налогов, внесение обязательных страховых взносов в бюджет государственного социального страхования, эмиссия, взимание госпошлин и сборов и др.
Впроцессе распределения и использования денежных средств применяются финансирование, кредитование, выплаты страхового возмещения и др. Общим для всех, что характерно каждому приему, способу, является метод властных, императивных, повелительных, общеобязательных предписаний государства, не дающий возможности выбора лицам и организациям иного поведения, чем предписанного нормой права.
Финансовое право как отрасль права представляет собойсистему юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся в сфере финансовой деятельности государства.
К общей части относятся: нормы финансового права, закрепляющие основные принципы финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления; нормы, устанавливающие круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности; нормы, определяющие правовые основы финансового контроля, а также устанавливающие общие положения (принципы), характерные для всех институтов финансового права.
Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие отдельные однородные финансовые отношения, и состоит из несколькихфинансово-правовыхинститутов: бюджетное право; налоговое право; банковское право; правовое регулирование в области: а) внебюджетных фондов; б) финансов предприятий; в) государственного кредита; г) банковского кредита; д) денежного обращения и расчетов; ж) валютного регулирования и валютных отношений. Банковская система Республики Беларусь – составная частьфинансово-кредитнойсистемы Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и включает в себя Национальный банк и иные банки.
Источник финансового права – нормативный правовой акт– акт правотворчества компетентного органа государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы финансового права.
8.Правоспособность граждан- способность иметь гражданские права и нести гражданские же обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами от их рождения до смерти.
Содержание правоспособности граждан:- иметь и изменять фамилию-имя-отчество, а также пользоваться псевдонимом;- иметь имущество на праве собственности;- наследовать и завещать имущество;- заниматься предпринимательской и любой иной деятельностью, не запрещенной законодательными актами;- создавать юридические лица;- совершать не противоречащие законодательству сделки и принимать обязательства иным способом;- избирать место жительства;- быть авторами произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности;- иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Дееспособность граждан – способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности. Если иное не установлено законодательством – дееспособность у всех равная.
Дееспособность возникает в полном объеме:- с наступлением совершеннолетия (18 лет);- с момента эмансипации детей с согласия родителей (усыновителей, попечителей) – что возможно в отношении детей от 16 до 18 лет, работающих по найму или занимающихся предпринимательством;- с момента вступления в брак ранее 18 лет (то есть не ранее 15 лет) – однако в случае признания брака недействительным суд может признать утраченной и полную дееспособность.
Ограничение правоспособности и дееспособности допускается только по закону. А полный или частичный отказот них без законных оснований ничтожен. По общему правилу ограничивается дееспособность несовершеннолетних.
Гражданин, не способный вследствие психического расстройства понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. И тогда от его имени действует опекун.
в ст. 44 ГК РБ: «Юридическим лицом признается организация,которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету"
В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени;
- возможность быть истцом и ответчиком в суде
Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии правосубъектности. Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, то есть правоспособности и дееспособности.
Объем правоспособности юр. лица отличается от объема правоспособности физ. лица и государства: юр. лицо не может завещать свое имущество, в отличие от физ.лица; конфисковать имущество за правонарушение - в отличие от государства. Но одновременно ни физ. лицо, ни государство не могут открыть свой филиал - в отличие от юр.лица.
Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания - государственной регистрации (п. 2 ст. 47 ГК) и прекращается в момент завершения его ликвидации (п. 8 ст. 59 ГК).Для участия в гражданском обороте юр.лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юр. лиц право и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юр. лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.
Классификация юридических лиц:
1) в зависимости от целей деятельности
а)коммерческие – в качестве основной цели преследуется извлечение прибыли, которая распределяется между учредителями юридического лица
К коммерческим организациям относятся: хоз. общества и товарищества;производственные кооперативы;унитарные предприятия;крестьянско-фермерские хозяйства.
б) некоммерческие юридические лица создаются для достижения социально-культурных и других целей, направленных на достижение общественных благ. Они могут извлекать прибыль, но она не распределяется между учредителями, а идет на решение уставных задач.
К некоммерческим организациям относят:потребительские кооперативы;общественные и религиозные организации;учреждения, финансируемые собственником;благотворительные и иные фонды; объединения юр. лиц.
2)по способу создания:- распорядительные; -разрешительные; -регистрируемые; - путем выборов.
3)по составу учредительных документов:
• действующие на основании только учредительного договора (хозяйственные товарищества)
• действующие на основании устава и учредительного договора (ООО, ОДО)
• действующие на основании только устава (БарГУ, унитарные предприятия, АО)
4) в зависимости от объема прав юридического лица на имущество:
• юридические лица, обладающие правом оперативного управления имуществом (казенные предприятия, учреждения здравоохранения)
• юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения (унитарные предприятия)
• юридические лица, обладающие правом собственности (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества)
9.Под объектами гражданских прав понимают материальные и нематериальные блага по поводу которых возникают субъективные права и обязанности участников гражданских правоотношений.
К числу материальных благ как объектов гражданских правоотношений относятся вещи, а также результаты работ или услуг, имеющие материальную, вещественную форму.
К нематериальным благам относятся результаты творческой деятельности и некоторые другие сходные с ними по своей природе объекты, а также личные неимущественные блага, пользующиеся гражданско-правовой защитой. Виды объектов гражданских прав:
1. вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права;
2. работы и услуги;
3. охраняемая информация;
4. интеллектуальная собственность;
5. нематериальные блага.
Статья 129 ГК подразделяет объекты на три группы:
1. объекты, которые обращаются свободно;
2. объекты ограниченно оборотоспособные;
3. объекты, изъятые из оборота.
1) Полностью оборотоспособные – большинство объектов гражданского права, они могут свободно переходить от одного лица другому
2)Изъятие объектов из гражданского оборота означает, что данные объекты вообще не могут быть предметом сделок и иным образом переходить от одного лица к другому в рамках гражданских правоотношений. Изъятие объектов гражданских прав из оборота возможно только на основании закона.
3)К ограниченным в обороте относятся объекты, которые, во-первых, могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо, во-вторых, их приобретение допускается только на основании специальных разрешений.
В объективном смысле право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность определенного имущества физически или юридически лицам, определяющих содержание их правомочий и обеспечивающих защиту прав и законных интересов собственника.
В субъективном смысле право собственности – это правомочия собственника имущества владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Согласно ст.210 ГК собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет свои правомочия собственной властью, в собственных интересах, по собственному усмотрению и независимо от других лиц.
Право владения – это возможность осуществления фактического господства над вещью. Различают владения собственника и владения несобственника. Владение собственника имеет своим основанием право собственности и является законным. Владение несобственника может базироваться на определенном правовом основании (титуле). Тогда оно является законным. Титулом законного владения может быть акт законодательства, административный акт или договор. Право пользования – это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы. Правомочие пользования имеет собственник, однако оно может осуществляться и не собственником в силу акта законодательства, административного акта или договора.
Право распоряжения – это возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи. Правомочия распоряжения принадлежат собственнику, субъекту права хозяйственного ведения или оперативного управления.
Формы собственности:
1) государственная;• республиканская• коммунальная (собственность областей, районов, городов, поселков и т.д.)
2) частная:• частная собственность физ. лиц;•юр. лица негосударственной формы собственности
Субъектами права государственной собственности является РБ и административно-территориальные единицы, субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица.
10.Сделка– действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК Республики Беларусь).
Особенности сделок:
1) сделки представляют собой юридический факт и являются наиболее распространенным основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношений;
2) сделка – волевой акт, направленный на достижение определенной цели. Этим сделки отличаются от события. События – явления естественного порядка, происходящего помимо воли людей;
3) сделкой может быть признано правомерное действие, не противоречащее закону, хотя бы не подпадающее ни под один из известных закону типов сделок;
4) сделка должна быть совершена лишь теми гражданами и организациями, воля которых порождает соответствующие правовые последствия.
5) сделка осуществляется на основании воли ее участников – волеизъявления, которое определяет содержание сделки (конкретные права и обязанности).