Правоохранительные органы стран СНГ
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года быр денонсирован Договор об образовании СССР. Этим же постановлением предусматривалось создание Содружества Независимых Государств. (СНГ). Соглашение о создании СНГ было подписано Республикой Казахстан — 23 декабря 1991 года. В странах СНГ до распада Союза существовала социалистическая система права, поэтому в деятельности правоохранительных органов не имеется существенных различий.
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Правовую основу организации правоохранительных и правоприменительных органов составляют нормативные правовые акты и акты органов судебной власти.
В отличие от Казахстана в Российской Федерации конституционный контроль осуществляется специально предназначенным органом — Конституционным судом. В составе Конституционного суда РФ — 19 судей, состоящие из двух палат. Конституционное судопроизводство — это регламентированная законом и осуществляемая в особом порядке деятельность Конституционного суда РФ по разрешению дел о соответствии Конституции РФ иных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по разрешению споров между органами государственной власти, по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и иных дел в целях защиты конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории Российской Федерации.
Конституционное судопроизводство позволяет гражданам непосредственно обращаться с индивидуальной или коллективной жалобой в Конституционный суд РФ. Необходимо заметить, что согласно ст. 46 Конституции РФ «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам обшей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Следует учесть, что в состав судебной системы входят и мировые судьи Российской Федерации. Мировой судья рассматривает дела в качестве суда первой инстанции: уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы; дела о выдаче судебного приказа; дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений и другие дела, отнесенные к компетенции мирового судьи.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В зависимости от своей компетенции федеральные арбитражные суды подразделяются на суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
Система и принципы организации прокуратуры Российской Федерации почти не отличаются от системы органов прокуратуры Казахстана, за исключением того, что при Прокуратуре РФ функционирует самостоятельный Следственный комитет.
Высшим звеном в системе органов федеральной службы безопасности является Федеральная служба безопасности РФ. Основными задачами Федеральной службы безопасности являются организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, информирование Президента РФ, Председателя Правительства об угрозах безопасности Российской Федерации. В систему органов безопасности включены также органы внешней разведки.
Отличительной особенностью является также наличие в числе негосударственных правоприменительных органов частной детективной службы, организация и деятельность которого урегулированы Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.
Конституция Украины принята 28 июня 1996 года. Высшим звеном системы судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины.
В Украине действует Высший совет юстиции, который состоит из 20 членов, назначаемых специально управомоченными органами и общественными объединениями. Конституционный Суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции Украины. Он состоит из 18 судей, которые назначаются Президентом Украины, Верховной Радой Украины и Съездом судей Украины (по шесть судей). Прокуратура составляет единую систему и возглавляется Генеральным прокурором Украины.
Конституция Республики Беларусь принята 15 марта 1994 года. Для обеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов учрежден Конституционный Суд Республики Беларусь.
Верховный Суд РБ осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Назначение Генерального прокурора Беларуси является исключительным полномочием Президента РБ. Уголовно-исполнительная система в Республике Беларусь до нынешнего времени находится в ведении МВД РБ.
Конституция Республики Узбекистан принята 8 декабря 1992 года, с изменениями от 28 декабря 1993 г. Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд Республики Узбекистан. Помимо судов общей юрисдикции в Узбекистане созданы хозяйственные суды. Высшее звено — Высший хозяйственный Суд Республики Узбекистан. Для разрешения дел о конституционности актов законодательной и исполнительной власти в Узбекистане учрежден Конституционный Суд Республики Узбекистан. Прокуратура Республики Узбекистан является самостоятельным органом государства. Генеральный прокурор Узбекистана обладает правом законодательной инициативы в высший государственный представительный орган — Олий Мажилис Республики Узбекистан.
Конституция Республики Армения принята 5 июля 1995 года. Судами общей юрисдикции являются суды первой инстанции, апелляционные суды и Кассационный Суд Республики Армения. В Республике Армения учрежден Совет правосудия, который возглавляется Председателем, каковым является сам Президент Республики.
В Республике Армения учрежден Конституционный Суд, который состоит из 9 членов. Прокуратура составляет единую централизованную систему, во главе которой находится Генеральный прокурор Республики Армения.
Конституция Республики Молдова принята 29 июля 1994 г. Судебными инстанциями являются: Высшая судебная палата Республики Молдова, Апелляционная палата Республики Молдова, трибуналы, суды. Судьи судебных инстанций назначаются Президентом Республики Молдова по представлению Высшего совета магистратуры. Конституционный Суд Республики Молдова является единственным органом конституционной юрисдикции.
Система прокуратуры включает Генеральную прокуратуру Республики Молдова как высшее звено, а также территориальные и специализированные прокуратуры.
Конституция Республики Таджикистан принята 6 ноября
г. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Республики Таджикистан, Верховный Суд Республики Таджикистан, Высший экономический Суд Республики Таджикистан, Военный суд Республики Таджикистан, областные, городские и районные суды.
Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Республики Таджикистан. Прокуратура составляет централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Республики Таджикистан.
Конституция Республики Туркменистан принята 18 мая 1992 г., с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. Судебную власть осуществляют только суды путем проведения гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства. Высшее звено — Верховный суд Туркменистана. Прокуратура Туркменистана составляет единую, централизованную систему органов прокуратуры. Высшим звеном является Генеральная прокуратура Туркменистана.
Конституция Кыргызской Республики принята 21 октября 2007 г. Судебную власть осуществляют только суды: Конституционный Суд Кыргызской Республики, Верховный Суд Кыргызской Республики, Высший Арбитражный Суд Кыргызской Республики и местные суды. Прокуратура осуществляет надзор «за точным и единообразным исполнением законодательных актов». Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор Кыргызской Республики.
Конституция Азербайджанской Республики принята 12 ноября
г. Судебную власть осуществляют Конституционный Суд Азербайджанской Республики, Верховный Суд Азербайджанской Республики, общие суды.
Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Азербайджанской Республики, который состоит из девяти судей. Прокуратура составляет единую централизованную систему. Высшим должностным лицом прокуратуры является Генеральный прокурор Азербайджанской Республики.
Конституция Грузии принята 24 августа 1995 года. Судебную власть осуществляют только суды «посредством конституционного контроля, правосудия и в установленных законом иных формах». Высшим звеном является Верховный Суд Грузии, который осуществляет надзор за судопроизводством в общих судах и в качестве первой инстанции рассматривает определенные законом дела.
Судом специальной юрисдикции является Конституционный Суд Гузии. Прокуратура представляет собой единую централизованную систему. Высшим должностным лицом прокуратуры является Генеральный прокурор Грузии[69].
ГЛАВА 15