Права и обязанности органов национальной безопасности
Органы национальной безопасности в пределах своих полномочий обязаны:
1. информировать Президента Республики Казахстан, Парламент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны;
2. осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан;
3. осуществлять контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;
4. выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;
5. выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления, отнесенные законодательством к ведению органов национальной безопасности;
6. оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;
7. разрабатывать и осуществлять меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты в государственных органах, воинских формированиях, частях и организациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку в отношении граждан Республики Казахстан, оформляемых на допуск к информации, составляющей государственные секреты;
8. участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан;
9. проводить мероприятия по обеспечению безопасности дипломатических представительств и иных государственных организаций Республики Казахстан за рубежом;
10. принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории Республики Казахстан;
11. участвовать по указанию Президента Республики Казахстан совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребывания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории страны важных общественно-политических мероприятий;
12. обеспечивать охрану и защиту государственной границы Республики Казахстан и т.д.
Органы национальной безопасности для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право:
1. проводить общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия, экспертно-криминалистические исследования, привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности;
2. осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;
3. решать совместно с компетентными государственными органами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;
4. при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно- процессуальным законодательством;
5. вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;
6. в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;
7. осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в пограничной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, изъятие вещей и документов;
8. использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, воинским формированиям и частям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев органы национальной безопасности возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб;
9. беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований и частей, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения преступлений, преследования лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхождения в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения органы национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;
10. иметь следственные изоляторы для содержания в установленном законодательством Республики Казахстан порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу или задержанных органами национальной безопасности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасности,— задержанных и арестованных другими правоохранительными органами и судами, а также осужденных;
11. осуществлять контроль, оказывать методическую и практическую помощь по вопросам обеспечения сохранности государственных секретов, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, безопасности специальных видов связи и шифровальной работы в государственных органах, воинских формированиях, частях и организациях;
12. вносить в государственные органы, воинские формирования, части и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности;
13. пресекать использование на территории Республики Казахстан передающих радиоэлектронных средств, используемых с нарушением установленных правил или законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов;
14. получать безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, воинских формирований, частей и организаций информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на органы национальной безопасности и др.
Кадры органов национальной безопасности составляют военнослужащие, рабочие и служащие. Военнослужащим органов национальной безопасности может быть гражданин Республики Казахстан, добровольно изъявивший желание служить в органах национальной безопасности, способный по своим деловым и моральным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.
Для решения задач по обеспечению безопасности государства военнослужащие органов национальной безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, а также организациям с согласия их руководителей в установленном порядке с оставлением на действительной воинской службе.
Законные требования военнослужащих органов национальной безопасности обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Военнослужащие органов национальной безопасности не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.
Военнослужащим органов национальной безопасности разрешается хранение и ношение табельного оружия, специальных средств. Запрещается применять: специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угрожающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления; оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушного судна, либо группового нападения[45].
ГЛАВА 8
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
8.1. Основные задачи, принципы и структура
органов внутренних дел
В системе правоохранительных органов центральное место в обеспечении охраны порядка и безопасности личности, общества и государства занимают органы внутренних дел, которые выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением,
выявлением и пресечением правонарушений.
Органы внутренних дел являются специальными государственными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
Охрана правопорядка и борьбы с преступностью была и остается важной неотъемлемой частью задачи упрочения власти почти каждой существующей страны.
Как известно, на первом этапе после победы Октябрьской революции Декретом о суде № I от 22 ноября 1917 года были упразднены ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатура, институты судебных следователей и прокурорского
надзора. Взяв власть в свои руки, рабочие и крестьяне практически, исходя из местных условий и опыта революционной борьбы, создавали различные вооруженные формирования, которые обеспечивали полновластие их Советов и охраняли общественный порядок. Наиболее распространенной формой вооруженных формирований трудового народа в первые месяцы Советской власти стали отряды Красной гвардии.
Однако жизнь скоро подсказала необходимость образования постоянных, штатных органов поддержания революционной законности и порядка в стране.
В целях борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем и другими опасными преступлениями были созданы революционные трибуналы, избираемые губернскими и городскими Советами.
Начальным актом, узаконившим организацию пролетарской милиции, явилось постановление Наркомата внутренних дел от 28 октября (10 ноября) 1917 года, изданное по уполномочию Советского правительства. Оно предусматривало образование Советами рабочих и солдатских депутатов отрядов рабочей милиции, которые, как правило, опирались на вооруженные отряды Красной гвардии.
В октябре 1918 г. наркоматы по внутренним делам и юстиции
совместным постановлением утвердили Инструкцию «Об организации Советской Рабоче-крестьянской Милиции». С этого момента советская милиция действовала уже как штатный аппарат социалистического государства.
26 августа 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) PСФCP издали декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики», положившей начало советской государственности казахского народа. В сентябре 1919 года был образован Отдел внутренних дел Ревкома Киргизского края. В октябре 1919 года в составе Отдела внутренних дел Ревкома в качестве подотдела было создано Управление
рабоче-крестьянской милиции Киргизского края, просуществовавшее до 8 августа 1920 г., после чего оно было преобразовано в Главное управление милиции Киргизской (Казахской) АССР.
В октябре 1920 года при Главном управлении милиции республики в качестве подотдела было образовано Центральное управление уголовного розыска. Во всех крупных городах организовывались уголовно-розыскные отделения. Становление советской милиции происходило в сложных условиях острой классовой
борьбы уничтожения старого строя и упрочения нового социалистического общественного и государственного строя.
Дальнейшее совершенствование структуры, форм и методов деятельности милиции происходит в связи с образованием на основе Постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 года Народного комиссариата внутренних дел СССР[46], в подчинение которому передавались органы государственной безопасности и милиция.
Впоследствии в феврале 1941 года происходит разделение Наркомата внутренних дел СССР на два самостоятельных народных комиссариата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. Аналогичные структурные преобразования происходят в органах внутренних дел союзных и автономных республик, краев и областей.
В послевоенные годы в милицию пришли бывшие фронтовики, рабочие, служащие — лучшие представители коллективов трудящихся, молодежи.
2 марта 1959 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране»[47], которым регламентировались новые формы привлечения рабочих, служащих, широкой общественности к работе по профилактике правонарушений и укреплению правил социалистического общежития. В указанный период происходит расширение прав и обязанностей товарищеских судов и других самодеятельных организаций населения. История советской милиции — неотъемлемая часть истории всего государства.
В настоящее время правовой основой деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики, Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2707 и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.
Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.
Задачами органов внутренних дел являются:
1. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе, в условиях чрезвычайного или военного положения;
2. предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;
3. осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством;
4. исполнение административных взысканий;
5. обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в местах содержания административно арестованных;
6. выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7. в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;
8. государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения;
9. государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;
10. государственный контроль гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему;
11. государственный контроль за деятельностью субъектов, осуществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;
12. охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников;
13. осуществление визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания на территории Республики Казахстан;
14. выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;
15. участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;
16. осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
17. осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях республики;
18. осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;
19. осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими[48].
Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также в пределах, предусмотренных законодательством,
межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы, районах, городах, районах в городах и на транспорте, а также ведомства: Комитет внутренних войск. Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков.
Следственный комитет, Комитет криминальной полиции. Комитет административной полиции и Комитет дорожной полиции.
Министерство возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-министра республики.
Министерство в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
1. обеспечивает проведение государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;
2. разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты и нормативные документы по вопросам своей компетенции;
3. осуществляет правовое обеспечение системы органов внутренних дел;
4. организует и осуществляет международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и по иным вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;
5. разрабатывает меры, направленные на совершенствование организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
6. разрабатывает и реализует государственные программы в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;
7. определяет основные направления развития ведомственной науки в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
8. определяет государственную кадровую политику в системе органов внутренних дел;
9. организует оперативно-розыскную и криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;
10. обеспечивает межведомственную координацию деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам профилактики и противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков;
11. осуществляет руководство подразделениями специального назначения органов внутренних дел и внутренних войск;
12. организует совместные действия с Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями по осуществлению территориальной обороны Республики Казахстан;
13. организует специальные и военные перевозки;
14. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607.
Органы внутренних дел взаимодействуют с иными правоохранительными органами, в том числе со специальными государственными органами, осуществляющими дознание и следствие, а также с населением и средствами массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Комитет внутренних войск является ведомством Министерства внутренних дел, органом военного управления внутренними войсками в мирное и военное время. Основными задачами Комитета является реализация государственной политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.
Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков осуществляет в пределах компетенции Министерства внутренних дел специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также координацию в области
государственного регулирования оборота наркотических средств,
психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.
Следственный комитет создан для реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами Комитета являются предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, а также осуществление предварительного
следствия и дознания в пределах компетенции, установленной законодательством для органов внутренних дел.
Комитет в установленном законодательством порядке:
1. организует реализацию государственной политики в области предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, а также осуществления предварительного следствия и дознания в пределах компетенции, установленной законодательством для органов внутренних дел;
2. осуществляет предварительное следствие и дознание по преступлениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, а также оперативно-розыскную деятельность по воинским преступлениям и преступлениям, совершенным военнослужащими;
3. организует расследование преступлений, носящих межрегиональный и межгосударственный характер, производимое органами внутренних дел, при необходимости создает межрегиональные следственные группы;
4. проводит расследование уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным организованными преступными группами, преступлений межобластного и межгосударственного характера;
5. в соответствии с международными договорами Республики Казахстан в установленном законодательством порядке организует исполнение запросов компетентных органов зарубежных государств об оказании правовой помощи по уголовным делам;
6. рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы граждан, обращения должностных лиц, принимает по ним решения в соответствии с законодательством;
7. совместно с учебными заведениями Министерства внутренних дел и другими учреждениями осуществляет исследование проблем совершенствования предварительного следствия и дознания;
8. анализирует следственную практику и результаты деятельности подразделений предварительного следствия и дознания, оперативных служб военно-следственных органов, разрабатывает меры по повышению качества предварительного следствия и дознания, определяет основные направления совершенствования
работы, внедряет в практику достижения науки и техники, положительный опыт, в том числе международный;
9. осуществляет контроль за деятельностью военно-следственных органов;
10. осуществляет контроль за охраной жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц.
Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:
1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;
2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности предварительного следствия и дознания;
3. запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан;
4. организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, в том числе международные, по" вопросам, входящим в его компетенцию;
5. в пределах своей компетенции взаимодействовать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертную, криминалистическую деятельность, прокурорский надзор, а также другими министерствами, ведомствами, организациями и правоохранительными органами иностранных государств.
Комитет криминальной полиции осуществляет выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений; организацию розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести
пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Комитет в установленном законодательством порядке:
1. организует оперативно-розыскную деятельность, осуществляет разработку и проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с преступностью;
2. организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию
неопознанных трупов;
3. в пределах своей компетенции организует и осуществляет выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений;
4. реализует программы в сфере борьбы с преступностью;
5. организует и осуществляет международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;
6. обеспечивает защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;
7. формирует специализированные учеты;
8. формирует и использует информационно-аналитические системы для раскрытия преступлений и установления преступников и их связей;
9. организует осуществление контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций;
10. организует осуществление оперативного контроля за поведением лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел.
Комитет в пределах своей компетенции имеет право в установленном законодательством порядке:
1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;
2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности криминальной полиции;
3. запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Комитет административной полиции является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Министерства внутренних дел реализацию государственной политики в сфере охраны общественного порядка, безопасности объектов, подлежащих
государственной охране, соблюдения миграционного законодательства, осуществления охранной деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях.
Комитет в соответствии с законодательством Республики Казахстан:
1. обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью, безопасности особо охраняемых и режимных объектов, соблюдения миграционного законодательства, рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики
Казахстан, осуществления охранной деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях;
2. разрабатывает меры, направленные на совершенствование охраны общественного порядка и общественной безопасности, профилактики правонарушений и преступлений;
3. организует осуществление мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений;
4. разрабатывает меры по противодействию незаконной миграции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
5. организует деятельность специальных строевых подразделений по борьбе с незаконной миграцией;
6. рассматривает материалы по приему в гражданство Республики Казахстан и выходу из гражданства;
7. осуществляет в рамках своей компетенции оформление выезда за границу на постоянное жительство граждан Республики Казахстан, выдачу виз иностранным гражданам;
8. организует содержание в специальных учреждениях органов внутренних дел задержанных и арестованных по подозрению либо обвинению в совершении преступлений, лиц без определенного местожительства и документов, административно арестованных, конвоирование подозреваемых и обвиняемых, исполнение в отношении них постановлений, определений и приговоров органов, ведущих уголовный (административный) процесс, а также содержание в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц;
9. организует обеспечение охраны режимных, особо охраняемых объектов и объектов, подлежащих государственной охране;
10. взаимодействует с Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции по вопросам обмена информацией об изменении гражданской принадлежности лиц, постоянно проживающих в Республике Казахстан, а также граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих за границей, о регистрации и документировании населения Республики Казахстан;
11. принимает меры по защите государственных секретов и контролю за соблюдением режима секретности в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в органах внутренних дел;
12. организует осуществление контроля за поведением лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел;
13. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением.
Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:
1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;
2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности административной полиции;
3. запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан.
Комитет дорожной полиции — это ведомство, осуществляющее в пределах компетенции Министерства внутренних дел специальные исполнительные и контрольные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Основными задачами Комитета являются обеспечение реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение функций по организации государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного
движения в Республике Казахстан; обеспечение функций по координации обеспечения безопасности дорожного движения.
Комитет в установленном законодательством Республики Казахстан:
1. разрабатывает порядок проведения профилактических мероприятий и обучения населения правилам и требованиям безопасности дорожного движения;
2. участвует в организации научных исследований и научно-технических разработок в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
3. разрабатывает порядок государственной регистрации и учета легковых, грузовых автомобилей и автобусов, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов, предназначенных для движения в составе с автомобилями (далее — автомототранспортные средства и прицепы к ним), в том числе зарегистрированных в других государствах и ввезенных на территорию Республики Казахстан на срок свыше двух месяцев;
4. разрабатывает порядок проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
5. вносит предложения по разработке мер по предупреждению и пресечению дорожно-транспортных происшествий;
6. организует осуществление сопровождения транспортных средств;
7. осуществляет деятельность, связанную с лицензированием в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
8. разрабатывает образцы государственных регистрационных номерных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств и прицепов, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;
9. реализует программы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;
10. организует государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и выдает обязательные для исполнения предписания:
11. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением.
12. Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:
13. издавать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;
14. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности дорожной полиции;
15. запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан.
Функции и права Комитета внутренних войск и Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков регламентированы Положениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года №
607.
Положения о Следственном комитете, о Комитете криминальной полиции, о Комитете административной полиции, о Комитете дорожной полиции, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2006 года №313'.