Органы национальной безопасности.

Задачи и функции

Органы национальной безопасности Республики Казахстан непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Ре­спублики Казахстан специальные государственные органы, яв­ляющиеся составной частью системы обеспечения безопасности Республики Казахстан и предназначенные в пределах предостав­ленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и об­щества, защиту конституционного строя, государственного суве­ренитета, территориальной целостности, экономического, научно- технического и оборонного потенциала страны.

В 1992-м году Указом Президента страны Комитет государ­ственной безопасности был преобразован в самостоятельную от­ечественную спецслужбу — Комитет национальной безопасности. Современная история КНБ РК начинается с преобразования КГБ Казахской ССР в Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, в соответствии с которым в системе существовавших органов государственной безопасности республики были прове­дены организационные мероприятия и структурные изменения, направленные на создание полноценной спецслужбы суверенного государства. В частности, Первое управление КГБ Казахской ССР было преобразовано в Управление разведки КНБ РК. В его состав перешли также казахстанские разведчики, ранее работавшие в ПГУ КГБ СССР. В статусе Управления внешняя разведка Казах­стана просуществовала до 1996 года, а затем была преобразована в Главное управление разведки КНБ РК и впоследствии — в Депар­тамент разведки КНБ РК.

Указ об организации Комитета национальной безопасности был подписан Президентом Республики 13 июля 1992 года. Если гово­рить о приоритетах деятельности КНБ, необходимо, прежде всего, назвать противодействие терроризму, посягательствам на инфор­мационные ресурсы (шпионаж, измена государству, преступления в электронных сетях), предотвращение распространения оружия массового уничтожения. Несомненно, разведывательная деятель­ность и защита границы по всему периметру государства также яв­ляются одними из главнейших направлений работы КНБ. Одной из основных направлений деятельности спецслужб является борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью, противодействие незаконному обороту наркотиков и контрабанде.

Деятельность органов национальной безопасности регламен­тируется законом «Об органах национальной безопасности Респу­блики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2710.

Задачами органов национальной безопасности являются:

1. участие в разработке и реализации государственной поли­тики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2. добывание разведывательной информации в интересах Ре­спублики Казахстан;

3. выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной направленной на нанесение ущерба безопасности Респу­блики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц;

4. выявление, предупреждение и пресечение терроризма и иной деятельности, направленной на насильственное изменение консти­туционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;

5. выявление, пресечение, раскрытие и расследование престу­плений, отнесенных законодательством к ведению органов нацио­нальной безопасности;

6. обеспечение Президента Республики Казахстан, государ­ственных органов, Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан правительственной связью в мирное и военное время;

7. — организация шифровальной работы в государственных ор­ганах, организациях, Вооруженных Силах, других войсках и во­инских формированиях Республики Казахстан;

8. обеспечение охраны и защиты государственной границы Ре­спублики Казахстан.

Иные задачи могут возлагаться на органы национальной безо­пасности только законом.

Основные принципы деятельности органов национальной без­опасности — это принципы законности, единоначалия, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод чело­века и гражданина, независимость от деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Правовую основу деятельности органов национальной безопас­ности составляют: Конституция и законы Республики Казахстан; закон «Об органах национальной безопасности Республики Казах­стан»; международные договорные и иные обязательства Респу­блики Казахстан; нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда Республики Казахстан; Положение о Комитете национальной безопасности, утверждаемое Президен­том Республики Казахстан.

Единую систему органов национальной безопасности Респу­блики Казахстан составляют: Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, его ведомства, территориальные и иные ор­ганы национальной безопасности, войска Комитета национальной безопасности, подразделения специального назначения, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения и другие подве­домственные организации.

Комитет национальной безопасности образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом Республики и не входит в систему центральных исполнительных органов Республики. Комитет наци­ональной безопасности возглавляет Председатель, который назна­чается на должность Президентом Республики с согласия Сената Парламента Республики и освобождается Президентом Республи­ки от должности.

Председатель Комитета национальной безопасности:

1. организует работу Комитета, осуществляет руководство деятельностью органов национальной безопасности и несет пер­сональную ответственность за выполнение возложенных на них задач, распределяет обязанности между заместителями Председа­теля Комитета;

2. вносит предложения Президенту Республики Казахстан об образовании, реорганизации и упразднении структурных подраз­делений и ведомств Комитета национальной безопасности, обра­зует, реорганизует и упраздняет территориальные органы Коми­тета национальной безопасности, органы военной контрразведки, войска, подразделения специального назначения, иные органы на­циональной безопасности и подведомственные организации;

3. обеспечивает ведомственный контроль за деятельностью ор­ганов национальной безопасности;

4. выполняет и иные функции, возложенные Положением о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 г. N 2922.

Территориальные органы Комитета национальной безопас­ности по областям, городу республиканского значения и столице Республики и подчиненные им городские и районные управления (отделы, отделения) призваны выполнять возложенные на органы национальной безопасности задачи на соответствующей террито­рии.

Ведомства Комитета национальной безопасности создаются для реализации возложенных на органы национальной безопасно­сти задач по отдельным направлениям их деятельности.

Органы военной контрразведки предназначены для реализа­ции возложенных на органы национальной безопасности задач в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Войска Комитета национальной безопасности выполняют возложенные на органы национальной безопасности задачи в мир­ное и военное время.

Для пресечения террористических актов и иных особо опасных преступных посягательств на личность, общество и государство существуют подразделения специального назначения.

1 декабря 2000 г. в г. Минске Советом глав государств Содру­жества Независимых Государств было утверждено Положение об Антитеррористическом центре государств участников Содру­жества Независимых Государств.

Центр является постоянно действующим специализирован­ным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств- участников Содружества Независимых Государств в области борь­бы с международным терроризмом и иными проявлениями экстре­мизма. Решения о принципиальных вопросах деятельности Центра принимаются Советом глав государств Содружества Независимых Государств.

В своей работе Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ, Советом министров обороны государств участников СНГ, Координационным советом генеральных прокуроров государств-участников СНГ, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступ­ностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ.

Центр возглавляет Руководитель, который назначается (осво­бождается) Решением Совета глав государств Содружества Неза­висимых Государств по представлению Председателя Совета руко­водителей органов безопасности и специальных служб государств- участников СНГ,

Руководитель Центра имеет грех заместителей-представителей от Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ (первый заместитель) Совета министров обороны государств- участников СНГ и Совета командующих Пограничными войска­ми. Руководитель Центра, его первый заместитель и заместители не являются представителями одного государства.

Государства-участники СНГ направляют своих полномочных представителей в Центр в соответствии с Положением об Анти­террористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств и национальным законодательством. Основными задачами и функциями Представителей являются:

1. обеспечение взаимодействия Центра с компетентными ор­ганами направляющего государства в вопросах практического решения задач в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Информирование Руководи­теля Центра о наиболее важных событиях во внешней политике и внутриполитической жизни своего государства, связанных с во­просами борьбы с международным терроризмом и иными прояв­лениями экстремизма;

2. содействие в организации межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования;

3. участие в разработке и реализации межгосударственных программ по борьбе с международным терроризмом и иными про­явлениями экстремизма.

Государства-участники СНГ определяют свои компетентные органы, осуществляющие официальные контакты с Центром. Для этой цели распоряжением Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2003 года № 435 образован Антитеррористический центр Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, предназначенный для координации деятельности заинтере­сованных государственных органов в сфере выявления, предупре­ждения и пресечения террористических и экстремистских прояв­лений.

Центр наделен полномочиями по осуществлению контроля за реализацией государственными органами Республики Казахстан комплекса мер по усилению систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз, в том числе предусмо­тренных Государственной программой борьбы с терроризмом, экс­тремизмом и сепаратизмом.

Одним из ведомств Комитета национальной безопасности Ре­спублики Казахстан является Пограничная служба, обеспечи­вающая пограничную политику Республики Казахстан на госу­дарственной границе. Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных ее границ, в пределах которых в полном объеме реализуется суверенитет и независи­мость страны. Это определяет особую роль Пограничной службы в системе мер, обеспечивающих безопасность и территориальную целостность государства.

Первоначально на базе Восточного пограничного округа По­граничных войск СССР, охранявшего государственную границу на советско-китайском и советско-афганском участках, были сфор­мированы национальные пограничные войска.

Пограничные войска КНБ Республики Казахстан были образо­ваны Указом Президента Республики Казахстан от 18 августа 1992 г. № 862.

В 1995 году, в соответствии с Указом Президента Республи­ки Казахстан № 2283, Пограничные войска были преобразованы в Государственный Комитет по охране государственной границы Республики Казахстан. К этому времени Пограничные войска ре­спублики в основном завершили становление как организованная структура, способная самостоятельно выполнять возложенные на нее задачи.

Также были решены вопросы обеспечения войск вооружением, техникой и специальными средствами, а также подготовки специ­алистов в рамках военного сотрудничества государств-участников СНГ.

На очередном этапе становления и развития государственных институтов республики, в процессе оптимизации и повышения эф­фективности работы органов управления, Указом Президента Ре­спублики Казахстан от 4 марта 1997 г. Государственный Комитет Республики Казахстан по охране государственной границы был расформирован и преобразован в Силы охраны государственной границы в составе Вооруженных сил Республики Казахстан.

В настоящее время Пограничная служба Комитета националь­ной безопасности Республики Казахстан — это специальная служ­ба, предназначенная для охраны и защиты государственной грани­цы, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность Республики Казахстан на суше, море, озерах, реках и иных водоемах, а также ее экономических интересов на государственной границе.

Пограничная служба в соответствии с возложенными на нее за­конодательством Республики Казахстан задачами выполняет сле­дующие функции:

1. реализация пограничной политики Республики Казахстан на государственной границе;

2. участие в выполнении государственных программ по обе­спечению безопасности личности, общества и государства на госу­дарственной границе;

3. организация выполнения Пограничной службой междуна­родных договоров Республики Казахстан в области охраны и за­щиты государственной границы;

4. участие в пределах своей компетенции в деятельности меж­дународных организаций по вопросам, касающимся охраны и за­щиты государственной границы, в осуществлении комплекса мер по международно-правовому оформлению государственной гра­ницы, в международных переговорах по пограничным вопросам, организация взаимодействия с пограничными ведомствами зару­бежных государств;

5. осуществление всех видов деятельности Пограничной служ­бы по охране и защите государственной границы, пропуску лиц, транспортных средств и грузов через государственную границу, организация разработки и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконного изменения государственной границы на местности, поддержанию режима государственной границы, а так­же соблюдению пограничного режима и режима в пунктах пропу­ска через государственную границу;

6. осуществление иных функций в соответствии с законода­тельством Республики Казахстан.

Пограничную службу возглавляет заместитель Председате­ля Комитета национальной безопасности Республики Казахстан — Директор Пограничной службы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Комитета национальной безопас­ности Республики Казахстан.

Неотъемлемая функция любого государства—это разведка. Ста­новление отечественной внешней разведки Республики Казахстан тесно связано с историей формирования органов национальной безопасности в целом. Безусловно, в силу своего специфического характера и решаемых задач разведка во все времена была и оста­ется одной из самых закрытых сфер человеческой деятельности. До распада Советского Союза в составе КГБ Казахской ССР дей­ствовало немногочисленное Первое управление, решавшее узкий круг разведывательных задач, определенных ПГУ КГБ СССР.

Наши рекомендации