Осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Оперативно-розыскная деятельность является самостоятельным видом правоохранительной деятельности, осуществляемых специально уполномоченными на то государственными органами с использованием негласных правовых средств. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов получил законодательное регламентирование впервые за всю историю советского и постсоветского Казахстана только с принятием Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 15 сентября 1994 года. Ранее правоохранительные органы в основном руководствовались ведомственными приказами и инструкциями. Более того, в 1960—1970 гг. Генеральным Прокурором СССР был издан ряд приказов руководящего характера, которыми запрещалось подчиненным прокурорам вмешиваться в ОРД соответствующих органов[42].
Самостоятельное направление данного вида надзора обусловлено тем, что органы уголовного преследования при осуществлении борьбы с преступностью проводят оперативно-розыскные мероприятия, существенно ограничивающие права и законные интересы граждан, гарантированные Конституцией Республики Казахстан и другими законами. С целью усиления правозащитной функции государства по защите прав и свобод личности, Законом РК от 9 августа 2002 года № 346 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам прокурорского надзора»[43]в Закон РК «О прокуратуре» были внесены значительные изменения. Особенно в части, касающейся полномочий прокурора при осуществлении надзора за ОРД, что только способствовало дальнейшей активизации роли прокуратуры в данной сфере государственной деятельности.
Кроме того, для обеспечения надлежащего надзора за законностью проводимых ОРМ, в органах прокуратуры, помимо наделения их соответствующими полномочиями приказом Генерального Прокурора РК № 74 от 29 декабря 2002 года утверждено Положение специалистах органов прокуратуры, перед которыми поставлены следующие основные цели и задачи:
1. выявление и пресечение незаконно проводимых органами, осуществляющими ОРД, специальных ОРМ;
2. обеспечение защиты органов прокуратуры от неправомерно установленных специальных технических средств и устройств для получения сведений, составляющих служебную тайну и снятия информации с технических каналов связи, компьютерных систем и электронных носителей;
3. дача консультации и оказание содействия в исследовании, оценке и использовании информации.
Необходимость соблюдения профессиональной этики при проведении оперативно-розыскной деятельности имеет очень важное значение, гак как оперативный работник зачастую действует негласно и вторгается в личную жизнь гражданина, при этом становясь обладателем различной информации самого широкого спектра. Поэтому недостаточный уровень правосознания и профессиональной этики отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности может привести к использованию средств и методов оперативной работы для достижения цели и задач, не предусмотренных законом, в частности, для шантажа и провокации, а также других действий, ущемляющих права и свободы законопослушных граждан. При осуществлении данной деятельности прокурор наделен достаточно широкими полномочиями, вместе с тем он не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов, проводящих ОРМ, и не может лично проводит или участвовать в их проведении.
6.6. Надзор за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия
Для принятия адекватных мер в борьбе с преступностью — негативным социально-правовым явлением — правоохранительные органы наделены властными полномочиями, ограничивающими в определенной мере права и свободы личности. При этом они должны не только обеспечить защиту гражданского общества и человека от преступных посягательств, выявлять причастных к нему лиц, но и не допускать нарушений установленных правил уголовного судопроизводства.
Дознание и предварительное следствие — это две процессуальные формы досудебной деятельности уполномоченных органов по выявлению и расследованию преступлений. Они отличаются друг от друга по органам, их осуществляющим, а также по объему и срокам процессуальной деятельности, выполняемой этими органами.
Расследование преступлений является сложной стадией уголовного процесса. На этой стадии досудебного производства органы расследования устанавливают круг доказательств, решают вопросы правовой оценки преступления, привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности. В пределах, установленных предварительным расследованием, проводится впоследствии судебное разбирательство. Поэтому прокурор при осуществлении надзорных полномочий обязан следить за тем, чтобы выявление и расследование преступлений проводились в рамках строжайшего соблюдения законности.
Деятельность органов расследования детально регламентирована уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии с которым прокурорский надзор должен способствовать обеспечению законности возбуждения уголовных дел, своевременному раскрытию преступлений, их качественному расследованию в установленные законом сроки и обоснованному привлечению граждан к уголовной ответственности. Надзор прокурора за расследованием преступлений должен действовать постоянно на всех стадиях досудебного производства.
Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с расследованием ими уголовных дел даются в письменном виде и являются для этих органов обязательными.
Прокурорский надзор осуществляется в одном и том же правовом режиме, как за законностью дознания, так и за законностью предварительного следствия — независимо от некоторых различий между дознанием и следствием. Его формы не меняются и в зависимости от ведомственной принадлежности следственного аппарата или органа дознания.
Важной мерой по защите конституционных прав на личную свободу является надзор за законностью сроков следствия и содержания обвиняемых под стражей. Сроки ареста и порядок их продления регулируются ст. 153 УПК РК.