Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной деятельности

Уголовно-исполнительная система органов юстиции Респу­блики Казахстан — система органов и учреждений, осуществля­ющих исполнительные и распорядительные функции по обеспе­чению исполнения уголовных наказаний, назначенных судами, а также организаций, обеспечивающих жизнедеятельность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.

С вступлением приговора в законную силу государство в лице соответствующих учреждений и органов, исполняющих уголов­ное наказание, получает право применить к осужденному сово­купность правоограничений, свойственных определенному нака­занию, и меры исправительного воздействия. Объем этих правоограничений осужденного зависит от пола, гражданства, возраста, вида наказания, наличия предыдущей судимости. Следует учесть, что права и свободы осужденных могут быть ограничены лишь по приговору суда и только в той мере, в какой предусмотрено законо­дательством Республики Казахстан. Государство должно гаранти­ровать охрану и защиту прав и законных интересов осужденных, а также их родственников, близких и других физических и юриди­ческих лиц, с которыми осужденный связан теми или иными за­конными отношениями.

Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются правами и несут обязанности, которые установ­лены международными договорами Республики Казахстан о пра­вовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными законодатель­ством Республики.

Деятельность всех правоохранительных органов государства, ведущих борьбу с преступностью, связана между собой. Эта взаи­мосвязь основывается на общей задаче — борьбе с преступностью в нашей стране. Исправительные учреждения и иные органы, ис­полняющие наказания, для эффективного выполнения поставлен­ных перед ними задач должны активно сотрудничать с органами внутренних дел, следствия, прокуратуры и суда. Для надлежащего исполнения назначенного судом наказания государством созданы специальные учреждения и органы.

Важным нововведением за период независимости Казахстана стала передача всей пенитенциарной системы из ведения Мини­стерства внутренних дел Министерству юстиции.

По состоянию на 1 января 2009 г. численность осужденных и следственно арестованных достигла 63 848. В структуру Комите­та уголовно-исполнительной системы входят 15 территориальных управлений, 73 исправительных учреждений, 20 следственных изоляторов,1 218 уголовно-исполнительных инспекций, 3 респу­бликанских государственных предприятия, 2 центра республиканской реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы, Академия Комитета УИС и Павлодарский юридический колледж.

Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обра­щение и уважение достоинства, присущего человеческой лично­сти, поэтому в Республике Казахстан принимаются меры по при­ближению пенитенциарной системы к международным нормам и стандартам.

За последнее десятилетие в рамках совершенствования уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан реа­лизован ряд программ. Так, значительно расширены права осуж­денных, стала более эффективной социальная и правовая их за­щищенность, законодательно закреплена прогрессивная система отбывания наказаний, укрепляется материально-техническая база исправительных учреждений и следственных изоляторов, сниже­на плотность тюремного населения.

С момента передачи пенитенциарной системы в ведение Мини­стерства юстиции сняты необоснованные ограничения и запреты на переписку, ношение часов, спортивной формы одежды в сво­бодное время. Окна в камерах расширены, с них сняты металли­ческие жалюзи с целью доступа дневного света и свежего воздуха, настланы деревянные полы. Лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, постоянно информируются об их правах и обязанностях. При этом формой информирования о правах и обязанностях является предоставление памяток осужден­ным, а также наглядная информация, разъясняющая требования законодательства и общечеловеческие ценности.

Подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется возможность отправлять религиозные обряды по возможности в специально оборудованных для этих целей помещениях в соот­ветствии с религиозными традициями. Им разрешается иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами рели­гиозного культа индивидуального пользования. Для оказания ду­ховной помощи разрешается приглашение служителей культа.

В настоящее время во всех исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы функционирует 34 здания ме­четей и церквей, 145 молельных комнат различных конфессий.

В целях урегулирования правового аспекта обеспечения со­блюдения в деятельности уголовно-исполнительной системы прав лиц, содержащихся в исправительных учреждениях и следствен­ных изоляторах, проводится работа по расширению участия граж­данского общества в деятельности пенитенциарной системы.

В частности, 29 декабря 2004 года подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые за­конодательные акты Республики Казахстан по вопросам органов юстиции», которым предусматривается организация обществен­ного контроля за обеспечением соблюдения прав, свобод и закон­ных интересов лиц, содержащихся в учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания.

Для осуществления общественного контроля в 15 областях республики созданы общественные наблюдательные комиссии. Их деятельность осуществляется в непосредственном взаимодей­ствии с подразделениями уголовно-исполнительной системы пу­тем проведения различных мероприятий, семинаров по вопросу соблюдения прав человека. Кроме того, в целях осуществления об­щественного контроля на предмет обеспечения соблюдения прав и законных интересов осужденных регулярно осуществляются по­сещения учреждений уголовно-исполнительной системы, выраба­тываются соответствующие рекомендации[31].

Согласно Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в уголовно- исполнительной сфере предусмотрено принятие комплекса мер. В частности:

-создать условия для более широкого применения уголовно- правовых мер, не связанных с изоляцией от общества, в целях ми­нимизации вовлечения граждан в сферу уголовной юстиции, эко­номии мер уголовной репрессии. При этом вырабатывать подходы в законодательстве и судебной практике, при которых выбор вида и меры уголовно-правового воздействия основывался бы, прежде всего, на учете данных наиболее вероятной ее эффективности в отношении конкретной личности. В то же время для более актив­ного применения судами мер, альтернативных лишению свободы, добиваться повышения эффективности их исполнения, для чего требуется институциональное развитие специализированного ор­гана, ответственного за исполнение таких мер.

-принимать меры, повышающие воспитательный компонент лишения свободы, а также направленные на дальнейшее развитие содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воз­действия на осужденных на основе принципа индивидуализации исполнения наказания.

- усилить меры по психолого-педагогическому обеспечению процесса исполнения (отбывания) уголовных наказаний, по повы­шению статуса и обеспечению социально-правовой защиты персо­нала уголовно-исполнительной системы.

-предусмотреть постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осужденный, имея в дневное время воз­можность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном по­мещении.

-организовать системные меры, направленные на обеспече­ние целенаправленной государственной политики в сфере ресоциализации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, как полноправных членов общества.

Признано актуальным решение проблем занятости осужден­ных к лишению свободы путем привлечения их к общественно- полезному труду и/или обучению, социальным программам ресоциализации, в том числе антинаркотического, антиалкогольного содержания, либо иным формам социально-активной деятельно­сти. В целом систему исполнения уголовных наказаний следует и дальше приближать к общепризнанным международным стандар­там.

Структуру уголовно-исполнительной системы образуют:

1. уполномоченный орган (ведомство центрального исполни­тельного органа);

2. территориальные органы уголовно-исполнительной систе­мы;

3. учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания: уголовно-исполнительные инспекции; исправительные учреждения;

4. следственные изоляторы;

5. научно-исследовательские, лечебно-профилактические орга­низации и организации образования;

6. организации, предназначенные для осуществления произ­водственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и привлечения осужденных к труду, и их структурные подразделения;

7. центры реабилитации - организации уголовно-исполни­тельной системы, создаваемые в организационно-правовой фор­ме государственного учреждения, предназначаемые для оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве, правовой и психо­логической помощи освобожденным из мест лишения свободы в течение шести месяцев после освобождения.

Персонал уголовно-исполнительной системы составляют:

1. сотрудники уголовно-исполнительной системы, которым в установленном порядке присвоены специальные звания;

2. государственные служащие, занимающие должности в уголовно-исполнительной системе;

3. работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в трудовых отношениях с учреждениями и органами уголовно- исполнительной системы.

На службу в уголовно-исполнительную систему принимаются граждане Республики Казахстан в возрасте не моложе восемнад­цати лет, способные по своим личным, моральным, деловым, про­фессиональным качествам, состоянию здоровья и физическому развитию, уровню образования выполнять возложенные на них должностные обязанности.

На учебу в организации образования уголовно-исполнительной системы могут зачисляться лица, имеющие среднее образование, по состоянию здоровья годные к прохождению службы в уголовно- исполнительной системе. Время обучения на очных отделениях организаций образования уголовно-исполнительной системы при­равнивается к прохождению воинской службы. При этом с лица­ми, поступившими на учебу в организации образования уголовно- исполнительной системы, заключается контракт, в котором преду­сматриваются условия и сроки дальнейшего прохождения службы в уголовно-исполнительной системе после окончания организации образования.

На должности рядового и младшего начальствующего состава уголовно-исполнительной системы принимаются лица в возрасте не старше тридцати двух лет, среднего и старшего начальствую­щего состава — не старше сорока лет. В индивидуальных случа­ях этот возрастной ценз может быть изменен решением Министра юстиции Республики Казахстан.

Военнообязанные, назначенные на должности рядового и начальствующего состава или зачисленные в кадры уголовно- исполнительной системы, включая слушателей организаций обра­зования уголовно-исполнительной системы, снимаются в установ­ленном порядке с воинского учета и состоят на специальном учете уголовно-исполнительной системы.

В сфере уголовно-исполнительной деятельности органы юстиции осуществляют:

1. исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных, обеспечение соблюдения установлен­ных законодательством порядка и условий отбывания наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

2. содержание подозреваемых и обвиняемых;

3. организацию размещения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы в соответствии с приговорами, постановлениями и определениями судов;

4. обеспечение исправительного воздействия на осужденных, в том числе с использованием психолого-педагогических методов;

5. организацию трудовой занятости осужденных;

6. охрану органов и учреждений уголовно-исполнительной си­стемы, контроль за оперативной обстановкой в них, обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужден­ных, конвоирование;

7. обеспечение организации работы по подготовке осужденных к освобождению, исполнение актов амнистии и помилования, взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с другими правоохранительными органами, органами го­сударственного управления и общественными объединениями по закреплению результатов исправления осужденных, их трудовому и бытовому устройству;

8. организацию и осуществление оперативно-розыскной дея­тельности и дознания в соответствии с законодательством Респу­блики Казахстан;

9. организацию общеобразовательного и профессионального обучения осужденных;

10. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья лиц, содержащихся в учреждениях уголовно- исполнительной системы;

11. организацию и осуществление социальной адаптации и реа­билитации лиц, отбывших уголовные наказания;

12. разработку и реализацию программ развития, укрепления и совершенствования уголовно-исполнительной системы;

13. привлечение общественных и религиозных объединений к деятельности уголовно-исполнительной системы;

14. обеспечение профессиональной подготовленности, право­вой и социальной защиты персонала;

15. координацию научных исследований государственных ор­ганов и организаций в сфере уголовно-исполнительной деятель­ности.

Наши рекомендации