Органы, осуществляющие организационное обеспечение
В целях окончательного устранения зависимости судов и судей страны от органов исполнительной власти был создан самостоятельный уполномоченный орган по организационному и материально-техническому обеспечению местных судов. Указом Президента Республики Казахстан от 1 сентября 2000 года № 440 образован Комитет по судебному администрированию.
Впоследствии Указом Президента Республики Казахстан от 12 октября 2000 г. № 471 утверждено Положение о Комитете по судебному администрированию при Верховном Суде Республики Казахстан. Глава государства на V съезде судей обратил внимание на важность повышения статуса Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде РК, даже возможности отделения его от Верховного Суда.
Комитет по судебному администрированию стал уполномоченным государственным органом, осуществляющим материально- техническое и иное обеспечение деятельности областных, районных и приравненных к ним судов, а также обеспечивающим своевременное исполнение исполнительных документов и организацию работы по учету, хранению, оценке и дальнейшему использованию имущества, обращенного (поступившего) в республиканскую собственность по отдельным основаниям.
Комитет был наделен жизненно важными для судов функциями, определяющими степень независимости судебной власти, такими как:
1. выработка предложений по образованию, реорганизации либо упразднению местных судов, общей штатной численности судов;
2. представление в Правительство предложений о финансировании местных судов;
3. осуществление материально-технического и финансового обеспечения местных судов;
4. принятие мер по повышению квалификации судей и работников аппарата судов, разработка нормативов нагрузки судей;
5. осуществление работы по обеспечению судов нормативными правовыми актами.
Комитет осуществляет также иные полномочия, предусмотренные законом.
Обеспечением деятельности местных судов и исполнением судебных актов занимаются территориальные органы Комитета — администраторы судов областей, г.г. Астаны и Алматы.
Общеизвестно, что одним из критериев оценки работы судов является реальное исполнение судебных решений. Правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства, а также правовой статус судебных исполнителей определены Законом Республики Казахстан от 2 апреля 2010 года № 261-IV «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Задачами исполнительного производства являются обязательное и своевременное исполнение исполнительных документов, выдаваемых на основании судебных решений, определений и постановлений по гражданским и административным делам, приговоров и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений иных органов в соответствии с указанным Законом. Исполнение исполнительных документов, перечисленных в Законе, возлагается на судебных исполнителей. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность судебного исполнителя, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законами.
Противоправное вмешательство в деятельность судебного исполнителя влечет ответственность, установленную законом Республики Казахстан. В случаях, предусмотренных законом, исполнение исполнительных документов осуществляется при содействии судебных приставов.
Государственный судебный исполнитель — это должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов. Государственный судебный исполнитель является государственным служащим.
В главе 16 нового Закона закреплено правовое положение частных судебных исполнителей. Частный судебный исполнитель — гражданин Республики Казахстан, достигший двадцатипятилетнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом.
К исполнению частным судебным исполнителем могут быть приняты все исполнительные документы, предусмотренные вышеуказанным Законом, за исключением исполнительных документов, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Исполнительные действия производятся частным судебным исполнителем на возмездной основе. Оплата исполнительных действий, совершенных частным судебным исполнителем осуществляется в соответствии с тарифами, определенными в порядке, установленном вышеуказанным Законом.
Другим органом исполнительного производства является судебный пристав. Правовое положение судебных приставов, их задачи и организация деятельности определяются Законом Республики Казахстан от 7 июля 1997 года № 150-1 «О судебных приставах».
Задачами судебных приставов при отправления правосудия являются:
1. поддержание общественного порядка в зале во время судебного заседания;
2. содействие суду в выполнении процессуальных действий (принудительный привод);
3. обеспечение охраны зданий судов, охрана судей и других участников процесса;
4. оказание содействия судебным исполнителям в принудительном исполнении исполнительных документов судов и других органов.
Судебные приставы состоят при всех судах, включая Верховный суд Республики Казахстан. Судебные приставы в Верховном Суде назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Республики Казахстан. А в территориальных органах и территориальных отделах они назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями соответствующих территориальных органов.
Судебные приставы проходят специальную подготовку, после которой имеют право на хранение и ношение огнестрельного табельного оружия, использование специальных средств.
Права и обязанности судебных приставов закреплены ст.7 Закона Республики Казахстан от 7 июля 1997 года № 150-1 «О судебных приставах».
ГЛАВА 4