Судебная система в Республике Казахстан
Судебная система представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Республики Казахстан, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Система — это совокупность элементов, которые находятся в определенной взаимосвязи, взаимозависимости. Структура судебной системы закреплена в нормативных правовых актах.
«Суд» — орган судебной власти, любой законно учрежденный суд, входящий в судебную систему Республики Казахстан, рассматривающий дела коллегиально или единолично. Под словом «суд» подразумевается и учреждение, где работают судьи, и состав суда, и само судебное разбирательство.
Понятием «суд» охватываются и структурные подразделения судов: судебные коллегии, пленарное заседание. Юрисдикция (совокупность полномочий соответствующих органов разрешать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию или на структурное образование (военный округ, гарнизон Министерства обороны). Юрисдикция суда не всегда может совпадать с административно-территориальным делением республики. Каждый судебный орган наделен определенными полномочиями.
«Судья» — носитель судебной власти; профессиональный судья, назначенный или избранный на эту должность в установленном законом порядке (председатель суда, председатель судебной коллегии, член суда или другой судья соответствующего суда).
Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается:
1. общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», процессуальными и иными законами;
2. осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами;
3. применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;
4. законодательным закреплением единого статуса судей;
5. обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;
6. финансированием всех судов только из республиканского бюджета.
Судебная система устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды. В Конституции и конституционном законе подчеркнуто, что перечень судов, указанных в них, является исчерпывающим и учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.
Одно из прогрессивных направлений — это специализация судебной системы, которая способствует вынесению справедливых и обоснованных решений. В стране действуют экономические, административные суды и суды по делам несовершеннолетних.
Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 158 в городе Алматы образован специализированный финансовый суд, приравненный к областному суду, уполномоченный рассматривать в соответствии с законодательством Республики Казахстан гражданско-правовые споры участников регионального финансового центра г. Алматы.
Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года во всех регионах образованы специализированные межрайонные суды по уголовным делам, а также в г. Алматы специализированный межрайонный военный суд по уголовным делам.
В целях оптимизации судопроизводства, сокращения надзорных инстанций, укрепления независимости и значительного расширения роли районных судов принят Закон от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно- процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы».
Объем выполняемой работы судами республики только за год (2009 г.) видно из следующих статистических данных:
По гражданским делам всего поступило 553 816 дел и заявлений. Окончено производством 469 198 дел, из них с вынесением решения рассмотрено 310 165 гражданских дел.
По уголовным делам всего поступило 56 605 дел. Окончено производством 56 576 уголовных дел, в том числе с постановлением приговора рассмотрено 34 667 уголовных дел в отношении 41 232 лиц.
Материалов о санкционировании меры пресечения в виде ареста рассмотрено судами в отношении 20 001 лица, из них удовлетворено ходатайств в отношении 19 213 лиц (без учета ходатайств о продлении срока ареста, домашнего ареста и экстрадиционного ареста). Судами осуждено 39 391 лицо, их них к лишению свободы 18 788 лиц.
По делам об административных правонарушениях всего поступило 296 477 дел. Окончено производством 239 813 дел в отношении 243 186 лиц.
В 2009 году сумма взысканных средств по оконченным производством исполнительным документам составила 416,7 млрд. тенге[20].
Суды по своей процессуальной компетенции подразделяются на суды первой инстанции, суды второй инстанции и суды надзорной инстанции.
К местным судам относятся:
— областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения;
— районные и приравненные к ним суды (городской, межрайонный).
В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие). Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.
Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции осуществляется единолично судьей, а по делам об особо тяжких преступлениях, за исключением дел о преступлениях, предусмотренных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169,233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, по ходатайству обвиняемого — в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей.
Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично.
Рассмотрение дел по кассационным жалобам, протестам в кассационной инстанции осуществляется коллегиально в составе не менее трех судей.
Рассмотрение дел в порядке надзора осуществляется судом в составе не менее трех судей.
Районные и приравненные к ним суды (далее — районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда. Президент республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.
Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда. Районный суд является судом первой инстанции.
Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: организует рассмотрение судебных дел судьями суда; осуществляет общее руководство канцелярией суда; ведет прием граждан; организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи; обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судебной этики; издает распоряжения; осуществляет другие полномочия предусмотренные законом.
Областные и приравненные к ним суды (далее - областные образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.
Областной суд состоит из председателя и судей В областном суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы.
Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном Конституционным законом Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда.
Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания на которых:
1. устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;
2. заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий;
3. обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;
4. дает согласие уполномоченному органу на назначение лица pa должность администратора судов области;
5. заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности;
6. рассматривает кандидатуры на вакантную должность председателя районного суда и выносит по его результатам соответствующие заключения;
7. вносит уполномоченному органу представление об освобождении администратора судов области;
8. рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение;
9. обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарные взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;
10. осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.
Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.
В республике в соответствии с п. 2 ст. 3 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей» от 25 декабря 2000 г. в числе специализированных судов функционируют военные суды.
Военные суды осуществляют свою деятельность на тех же принципах и в том же порядке, что и суды общей юрисдикции. Действующий на сегодня Военный суд Республики приравнен к областному суду, а военный суд гарнизона — к районному суду. При осуществлении правосудия, при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел военные суды руководствуются теми же нормами процессуального и материального закона, как и все суды, поскольку являются частью судебной системы Республики Казахстан.
Верховный Суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный Суд Республики Казахстан в качестве суда надзорной инстанции рассматривает дела по ходатайствам сторон и протестам прокурора. Также изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики; принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики; осуществляет другие полномочия, "предусмотренные законом.
Верховный Суд состоит из Председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут учреждаться специализированные составы.
Органами Верховного Суда являются:
пленарное заседание;
надзорная судебная коллегия по гражданским и административным делам;
надзорная судебная коллегия по уголовным делам.
Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституционным законом.
Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет и печатный орган.
Председатель Верховного Суда представляет интересы судебной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также:
1. представляет Президенту Республики Казахстан кандидатуру руководителя уполномоченного органа;
2. вносит на рассмотрение соответствующих пленарных заседаний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;
3. на основании решения пленарных заседаний местных и других судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет; На основании решения пленарного заседания Верховного Суда представляет в Высший Судебный Совет кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;
4. вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;
5. при возникновении оснований, предусмотренных настоящим Конституционным законом, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов Республики;
6. вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий;
7. присваивает судьям Республики звание «Почетный судья», утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;
8. осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.
Пленарное заседание Верховного Суда:
1. по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии;
2. изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики;
3. принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства; рассматривает в порядке надзора судебные дела в соответствии с законом;
4. заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда и руководителя уполномоченного органа;
5. дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 47 Конституции Республики Казахстан;
6. обсуждает кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения;
7. по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри; обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нарушение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;
8. осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда. Порядок работы пленарного заседания Верховного Суда определяется утверждаемым им регламентом[21].
Правовой статус судей
Правовой статус судьи — это совокупность правовых положений, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и правовые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на постоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.
Финансирование судов, материальное и социальное обеспечение судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.
Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; установлением законом ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.
Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.
Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, или стаж работы судьей не менее пяти лет.
Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, или стаж работы судьей не менее десяти лет.
Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельствование.
Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей.
Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.
Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания соответствующего областного суда.
Кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верховного Суда.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.
Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакантные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Республики Казахстан.
Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу. Председатели Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Председатели областных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. Председатели коллегий и судьи областных судов, председатели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных заседаниях соответствующих областных судов.
Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспечиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осуществление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства материального содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.
Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопасности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются медицинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмещается за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.
Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Казахстан, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжкого преступления.
В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.
Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопустимо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.
Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным конституционным законом.
Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья зарегистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан безвестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.
При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя судебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в отношении Председателя Верховного Суда — Президентом Республики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобновляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.
Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случаях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.
Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекращения полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.
С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Конституционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховного Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отведенные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.
Так, в 2009 году всего по отрицательным основаниям освобожден от должности 31 судья, из них 7 — в связи с заключением Судебного жюри, 24 — за невыполнение требований, предъявляемых к судье. Количество возбужденных в отношении судей уголовных дел составило 5[22].
Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит Республиканской дисциплинарно-квалификационной коллегии в отношении любого судьи Республики; областным дисциплинарно — квалификационным коллегиям — в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан.
За нарушение законности при рассмотрении судебных дел и за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике, а также за грубое нарушение трудовой дисциплины судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Следует заметить, что отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были допущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.
Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка. не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.
Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия и не может быть уменьшено. Судьям, в зависимости от занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки, выслуги лет и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные классы.
Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также ведение судебной статистики осуществляется аппаратом Верховного Суда.
Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Республики Казахстан осуществляется за счет средств республиканского бюджета.