Судебная система в Республике Казахстан

Судебная система представляет собой совокупность всех судов, действующих на территории Республики Казахстан, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демо­кратических принципах, связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Система — это совокупность элемен­тов, которые находятся в определенной взаимосвязи, взаимозави­симости. Структура судебной системы закреплена в нормативных правовых актах.

«Суд» — орган судебной власти, любой законно учрежденный суд, входящий в судебную систему Республики Казахстан, рассма­тривающий дела коллегиально или единолично. Под словом «суд» подразумевается и учреждение, где работают судьи, и состав суда, и само судебное разбирательство.

Понятием «суд» охватываются и структурные подразделения судов: судебные коллегии, пленарное заседание. Юрисдикция (со­вокупность полномочий соответствующих органов разрешать пра­вовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию или на структурное образование (военный округ, гар­низон Министерства обороны). Юрисдикция суда не всегда может совпадать с административно-территориальным делением респу­блики. Каждый судебный орган наделен определенными полномо­чиями.

«Судья» — носитель судебной власти; профессиональный су­дья, назначенный или избранный на эту должность в установлен­ном законом порядке (председатель суда, председатель судебной коллегии, член суда или другой судья соответствующего суда).

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечи­вается:

1. общими и едиными для всех судов и судей принципами пра­восудия, установленными Конституцией, Конституционным зако­ном «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», процессуальными и иными законами;

2. осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами;

3. применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;

4. законодательным закреплением единого статуса судей;

5. обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;

6. финансированием всех судов только из республиканского бюджета.

Судебная система устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Судебную систему Республики Ка­захстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, мест­ные и другие суды. В Конституции и конституционном законе под­черкнуто, что перечень судов, указанных в них, является исчер­пывающим и учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Одно из прогрессивных направлений — это специализация су­дебной системы, которая способствует вынесению справедливых и обоснованных решений. В стране действуют экономические, ад­министративные суды и суды по делам несовершеннолетних.

Указом Президента Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 158 в городе Алматы образован специализированный фи­нансовый суд, приравненный к областному суду, уполномоченный рассматривать в соответствии с законодательством Республики Казахстан гражданско-правовые споры участников регионального финансового центра г. Алматы.

Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года во всех регионах образованы специализированные межрайон­ные суды по уголовным делам, а также в г. Алматы специализиро­ванный межрайонный военный суд по уголовным делам.

В целях оптимизации судопроизводства, сокращения надзорных инстанций, укрепления независимости и значительного расшире­ния роли районных судов принят Закон от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно- процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Респу­блики Казахстан по вопросам совершенствования судебной систе­мы».

Объем выполняемой работы судами республики только за год (2009 г.) видно из следующих статистических данных:

По гражданским делам всего поступило 553 816 дел и заявле­ний. Окончено производством 469 198 дел, из них с вынесением решения рассмотрено 310 165 гражданских дел.

По уголовным делам всего поступило 56 605 дел. Окончено про­изводством 56 576 уголовных дел, в том числе с постановлением приговора рассмотрено 34 667 уголовных дел в отношении 41 232 лиц.

Материалов о санкционировании меры пресечения в виде аре­ста рассмотрено судами в отношении 20 001 лица, из них удовлет­ворено ходатайств в отношении 19 213 лиц (без учета ходатайств о продлении срока ареста, домашнего ареста и экстрадиционного ареста). Судами осуждено 39 391 лицо, их них к лишению свободы 18 788 лиц.

По делам об административных правонарушениях всего посту­пило 296 477 дел. Окончено производством 239 813 дел в отноше­нии 243 186 лиц.

В 2009 году сумма взысканных средств по оконченным произ­водством исполнительным документам составила 416,7 млрд. тен­ге[20].

Суды по своей процессуальной компетенции подразделяются на суды первой инстанции, суды второй инстанции и суды надзор­ной инстанции.

К местным судам относятся:

— областные и приравненные к ним суды (городской суд сто­лицы Республики, городские суды городов республиканского зна­чения;

— районные и приравненные к ним суды (городской, межрай­онный).

В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономи­ческие, административные, по делам несовершеннолетних и дру­гие). Специализированные суды образуются Президентом Респу­блики Казахстан со статусом областного или районного суда.

Рассмотрение уголовных дел в судах первой инстанции осу­ществляется единолично судьей, а по делам об особо тяжких пре­ступлениях, за исключением дел о преступлениях, предусмотрен­ных статьями 165, 166, 167, 168 (частью первой), 169,233 (частями третьей и четвертой) Уголовного кодекса Республики Казахстан, по ходатайству обвиняемого — в составе одного судьи и десяти присяжных заседателей.

Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осу­ществляется судьей единолично.

Рассмотрение дел по кассационным жалобам, протестам в кас­сационной инстанции осуществляется коллегиально в составе не менее трех судей.

Рассмотрение дел в порядке надзора осуществляется судом в составе не менее трех судей.

Районные и приравненные к ним суды (далее — районные суды) образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного ор­гана, согласованному с Председателем Верховного Суда. Прези­дент республики Казахстан может образовать в нескольких адми­нистративно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного орга­на. Количество судей для каждого районного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председа­теля этого суда. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда. Районный суд является судом первой инстанции.

Председатель районного суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи: организует рассмотрение су­дебных дел судьями суда; осуществляет общее руководство канцелярией суда; ведет прием граждан; организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи; обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судебной этики; издает распоряжения; осуществляет другие полномочия предусмотренные законом.

Областные и приравненные к ним суды (далее - областные образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного Суда Республики Казахстан. Общее число судей областных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Количество судей для каждого областного суда устанавливается уполномоченным органом на основании представления председателя этого суда.

Областной суд состоит из председателя и судей В областном суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специали­зированные составы.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном Конституционным законом Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда.

Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания на которых:

1. устанавливает численный и персональный состав соответ­ствующей судебной коллегии;

2. заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий;

3. обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области;

4. дает согласие уполномоченному органу на назначение лица pa должность администратора судов области;

5. заслушивает отчет администратора судов области о его деятельности;

6. рассматривает кандидатуры на вакантную должность пред­седателя районного суда и выносит по его результатам соответ­ствующие заключения;

7. вносит уполномоченному органу представление об освобож­дении администратора судов области;

8. рассматривает итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дает соответствующее заключение;

9. обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарные взыскания за нару­шение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

10. осуществляют другие полномочия, предусмотренные зако­ном.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержден­ным им регламентом.

В республике в соответствии с п. 2 ст. 3 Конституционного за­кона «О судебной системе и статусе судей» от 25 декабря 2000 г. в числе специализированных судов функционируют военные суды.

Военные суды осуществляют свою деятельность на тех же принципах и в том же порядке, что и суды общей юрисдикции. Действующий на сегодня Военный суд Республики приравнен к областному суду, а военный суд гарнизона — к районному суду. При осуществлении правосудия, при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел военные суды руководствуются теми же нормами процессуального и материального закона, как и все суды, поскольку являются частью судебной системы Республики Казах­стан.

Верховный Суд Республики Казахстан является высшим су­дебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотрен­ных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Республики Казахстан в качестве суда надзор­ной инстанции рассматривает дела по ходатайствам сторон и про­тестам прокурора. Также изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики; принимает норма­тивные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики; осуществляет другие полномочия, "предусмотренные за­коном.

Верховный Суд состоит из Председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда. В Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут учреждать­ся специализированные составы.

Органами Верховного Суда являются:

пленарное заседание;

надзорная судебная коллегия по гражданским и администра­тивным делам;

надзорная судебная коллегия по уголовным делам.

Судебную коллегию возглавляет председатель, назначаемый на должность в порядке, установленном настоящим Конституцион­ным законом.

Численный и персональный состав судебной коллегии уста­навливается по представлению Председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда. Специализированные составы формируются Председателем Верховного Суда. При Вер­ховном Суде образуются научно-консультативный совет и печат­ный орган.

Председатель Верховного Суда представляет интересы судеб­ной системы Республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти Республики и международными организациями, а также:

1. представляет Президенту Республики Казахстан кандидату­ру руководителя уполномоченного органа;

2. вносит на рассмотрение соответствующих пленарных засе­даний судов на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

3. на основании решения пленарных заседаний местных и дру­гих судов представляет кандидатуры на вакантные должности председателей районных судов в Высший Судебный Совет; На основании решения пленарного заседания Верховного Суда пред­ставляет в Высший Судебный Совет кандидатуры на должности председателей и председателей судебных коллегий областных су­дов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда;

4. вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства;

5. при возникновении оснований, предусмотренных настоя­щим Конституционным законом, вносит в Высший судебный со­вет представления и материалы по вопросу прекращения полно­мочий председателей, председателей судебных коллегий и судей судов Республики;

6. вносит Президенту Республики Казахстан представления о награждении судей государственными наградами и присвоении им почетных званий;

7. присваивает судьям Республики звание «Почетный судья», утверждает Положение о порядке присвоения этого звания;

8. осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом и иными нормативными правовыми актами.

Пленарное заседание Верховного Суда:

1. по представлению Председателя Верховного Суда устанавли­вает численный и персональный состав соответствующей судеб­ной коллегии;

2. изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рас­сматривает вопросы соблюдения законности при отправлении пра­восудия судами Республики;

3. принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совер­шенствованию законодательства; рассматривает в порядке надзора судебные дела в соответствии с законом;

4. заслушивает информацию председателей судебных коллегий Верховного Суда и руководителя уполномоченного органа;

5. дает заключение в случае, предусмотренном пунктом 2 ста­тьи 47 Конституции Республики Казахстан;

6. обсуждает кандидатуры на вакантные должности председа­телей, председателей судебных коллегий областных судов, пред­седателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносит соответствующие заключения;

7. по представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания и состав научно-консультативного совета, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри; обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкие показатели по отправлению правосудия или два и более дисциплинарных взыскания за нару­шение законности при рассмотрении судебных дел, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение;

8. осуществляет другие полномочия, предусмотренные зако­ном.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда. Порядок работы пленарного заседания Верховного Суда определяется утверждае­мым им регламентом[21].

Правовой статус судей

Правовой статус судьи — это совокупность правовых положе­ний, которые включают в себя правила назначения на должность судьи, правила освобождения от должности, социальные и право­вые гарантии независимости, требования, предъявляемые к судье, ответственность судьи, а также его права и обязанности. Все судьи Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями. Судья наделен полномочиями по осуществлению правосудия, выполняет свои обязанности на по­стоянной основе и является носителем судебной власти. На судью не могут быть возложены внесудебные функции и обязанности, не предусмотренные законом. Судья не может быть включен в состав государственных структур по вопросам борьбы с преступностью, соблюдения законности и правопорядка.

При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиня­ются только Конституции Республики Казахстан и закону. Никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью и присяжных заседателей. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотрен­ных или находящихся в производстве судебных дел. Тайна совеща­тельной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

Финансирование судов, материальное и социальное обеспече­ние судей, а также предоставление им жилья производятся за счет средств республиканского бюджета в размерах, достаточных для полного и независимого осуществления правосудия.

Независимость судьи обеспечивается: предусмотренной зако­ном процедурой осуществления правосудия; установлением зако­ном ответственности за осуществление вмешательства в деятель­ность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; уста­новленным законом порядком избрания, назначения на должность, прекращения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на отставку; предоставлением судьям за счет государства матери­ального содержания и социального обеспечения, соответствую­щих их статусу, а также запретом на его ухудшение. Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой государства.

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Респу­блики Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имею­щий высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдав­ший квалификационный экзамен; успешно прошедший стажиров­ку в суде и получивший положительный отзыв пленарного засе­дания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется.

Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юриди­ческой профессии не менее пятнадцати лет, или стаж работы су­дьей не менее пяти лет.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридиче­ской профессии не менее двадцати лет, или стаж работы судьей не менее десяти лет.

Для подтверждения отсутствия у кандидата на должность судьи заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи, проводится его медицинское освидетельство­вание.

Кандидатам на должность судьи обеспечивается равное право на занятие должности независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принад­лежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений и иных обстоятельств. Отбор кандидатов на вакантные должности судей местных и других судов осуществляется Высшим Судебным Советом на конкурсной основе из числа лиц, подавших заявление на занятие вакантных должностей.

Высший Судебный Совет по итогам конкурса рекомендует кан­дидатов на вакантные должности судей местных и других судов Президенту Республики Казахстан для назначения на должности.

Кандидатура на вакантную должность председателя районного суда рассматривается Высшим Судебным Советом по представ­лению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основа­нии решения пленарного заседания соответствующего областного суда.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и предсе­дателей судебных коллегий областных судов, председателей судеб­ных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда, внесенному им на основании решения пленарного заседания Верховного Суда. Кандидат на должность председателя судебной коллегии Верховного Суда рекомендуется из числа судей Верхов­ного Суда.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности председателей, председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Вер­ховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должности. Кандидатура на должность Председателя Верховного Суда рассматривается Высшим Судебным Советом.

Высший Судебный Совет рекомендует кандидатов на вакант­ные должности Председателя, судьи Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в Сенат Парламента Ре­спублики Казахстан.

Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приносит присягу. Председатели Верховного Суда, председатели коллегий и судьи Верховного суда приносят присягу на заседании Сената Парламента Республики Казахстан. Председатели област­ных судов приносят присягу на пленарном заседании Верховного суда. Председатели коллегий и судьи областных судов, председа­тели и судьи районных судов приносят присягу на пленарных за­седаниях соответствующих областных судов.

Определяя высокий статус судьи, закон устанавливает для него дополнительные гарантии независимости, которые обеспе­чиваются предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности за осущест­вление вмешательства в деятельность судьи по отправлению им правосудия, а также за проявление неуважения к суду и судьям; неприкосновенностью судьи; установленным порядком прекра­щения и приостановления полномочий судьи, правом судьи на от­ставку; предоставлением судьям за счет государства материально­го содержания и социального обеспечения, соответствующих их статусу, а также запретом на его ухудшение.

Судьи, члены их семей и имущество находятся под защитой го­сударства, соответствующие органы которого обязаны принимать своевременные и исчерпывающие меры к обеспечению безопас­ности судьи и членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи или членов его семьи поступит соответ­ствующее обращение. Судьи и совместно проживающие с ними члены их семей в установленном порядке обеспечиваются меди­цинским обслуживанием в соответствующих государственных учреждениях здравоохранения. Вред, причиненный судье и его имуществу в связи с профессиональной деятельностью, возмеща­ется за счет средств республиканского бюджета. Судьи подлежат обязательному страхованию в соответствии с законодательством за счет средств республиканского учреждения.

Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновен­ность личности. Согласно закону судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налага­емым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего судебного совета, а в случае необходимости лишения неприкосновенности Председателя и судей Верховного Суда Республики, без согласия Сената Парламента Республики Ка­захстан, кроме случаев задержания на месте преступления или со­вершения тяжкого преступления.

В то же время к судье предъявляются определенные требования нравственного свойства, которые также закрепляются в законе. В частности, судья обязан: неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан; при выполнении своих консти­туционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристраст­ности; противостоять любым попыткам незаконного вмешатель­ства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей.

Высказывание судьей в какой-либо форме предварительных суждений по делу, находящемуся в его производстве, недопусти­мо. Судья свое мнение по конкретному делу высказывает только в совещательной комнате.

Пока судья осуществляет свои полномочия, он не может быть перемещен без его согласия, его полномочия не могут быть пре­кращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в по­рядке, предусмотренным конституционным законом.

Полномочия судьи приостанавливаются, если: судья заре­гистрирован кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента или маслихатов Республики Казахстан; судья вступившим в законную силу решением суда признан без­вестно отсутствующим; дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности; имеется решение дисциплинарно- квалификационной коллегии судей о необходимости прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным законом; имеется заключение Судебного жюри о несоответствии судьи за­нимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

При приостановлении полномочий судьи приостанавливаются его полномочия в должности председателя или председателя су­дебной коллегии соответствующего суда; при переходе на другую работу. Приостановление полномочий судьи осуществляется: в от­ношении Председателя Верховного Суда — Президентом Респу­блики Казахстан; в отношении всех остальных судей Республики — Председателем Верховного Суда. Полномочия судьи возобнов­ляются, если отпали обстоятельства, послужившие основанием к принятию решения о приостановлении полномочий судьи.

Пребывание в должности судьи допускается до достижения им предельного возраста — 65 лет, который в исключительных случа­ях может быть продлен Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета не более чем на пять лет.

Институт отставки судьи является одним из средств обеспече­ния независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. Отставкой признается особая форма прекраще­ния полномочий судьи, имеющего безупречную репутацию и стаж судейской работы не менее пятнадцати лет, с сохранением за ним звания судьи, принадлежности к судейскому сообществу и гаран­тии личной неприкосновенности и иных социальных гарантий.

С 1 января 2007 года введено в действие дополнение в Консти­туционный закон, предусматривающее создание Судебного жюри из семи членов для проверки профессиональной состоятельности действующих судей. В состав жюри вправе войти судьи Верховно­го Суда или находящиеся в отставке, а также судьи местных судов, имеющие большой авторитет. Жюри может обязать судью в отве­денные сроки повысить профессиональный уровень или признать не соответствующим занимаемой должности, принять решение о том, что судья по своему профессиональному уровню не соответ­ствует занимаемой должности, что влечет основание для лишения его судейского статуса.

Так, в 2009 году всего по отрицательным основаниям освобож­ден от должности 31 судья, из них 7 — в связи с заключением Су­дебного жюри, 24 — за невыполнение требований, предъявляемых к судье. Количество возбужденных в отношении судей уголовных дел составило 5[22].

Право возбуждения дисциплинарного производства принад­лежит Республиканской дисциплинарно-квалификационной кол­легии в отношении любого судьи Республики; областным дисци­плинарно — квалификационным коллегиям — в отношении судьи областного суда, председателя и судьи районного суда.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Казахстан.

За нарушение законности при рассмотрении судебных дел и за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике, а также за грубое нарушение трудовой дисциплины судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Сле­дует заметить, что отмена или изменение судебного акта само по себе не влечет ответственности судьи, если при этом не были до­пущены грубые нарушения закона, о которых указано в судебном акте вышестоящей судебной инстанции.

Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступ­ка. не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

Материальное обеспечение судьи должно соответствовать его статусу и обеспечивать возможность полного и независимого осу­ществления правосудия и не может быть уменьшено. Судьям, в за­висимости от занимаемой должности, уровня профессиональной подготовки, выслуги лет и иных обстоятельств, присваиваются квалификационные классы.

Организационное и материально-техническое обеспечение дея­тельности Верховного Суда Республики Казахстан, а также веде­ние судебной статистики осуществляется аппаратом Верховного Суда.

Финансирование Верховного Суда, местных и других судов Ре­спублики Казахстан осуществляется за счет средств республикан­ского бюджета.

Наши рекомендации