Вопрос 18. Понятие прокурорского надзора и его отличие от других форм контроля и надзора за законностью. Основные направления деятельности прокуратуры.
Прокурорский надзор – осуществляемая от имени Г деятельность специально уполномоченных лиц (прокуроров) по обеспечению точного исполнения и единообразного применения К РФ и законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.
По мнению ученых и практиков-юристов, место и назначение прокуратуры в системе государственно-правовых институтов заключается в следующем. Во-первых, прокуратура - самостоятельный государственный орган, обладающий рядом конституционно закрепленных признаков. Прокуратура - единая система органов, осуществляющих от имени государства надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Во-вторых, прокуратура является необходимым элементом разделения и взаимодействия властей, становления и развития демократического правового государства. В-третьих, прокуратура - один из эффективных институтов, цементирующих государственность. Органы прокуратуры действуют на всех уровнях государства независимо от других государственных органов, которые функционируют на соответствующих уровнях. Прокуратура не только обеспечивает надзор за единообразным исполнением на территории всего государства, но и в силу своей универсальности максимально приспособлена к выполнению этой задачи как единая централизованная система. В-четвертых, главной целью деятельности прокуратуры является правозащитная деятельность. Однако органы прокуратуры не только осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, но и защиту общества и государства, т. е. защиту публичного интереса. В-пятых, прокуратура - важный субъект формирования государственной правовой и криминологической политики. Координация имеет цель наиболее эффективного решения задач по борьбе с преступностью и укреплению законности путем разработки и осуществления согласованных действий, направленных на своевременное выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, устранение обстоятельств, способствующих их совершению. В отличие от других правоохранительных органов, рассматривающих преступление как единство факта и его уголовно-правовой оценки, прокуратура распространяет свой интерес не только на преступление и преступника как элементы явления преступности, но и выявляет тенденции и закономерности процесса нарушаемости закона. Это позволяет прокуратуре обосновывать социальную обусловленность закона и предвидеть его эффективность.[9] Таким образом, в настоящее время органам прокуратуры ставится комплекс задач, без решения которых невозможно совершенствование правовой государственности.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (в том числе, поддержание государственного обвинения в суде);
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.