Тема № 14. Деятельность участкового уполномоченного полиции по изучению населения на обслуживаемой территории.
Лекция – 2 часа (для набора 2011 г.).
Практическое занятие – 2 часа (для наборов с 2012 г.).
Самостоятельная работа – 8 часов (для набора 2011 г.).
Самостоятельная работа – 10 часов (для наборов с 2012 г.).
Учебные вопросы:
1. Порядок изучения участковым уполномоченным полиции населения проживающего на обслуживаемой территории.
2. Действия участкового уполномоченного полиции по учету и порядку использования информации, полученной при изучении этнического населения проживающего на территории административного участка.
3. Правила общения с населением участка, соблюдение мер безопасности при обходе административного участка и посещении мест проживания граждан.
4. Показатели и методика оценки деятельности участкового уполномоченного полиции.
Литература
Нормативные правовые акты:
1. Выбор и применение технических средств охранной, тревожной сигнализации и средств инженерно-технической укрепленности для оборудования объектов :рекомендации МВД России РД 78.36.006-2005 от 21 декабря 2004 г. : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Дополнительная:
1. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции [Текст] : практикум / сост. С. Ю. Анохина [и др.]. – 4-е изд., доп. и перераб. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 172 с.
2. Бачурин, А.Г. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции : учебное пособие / А.Г. Бачурин. – Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России, 2013. – 74 с.
Методические рекомендации
В системе органов внутренних дел важная роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений принадлежит участковым уполномоченным полиции, деятельность которых строится в соответствии с принципами постоянной связи с населением обслуживаемого административного участка, чуткого и внимательного отношения к обращениям граждан, гласности в работе, строгом соблюдении законности.
Для изучения темы обучаемым необходимо:
Рассмотреть порядок изучения участковым уполномоченным полиции населения проживающего на обслуживаемой территории.
Раскрыть действия участкового уполномоченного полиции по учету и порядку использования информации, полученной при изучении этнического населения проживающего на территории административного участка.
Перечислить правила общения с населением участка, соблюдение мер безопасности при обходе административного участка и посещении мест проживания граждан.
Охарактеризовать показатели и методику оценки деятельности участкового уполномоченного полиции.
Перечень вопросов для самостоятельного контроля:
1. Действия участкового уполномоченного полиции по учету и порядку использования информации, полученной при изучении населения проживающего на территории участка.
2. Эффективные приемы и способы изучения населения и объектов обслуживаемого административного участка.
3. Правила общения с населением участка, соблюдение мер безопасности при обходе административного участка и посещении мест проживания граждан.
Тема № 15. Организация работы участкового уполномоченного полиции по рассмотрению обращений и заявлений граждан.
Лекция – 2 часа (для набора 2011 г.).
Практическое занятие – 2 часа (для наборов с 2012 г.).
Самостоятельная работа – 8 часов(для набора 2011 г.).
Самостоятельная работа – 10 часов(для наборов с 2012 г.).
Учебные вопросы:
1. Действия участкового уполномоченного полиции по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан. Порядок рассмотрения обращения граждан участковым уполномоченным полиции.
2. Оформление результатов проверки предложений, заявлений и жалоб. Обобщение и анализ предложений, заявлений и жалоб граждан, государственных, общественных и иных организаций.
3. Прием участковым уполномоченным полиции населения проживающего на участке.
4. Последовательность действий участкового уполномоченного полиции, осуществляющего прием граждан на закрепленном участке.
Литература
Нормативные правовые акты:
1. Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях:приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Дополнительная:
1. Савоськин, А.В. Система законодательства об обращениях граждан / А.В. Савоськин // Lexrussica. – 2014. – № 12. – С. 1420 - 1429.
2. Савоськин, А.В. Виды и особенности обращений граждан в зависимости от субъекта волеизъявления / А.В. Савоськин // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 4. – С. 405 - 411.
Методические рекомендации
Обучаемый должен самостоятельно изучить следующие вопросы:
– действия участкового уполномоченного полиции по разрешению предложений, заявлений и жалоб граждан, проживающих на обслуживаемой территории.
– порядок и сроки рассмотрения обращений и заявлений граждан административного участка участковым уполномоченным полиции.
–оформление результатов проверки предложений, заявлений и жалоб.
– обобщение и анализ предложений, заявлений и жалоб граждан, государственных, общественных и иных организаций.
– прием участковым уполномоченным полиции населения проживающего на территории административного участка.
– контроль за деятельностью участковых уполномоченных полиции и иных должностных лиц за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения обращений, заявлений и жалоб граждан участковым уполномоченным полиции.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. Применительно к деятельности участкового уполномоченного полиции данная информация вывешивается у входа в участковый пункт полиции или в ином доступном для населения месте. На информационных стендах для жителей административного участка размещается информация о днях и часах приема граждан, а также номерах телефонов участкового уполномоченного полиции и дежурной части органа внутренних дел.
Прием населения производится участковым уполномоченным полиции не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней. При определении дней и часов приема предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели, как в дневное, так и в вечернее время. Обязательно учитывается распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности. Графики приема граждан и работы участкового уполномоченного полиции утверждаются начальником органа внутренних дел. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как правило, осуществляется в двух сменном режиме.
Кроме участковых пунктов полиции участковые уполномоченные полиции могут принимать граждан и по месту их работы. Для этого руководители предприятий, учреждений, строек, совхозов предоставляют участковому уполномоченному полиции необходимые помещения. Графики приема граждан по месту жительства и месту работы согласовываются соответственно с местными администрациями, а также с администрациями предприятий, учреждений, организации. О приеме граждан по месту жительства и работы должно быть объявлено не позднее, чем за пять дней до приема.
Также в последние годы в различных регионах России практикуют строительство офисно-жилых комплексов, где под одной крышей расположены квартира для участкового уполномоченного полиции и участковый пункт полиции, который оснащен всем необходимым оборудованием и где непосредственно осуществляется прием граждан, проживающих на административном участке.
Главенствующая роль в процессе организации и осуществлении приема граждан отводится участковому уполномоченному полиции, который является представителем полиции, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел. Таким образом, реализуется положение ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в соответствии с которым все обращения граждан рассматривает должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В приеме граждан, с их согласия, могут участвовать на общественных началах юристы, представители общественности и т.д. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится. Как уже отмечалось выше, прием граждан участковым уполномоченным полиции, как правило, осуществляется в помещении участкового пункта полиции. В нем на видном и доступном для посетителей месте размещается книга отзывов и предложений граждан. Вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям.
Прием граждан участковым уполномоченным полиции проводится от имени органа внутренних дел. Он начинается с предложения посетителю сообщить свои: фамилию, имя, отчество, место жительства и работы, а также изложить сущность вопроса, с которым он обращается. При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме. Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного полиции уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентности в ответах на поставленные вопросы. По возможности, не заставлять посетителей долго ожидать приема.
Вести разговор необходимо так, чтобы человек не считал вас своим недоброжелателем. В процессе беседы нельзя заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону, с сослуживцами, не имеющих отношения к делу о котором ведет речь посетитель. Также нельзя необоснованно перебивать гражданина, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно, есть, пить, курить. Необходимо терпеливо выслушать гражданина и дать ему возможность высказать свое мнение до конца.
Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов (большинство субъективных) заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которыми они на самом деле не обладают, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции полиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.
Участковым уполномоченным полиции (особенно молодым и недавно назначенным на эту должность) не рекомендуется выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показывать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым не был посетитель. Необходимо помнить, что неправильное поведение участкового уполномоченного полиции способствует снижению его авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности, где общественное мнение всегда выше, чем в городе. Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема. Если с этим вопросом гражданин уже ранее обращался в данный орган, тогда перед началом беседы следует изучить имеющиеся уже материалы.
Всю работу по приему граждан участковый уполномоченный полиции учитывает в Журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции. Этот журнал регистрируется в отделении делопроизводства и режима и выдается участковому уполномоченному полиции под расписку. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Поступающие обращения регистрируются в журнале строго по порядку, записи ведутся чернилами четко и аккуратно. Журнал хранится участковым уполномоченным полиции в служебном помещении в металлическом шкафу (сейфе). При освобождении участкового уполномоченного полиции от должности, либо по окончании журнала, он сдается в отделение делопроизводства и режима.
Перечень вопросов для самостоятельного контроля:
1. Порядок и сроки рассмотрения обращений и заявлений граждан административного участка участковым уполномоченным полиции.
2. Оформление результатов проверки предложений, заявлений и жалоб.
3. Обобщение и анализ предложений, заявлений и жалоб граждан, государственных, общественных и иных организаций.
Раздел VII. Осуществление взаимодействия участкового уполномоченного полиции с другими службами ОВД, иными правоохранительными органами, органами исполнительной власти и общественностью на обслуживаемой территории