Тема № 12. Деятельностьучасткового уполномоченного полиции по обеспечению правопорядка в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций.
Самостоятельная работа – 8 часов (для набора 2011 г.).
Самостоятельная работа – 10 часов (для наборов с 2012 г.).
Вопросы для изучения:
1. Понятие чрезвычайных обстоятельств (ситуаций) и их классификация. Государственное управление в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Административная деятельность органов внутренних дел в условиях военного положения. Основные задачи, возлагаемые на участкового уполномоченного полиции по обеспечению режима военного положения.
3. Действия участкового уполномоченного полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций на обслуживаемом административном участке.
4. Взаимодействие участковых уполномоченных полиции и других государственных органов при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.
Литература
Нормативные правовые акты:
1.О чрезвычайном положении : федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2.О военном положении : федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
3.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4.О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
5.О противодействии терроризму: федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
6.О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Дополнительная:
Левоненкова, Т.А. Органы государственной власти и местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций / Т.А. Левоненкова // Журнал российского права. – 2015. – № 1. – С. 144 - 153.
Методические рекомендации
При изучении данной темы необходимо рассмотреть действия участкового уполномоченного полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций на обслуживаемом административном участке. Раскрыть взаимодействие участковых уполномоченных полиции и других государственных органов при обеспечении общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий. Проанализировать деятельность органов внутренних дел в условиях режима чрезвычайного положения. Охарактеризовать особенности деятельности участкового уполномоченного полиции при введении в действие режима чрезвычайного положения. Уделить особое внимание деятельности органов внутренних дел в условиях военного положения, основным задачам, возлагаемых на участкового уполномоченного полиции по обеспечению режима военного положения.
Исторический опыт свидетельствует о том, что развитие человеческого общества никогда не было бесконфликтным процессом. В определённые периоды развития человеческого общества происходят противоречия как между природой и обществом, так и внутри общества.
Развитие естественных природных процессов, углубление внутриобщественных и социоэкологических противоречий нередко влечёт возникновение стихийных бедствий, социальных конфликтов и крупномасштабных катастроф, сопровождающихся значительными людскими и материальными потерями, нарушением функционирования систем и объектов обеспечения жизнедеятельности населения территорий и другими негативными последствиями. Следствием таких событий является возникновение на определённой территории особой обстановки – чрезвычайной ситуации, представляющей собой угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В нормативных правовых актах, специальной литературе и на практике для характеристики обстановки, возникающей в результате негативного воздействия природных, техногенных и социальных явлений, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства, используются различные термины: «особые условия», «экстремальные условия», «чрезвычайные ситуации» и другие.
Многообразие терминов объясняется не только недостаточной научной проработкой обозначаемых ими понятий и различными методами исследований одних и тех же объектов, но и тем, что понятие обстановки, сложившейся в результате таких экстраординарных событий длительное время не было законодательно закреплено.
Вместе с тем от правильного понимания складывающейся обстановки во многом зависит оценка, решения и действия законодателя, правоприменителей и граждан.
Термин «экстремальный», означающий в переводе с латинского «крайний, предельный», в сочетании с термином «условия» – характеризует крайнюю, предельную по сложности обстановку. Учитывая этого, можно определить, что экстремальные условия означают не только необычность обстановки, но и подчеркивают её крайность, сложное состояние – представляющее реальную угрозу объектам безопасности.
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ввёл в правовой оборот термин “чрезвычайная ситуация”, которым обозначается обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате негативных явлений природно-биологического и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера характеризуются как материальным ущербом, так и пострадавшими, в том числе человеческими жертвами.Практика деятельности ОВД свидетельствует о том, что ЧС возникают не только вследствие природно-биологического и техногенного характера. Нормальная жизнедеятельность граждан, общественных и государственных институтов нередко нарушаются негативными явлениями и событиями социального характера, к которым относятся политические, межнациональные, этнические и религиозные конфликты, деятельность незаконных вооружённых формирований, террористические акты, массовые беспорядки, групповые насильственные действия, захват заложников, воздушных судов и других транспортных средств, а также зданий, сооружений.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате природного, техногенного или социального характера, создающая реальную угрозу общественному порядку и общественной безопасности.
Для достижения этих целей на период ЧП в соответствии с законом могут устанавливаться следующие меры и временные ограничения:
– полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также установление ограничения на въезд и пребывание иностранных граждан и лиц без гражданства;
– усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
– запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок;
– ограничение движения транспортных средств и их досмотр; установление ограничений на отдельные виды финансово-экономической деятельности;
– особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов 1-ой необходимости; эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
Кроме того, при введении ЧП по основаниям природного и техногенного характера могут применяться следующие меры:
– временное отселение (эвакуация) граждан их районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений);
– введение карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
– отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими их обязанности;
– в исключительных обстоятельствах, связанных с неотложным проведением аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда.
Организация деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях имеет ряд особенностей, обусловленных резким осложнением оперативной обстановки и необходимостью принятия своевременных организационных и практических мер реагирования на ее изменения.
Особенности управления силами и средствами охраны общественного порядка заключаются в том, что органы внутренних дел заблаговременно разрабатывают планы действий на случай возникновения ЧС, создают оперативные штабы (группы) для управления силами и средствами, проводят обучение и тренировки личного состава, а при несении службы предъявляют повышенные требования к четкому выполнению служебных обязанностей всеми нарядами, задействованными на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Одной из особенностей управления силами и средствами органов внутренних дел в чрезвычайных ситуациях является создание специальных органов управления – оперативных штабов.
Перечень вопросов для самостоятельного контроля:
1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций.
2. Правовые основы деятельности участкового уполномоченного полиции по обеспечению общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения.
3. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции в чрезвычайных ситуациях.
Раздел VI. Деятельность участкового уполномоченного полиции на обслуживаемой территории