Тема № 8. Деятельность участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Лекция – 2 часа (для набора 2011 г.).
Практическое занятие (для наборов с 2012 г).
Самостоятельная работа – 8 часов (для набора 2011 г.).
Самостоятельная работа – 10 часов (для наборов с 2012 г.).
Учебные вопросы:
1. Правовое регулирование оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту.
2. Действия участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проанализировать правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
3. Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств. Порядок их документирования.
Литература
Нормативные правовые акты:
1. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08 января 1998 г. № 3-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2.О полиции:федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
3.Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации :постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
4.Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации :постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2012 № 1002 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.
Дополнительная:
1. Амелин Р.В., Бевзюк Е.А., Волков Ю.В., Воробьев Н.И., Вахрушева Ю.Н., Жеребцов А.Н., Корнеева О.В., Марченко Ю.А., Степаненко О.В., Томтосов А.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
2. Попугаев, Ю.И. Административно-деликтные и административно-процессуальные аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков / Ю.И. Попугаев // Административное право и процесс. – 2015. – № 1. – С. 22 - 27.
3. Билык, Г.М. Проблема незаконного оборота наркотических и других психоактивных средств и возможные пути ее ослабления / Г.М. Билык // Вестник Пермского Университета. Юридические науки. – 2014. – № 2. – С. 211 - 217.
Методические рекомендации
При изучении темы обучаемым необходимо раскрыть действия участкового уполномоченного полиции по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проанализировать правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Следует отметить, что организационные основы деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту; организационно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и наркологической помощи больным наркоманией закреплены в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Официальный список и точные названия наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». В зависимости от применяемых государством мер контроля действуют следующие списки:
– список № 1, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
– список №2, включающий наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
– список № 3, включающий психотропные вещества, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
– список №4, включающий список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Правовое регулирование оборота наркотических средств и противодействия их незаконному обороту имеет комплексный характер и интегрирует нормы различных отраслей права. Это обусловлено многообразием общественных отношений, возникающих в данной сфере, для упорядочения которых требуется использование разнообразных методов, свойственных различным отраслям права.
Обучаемые должны обратить внимание на оформление материалов по привлечению к административной ответственности лиц совершивших на территории административного участка правонарушения связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.Порядок взаимодействия участкового уполномоченного полиции с другими подразделениями органов внутренних дел в процессе предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе касающейся содержания притонов.
Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств подразделяются на три группы: правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств; правонарушения специальных правил оборота наркотических средств; правонарушения, совершенные в связи с потреблением наркотических средств.
К первой группе относятся незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст. 6.8 КоАП РФ);уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9.1.); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.9 КоАП РФ);пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотическиесредства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, (ст. 20.20 КоАП РФ); потребление наркотических средств или психотропных веществ,новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ несовершеннолетними (ст. 20.22 КоАП РФ).
Во вторую группу входят такие правонарушения, как непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры(ст. 10.4 КоАП РФ); непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры(ст. 10.5 КоАП РФ).
К третьей группе относятся управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП Законодатель имеет здесь в виду не только алкогольное, но и наркотическое опьянение, а также опьянение, возникшее в результате употребления других одурманивающих веществ); управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП);невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26); нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения (ст. 12.29 КоАП); допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32 КоАП); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21).
Упреждающий характер мер административного предупреждения позволяет им быть важнейшим средством превенции как административных правонарушений, так и преступлений. В частности, практика борьбы с правонарушениями свидетельствует, что задача мер административного предупреждения состоит и в том, чтобы не допустить нарушения и уголовно-правовых норм в сфере оборота наркотических средств.
Перечень вопросов для самостоятельного контроля:
1.Контроль за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2. Законодательство об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
3. Административно-правовые меры предупреждения правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.