Тема № 2. Основные формы и методы административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

Самостоятельная работа – 8часов (для набора 2011 г.).

Самостоятельная работа – 10 часов (для наборов с 2012 г.).

Учебные вопросы:

1. Содержание и правовая основа административной деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке.

2. Понятие и виды методов административной деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке.

3. Меры убеждения и поощрения, используемые в административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

4. Понятие и виды принуждения в административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

5. Основные виды и правовые основания применения участковым уполномоченным полиции мер административного предупреждения, на территории закрепленного административного участка.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

2. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции:Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

Дополнительная:

1. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю.Е. Аврутин [и др.] – М., 2012.

2. Мельников, В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения / В.А. Мельников // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 2 - 8.

Методические рекомендации

Под формой административной деятельности участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел понимаются однородные по своему характеру и правовой природе внешне выраженные группы действий либо их результат, посредством которых осуществляются основные функции. В свою очередь, основные функции участковых уполномоченных полиции представляют собой составные части (направления) их внешней деятельности, а формы показывают, путем каких действий они практически осуществляются. Соответственно форма является каким-либо управленческим действием, имеющим внешнее проявление, или внешне выраженный результат управленческой деятельности.

Разнообразие функций и задач, решаемых в процессе административной деятельности участковых уполномоченных полиции, обстановки и условий на административном участке, в которых она протекает, обусловливает применение различных форм. Административная деятельность участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел может быть регулятивной и правоохранительной, внутренней (внутриорганизационной) и внешней, словесной (письменной или устной) и конклюдентной.

Правовая форма административной деятельности участковых уполномоченных полиции по содержанию подразделяется на правоустановительную, в рамках которой принимаются нормативные акты управления, и правоприменительную, в рамках которой принимаются индивидуальные акты управления.

Безусловно приведенная классификация может быть использована для анализа форм административной деятельности участковых уполномоченных полиции. Однако следует иметь в виду, что установление норм права, как специфическая правовая форма деятельности органов управления, характерна для органов внутренних дел в целом, а не для участковых уполномоченных полиции в частности.

Причем, правоустановительная деятельность органов внутренних дел имеет в большей степени внутриведомственную направленность. Принимаемые ими нормативные правовые акты адресуются преимущественно подчиненным органам, подразделениям, отдельным сотрудникам, в том числе и участковым уполномоченным полиции, и являются важным средством реализации содержащихся в законе правил с учетом особенностей решаемых задач.

Кроме того, правоприменительная деятельность участковых уполномоченных полиции включает в себя как непосредственное принятие индивидуальных актов управления, так и осуществление иных юридически значимых действий на территории участка, без издания индивидуальных актов, непосредственно влекущих юридические последствия. (Например, составление различных процессуальных документов: протокол об административном правонарушении, протокол об административном задержании или доставлении, рапорт по факту применения или использования огнестрельного оружия и др.).

Как правило, перечисленные документы фиксируют юридически значимые действия совершаемые участковым уполномоченным полиции, а также факты или акты правоприменения, которые в свою очередь уже могут повлечь за собой принятие управленческих решений в форме издания индивидуальных актов управления в лице органов внутренних дел. (Например, принятие постановления о назначении административного наказания, издание приказа о поощрении участкового уполномоченного полиции или назначении ему дисциплинарного взыскания и т.д.).

Наиболее распространенная форма выражения результата административной деятельности участкового уполномоченного полиции представлена индивидуальным письменным актом, который используется при решении ряда вопросов, требующих фиксации правоприменения. Вместе с тем, весьма широко в административной деятельности участковых уполномоченных полиции используется устная словесная форма. (Например, устные приказы, указания, распоряжения, замечания правонарушителю, профилактическая беседа с определенной категорией лиц). Данная форма наиболее часто применяется при решении вопросов повседневного характера на административном участке.

Административная деятельность участковых уполномоченных полиции на обслуживаемой территории выражается также и в конклюдентной форме при помощи определенных жестов, условных сигналов, движений и других действий, ясно выражающих решение субъекта административной деятельности. (Например, жесты подаваемые правонарушителю о прекращении противоправных действий, сигналы свистком, подаваемые участковым уполномоченным полиции в зависимости от ситуации и т.д.).

Правовой формой правоустановительной административной деятельности органов внутренних дел, в том числе службы участковых уполномоченных полиции, является издание нормативных актов управления, правоприменительной соответственно издание индивидуальных актов управления. Следовательно, по юридическим свойствам акты управления участковых уполномоченных полиции подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Отметим, что нормативный правовой акт– это письменный документ, изданный в соответствии с установленными требованиями правомочным на то должностным лицом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, рассчитанный на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Нормативный правовой акт может быть также издан совместно или по согласованию с иными федеральными органами исполнительной власти. Министерством внутренних дел Российской Федерации издаются нормативные правовые акты в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Издаваемые положения, уставы, инструкции, наставления и иные нормативные акты утверждаются приказами МВД России.

По сфере применения нормативные акты в большей степени присущи внутриорганизационной деятельности как органов внутренних дел в целом, так и службы участковых уполномоченных полиции в частности. Вместе с тем МВД России во внешне организационной сфере на основании федерального законодательства самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к своей сфере деятельности.

В тоже время, особыми формами нормативных актов управления службы участковых уполномоченных полиции являются план единой дислокации нарядов, планы охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении общественно-политических, спортивных и иных массовых мероприятий, планы действий личного состава при чрезвычайных обстоятельствах, план работы ОДУУП. Применение норм права на основе и во исполнение закона есть основное содержание исполнительно-распорядительной деятельности участковых уполномоченных полиции. Практически оно состоит в осуществлении службой административных функций и находит выражение в издании индивидуальных актов управления.

Общепринятым в административном праве является мнение, что под методом государственного управления понимаются способы целенаправленного организующего воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. В методах выражается содержательная сторона управленческой деятельности, а именно то, каким образом осуществляется целенаправленное воздействие субъекта управления на объект, каким образом должностные лица решают поставленные перед ними задачи.

Под методами административной деятельности участковых уполномоченных полиции понимается совокупность установленных законом способов и средств решения основных задач, при которых гарантируется охрана прав и законных интересов граждан административного участка, складывающихся в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Следовательно, методы административной деятельности представляют собой совокупность способов и средств, с помощью которых участковые уполномоченные полиции воздействуют на сознание и поведение лиц проживающих на обслуживаемой территории, с которыми им приходится вступать в правовые отношения в процессе осуществления возложенных на них служебных обязанностей.

При осуществлении административной деятельности для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности участковые уполномоченные полиции используют такие традиционные и проверенные временем методы, как убеждение и принуждение. Данные методы являются универсальными методами государственного управления, характерными для исполнительной власти вообще, для всех сторон ее деятельности и, в особенности для деятельности органов внутренних дел.

По характеру воздействия методы управленческого воздействия подразделяются напрямые и косвенные. Учитывая специфику деятельности органов внутренних дел, участковые уполномоченные полиции при осуществлении административной деятельности используют в основном прямые методы управления, которые характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. В этих случаях субъект управления принимает решение, исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение данного решения влечет для объекта управления отрицательные последствия.

Наряду с общими методами управления в научной литературе предпринята попытка выделить и классифицировать специальные методы полицейской деятельности, которые детерминированы спецификой полицейской деятельности органов внутренних дел. Учитывая содержание внешневластной административной деятельности участковых уполномоченных полиции, по способу охраны правопорядка и характеру воздействия указанным общим методам управленческой деятельности можно выделить следующие специальные методы: осуществление административного надзора на территории участка; применение прямого административного принуждения; оказание полицейской помощи гражданам и юридическим лицам.

Перечень вопросов для самостоятельного контроля:

1. Содержание административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

2. Виды методов административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

3. Меры убеждения и поощрения, используемые в административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

4. Понятие и виды принуждения в административной деятельности участкового уполномоченного полиции.

5. Основные виды мер административного предупреждения.

Раздел II. Профилактическая деятельность участкового уполномоченного полиции

Тема № 3.Индивидуально-профилактическая работа участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на профилактическом учете в органах внутренних дел, с лицами находящимися под административным надзором.

Лекция – 4 часа (для всех наборов).

Самостоятельная работа – 10 часов (для всех наборов).

Вопросы для изучения:

1. Порядок выявления УУП и устранения причин и условий способствующих совершению преступлений и административных правонарушений на административном участке.

2. Категории лиц, состоящих на профилактическом учете участкового уполномоченного полиции.

3. Действия УУП при проведении профилактических мероприятий сосужденными за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.

4. Порядок и правовые основания постановки на учет профилактируемых лиц.

5. Содержание профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции с лицами, состоящими на учете.

Литература

Нормативные правовые акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

2. Об административном надзоре, за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы:федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

3. О полиции:федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

6. О наркотических средствах и психотропных веществах :федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

7. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 № 1-ФЗ: [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

8. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»):приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

9. Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений :приказ Минюста России № 190, МВД России № 912 от 4 октября 2012 г. : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

10. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции:приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http//www.consultant.ru.

11. О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: приказ МВД России от 8 июля 2011 № 818 : [Электронный ресурс] – электронные данные. – Программа информационной поддержки российской науки и образования // справочные правовые системы КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Дополнительная:

1. Деятельность участковых уполномоченных полиции на административном участке (Учебно-методическое пособие). – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. – 75 с.

2. Деятельность участковых уполномоченных полиции (Учебно-методическое пособие). – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2012. – 84 с.

3. Бараев, И.Н. Установление судом срока административного надзора / И.Н. Бараев // Российская юстиция. – 2012. – № 9. – С. 58 - 61.

4. Зырянов, С.М. Административный надзор полиции и полицейский надзор: соотношение правовых категорий / С.М. Зырянов // Журнал российского права – 2012. – № 2. – С. 46 - 54.

5. Фильченко, А.П. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа и перспективы законодательного регулирования / А.П. Фильченко // Административное право и процесс. – 2012. – № 2. – С. 54 - 57.

6. Жерновой, М.В. Административный надзор как мера профилактики рецидивной преступности / М.В. Жерновой // Административное право и процесс. – 2012. – № 5. – С. 50 - 52.

Методические рекомендации

Правовое регулирование предупреждения правонарушений и преступлений, совершаемых на административном участке, имеет огромное значение, поскольку во многом именно в нормативных правовых актах определяются основные направления предупреждения, формы и методы его осуществления, цели, задачи и функции субъектов предупреждения, в том числе и участковых уполномоченных полиции, а также их права и обязанности.

При раскрытии вопросов темы обучаемые должны обратить внимание на требования Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»), согласно которому сотрудники полиции должны выявлять и ставить на профилактические учеты лиц, имеющих намерение совершить преступление.

Обучаемым, при подготовке к учебным вопросам, необходимо раскрыть правовые основания и алгоритм постановки на профилактический учет отдельных категорий граждан, а так же содержание профилактической деятельности участкового уполномоченного полиции. Согласно Наставлению, утверждённому приказом № 1166 от 31.12.2012, участковый уполномоченный полиции осуществляет непосредственную профилактическую деятельность с шестью различными категориями граждан, а так же участвует в контроле еще за двумя профилактируемых лиц.

Отдельно следует раскрыть вопрос по осуществлению контроля за лицами, осужденными к мерам наказания не связанным с лишением свободы.

Особое внимание должно быть уделено роли участкового уполномоченного полиции в организации работы с лицами находящимися под административным надзором, «формально подпадающими под административный надзор.

Перечень вопросов для самостоятельного контроля:

1. Перечислить административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре.

2. Перечислить предусмотренные обязанности поднадзорного лица.

3. Раскрыть обязанности органов внутренних дел при осуществлении административного надзора.

4. Назвать категории граждан, состоящих на профилактическом учете, с которыми проводит индивидуальную профилактическую работу участковый уполномоченный полиции

5. Порядок проведения участковым уполномоченным полиции индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

6. Основания и порядок постановки граждан на профилактический учет.

7. Основания снятия граждан с профилактического учета.

8. Сроки нахождения граждан на профилактическом учете.

Наши рекомендации