Отказ в возбуждении уголовного дела
В соответствии со ст. 178 УПК, при отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела орган дознания, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
В постановлении указываются время и место его составления, фамилия и должность лица, его составившего, указывается повод к возбуждению уголовного дела, и результаты его проверки, с указанием данных о лицах, подозревавшихся в совершении преступления, а также уголовно-правовой квалификации. В резолютивной части постановления излагается решение органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела со ссылкой на пункт, часть, статью УПК, послужившие основанием для отказа в возбуждении уголовного дела.
Однако в УПК не содержится норм, указывающих непосредственно на основания к отказу в возбуждении уголовного дела. Эти основания вытекают из ст. 29 УПК, предусматривающей обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.Согласно ст. 29 УПК уголовное дело не может быть возбуждено, а по возбужденному делу производство подлежит прекращению:
1)за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;
2)за отсутствием в деянии состава преступления;
3)за истечением сроков давности;
4)вследствие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное общественно опасное деяние, а также акта амнистии либо иного акта иностранного государства, если они устраняют применение наказания за общественно опасное деяние, совершенное на его территории лицом, уголовное преследование которого осуществляется на территории Республики Беларусь по просьбе органа иностранного государства;
5)за примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по делам частного обвинения;
6)за отсутствием заявления лица, пострадавшего от преступления, если уголовное дело возбуждается и рассматривается не иначе как по его заявлению;
7)в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
8)в отношении лица, о котором имеются вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение (постановление) суда о прекращении производства по уголовному делу по тому же основанию;
9)в отношении лица, о котором имеются неотмененное постановление органа дознания, следователя, прокурора о прекращении производства по уголовному делу по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;
10)в случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния;
11)при наличии оснований для освобождения от уголовной ответственности, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Республики Беларусь;
12)в случае отказа должностного лица (органа) в даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении депутатов и т.д.;
13)в отношении лица, уголовное преследование которого по просьбе органа уголовного преследования об оказании международной правовой помощи по уголовному делу, направленной Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в иностранное государство, осуществляется на территории этого иностранного государства по тому же подозрению, обвинению.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется заявителю и надзирающему прокурору. При этом заявителю должны быть разъяснены права и порядок обжалования постановления (ст. 178 УПК).
Заявитель должен направить свою жалобу надзирающему прокурору или начальнику следственного подразделения, или в суд по месту рассмотрения заявления или сообщения о преступлении (ст. 139 УПК).
Если из поступившего заявления или сообщения усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушения законных интересов организаций, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, то одновременно с отказом в возбуждении уголовного дела заинтересованным лицам должны быть разъяснены право и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства.
7. Сущность и значение стадии предварительного расследования.
Стадия предварительного расследования – это урегулированная законом процессуальная деятельность органов уголовного преследования по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса.
Одной из основных задач уголовного процесса является быстрое и полное раскрытие и расследование преступления (ст.7 УПК).
Закон обязывает органы уголовного преследования быстро и полно раскрывать и расследовать преступления.
Принципы уголовного процесса, за исключением тех, которые наиболее полно осуществляются лишь в стадии судебного разбирательства, применяются и в стадии предварительного расследования.
Точное и неуклонное исполнение следователем, органом дознания и лицом, производящим дознание, прокурором всех требований закона, регламентирующих порядок производства предварительного расследования, одно из важнейших условий борьбы с преступностью, а соответственно и данной стадии уголовного процесса.
Начинается данная стадия с момента вынесения постановления о принятии следователем или лицом, производящим дознание, а в исключительных случаях и прокурором уголовного дела к своему производству и заканчивается принятием следователем одного из трех решений:
1) О передаче уголовного дела прокурору для направления в суд;
2) О прекращении предварительного расследования либо уголовного преследования;
3) О передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, для решения вопроса о применении к лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер безопасности и лечения (ст.183 и гл.29,30,46).
В процессе производства предварительного расследования следователь и лицо, производящее дознание, прокурор имеют право производить лишь только те следственные действия и только в тех формах, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Доказательства могут быть получены лишь из тех источников, которые прямо перечислены в законе. Фактические данные, полученные без соблюдения установленной законом процессуальной формы, не могут быть использованы в качестве доказательств при производстве расследования по уголовному делу.
8. Формы предварительного расследования и их соотношение
В уголовном процессе существуют две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание.
В соответствии с ч.1 ст.181 УПК предварительное следствие обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел предусмотренных ч.2 ст. 26 УПК - дела о преступлениях, предусмотренных статьями 153, 177, частью первой статьи 178, частью первой статьи 179, частью первой статьи 188, статьей 189, частью первой статьи 202, частью первой статьи 203, частью первой статьи 216, статьей 217,частью первой статьи 316 и частью первой статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь, являются делами частного обвинения, возбуждаются лицом, пострадавшим от преступления, его законным представителем или представителем юридического лица и производство по ним подлежит прекращению в случае примирения его с обвиняемым.
Кроме того предварительное расследование производится по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, а также о предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяниях невменяемых или лиц, заболевших психической болезнью после совершения преступления только в форме предварительного следствия (ч.2 ст.181 УПК).
Предварительное следствие – это урегулированная УПК процессуальная деятельность следователя по установлению обстоятельств преступления, изобличению лиц его совершивших, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых, освобождению невиновных от уголовной ответственности в целях решения задач уголовного процесса.
Дознание- предварительное расследование преступлений уполномоченными на то законом специальными государственными органами и должностными лицами, заключающееся в проведении неотложных следственных и других процессуальных действий для установления и закрепления следов преступления, розыску и задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступлении.
В соответствии со ст. 186 УПК при производстве дознания органы дознания руководствуются правилами, установленными УПК. Поэтому по своей доказательственной силе материалы дознания не отличаются от материалов предварительного следствия.
Ст. 37 и 186 УПК на органы дознания в зависимости от характера преступления возлагает: прием, регистрацию и рассмотрение заявлений и сообщений о любом совершенном, совершаемом и готовящемся преступлении; проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним решения; производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам; проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений, т.е. проведения дознания для обеспечения дальнейшего расследования по делу.
Таким образом, дознание осуществляет вспомогательную роль по отношения к следствию. В тоже время дознание и предварительное следствие, как формы расследования объединены едиными задачами.
Предварительное следствие и дознание различаются между собой так же:
1)По органам их производящим.
2)Различна и процессуальная самостоятельность следователя и лица, осуществляющего дознание.
3)Производство предварительного следствия является единственной функцией органов следствия, а дознания нет.
4)Различны сроки производства следствия и дознания.
5)Различны и методы работы. Следствие применяет только процессуальные методы, а дознание, кроме процессуальных и оперативно-розыскные методы.
9. Начало предварительного расследования, его система и место производства
В соответствии со ст.183 УПК предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела. При этом органы, осуществляющие предварительное расследование, обязаны незамедлительно приступить к предварительному расследованию по возбужденному или переданному им делу.
Если уголовное дело возбуждено, лицом, осуществляющим уголовное преследование, и принято им к своему производству, то составляется единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятие его к своему производству.Если же уголовное дело только принято таким лицом к своему производству, то составляется постановление о принятие уголовного дела к своему производству. Копии таких постановления направляется прокурору не позднее 24 часов после его вынесения (ст.183 УПК).
Немаловажную роль играет и система предварительного расследования.
Система предварительного расследования - последовательное выполнение определенных процессуальных действий.Строгая последовательность производства процессуальных действий является одной из важнейших гарантий успешного их осуществления и установления объективной истины по делу.
Предварительное расследование как стадия уголовного процесса может состоять из следующих семи самостоятельных частей:
1)Производство следственных и иных действий с момента возбуждения уголовного дела лицом, производящим дознание, принятия им уголовного дела к своему производству и до момента окончания выполнения неотложных следственных действий.
2)Производство следственных и иных действий с момента принятия следователем дела к своему производству и до принятия им решения о привлечении лица в качестве обвиняемого.
3)Привлечение лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.
4)Производство следственных и иных действий после допроса обвиняемого и до принятия решения об окончании предварительного расследования.
5)Принятие решения об окончании предварительного расследования, предъявление всех материалов дела для ознакомлениясторонам уголовного процесса и производство дополнительных следственных действий в случае удовлетворения каких-либо законных ходатайств.
6)Составление постановления о передаче прокурору дела для направления в суд, либо постановления о прекращении дела, или постановления о передаче дела прокурору для решения вопроса о применении мер безопасности и лечения.
7)Рассмотрение дела надзирающим прокурором, принятие по нему решения и направление дела в суд.
Предварительное расследование производится по месту совершения преступления, а в случае, если его невозможно определить, по месту его обнаружения или выявления. В целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты исследования обстоятельств уголовного дела предварительное расследование может производиться по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей (ст.184 УПК).
Уголовное дело, возбужденное другим органом предварительного расследования, может поступить к следователю для производства следствия при возникновении следующих обстоятельств:
× дело по признакам подследственности относится к компетенции данного следователя;
× в связи с передачей дела прокурором или начальником следственного подразделения другому следователю в целях обеспечения полного и объективного следствия по делу.
В тоже время, следователь, установив, что данное уголовное дело ему не подследственно, обязан произвести неотложные следственные и другие процессуальные действия и направить дело по подследственности.
По возбужденному им уголовному делу орган дознания проводит следующие неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления: осмотр, обыск, выемку, наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров, предъявление для опознания, освидетельствование, задержание, применение меры пресечения и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей, получение образцов для сравнительного исследования, назначение экспертиз.
По выполнении неотложных следственных и других процессуальных действий, орган дознания обязан передать дело следователю.
После передачи уголовного дела следователю орган дознания может производить по нему следственные, другие процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан осуществлять оперативно-розыскные мероприятия для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о полученных результатах (ст.186 УПК).
В тоже время в ходе расследования нередко возникает необходимость производства следственных или оперативно-розыскных действий в другом районе. Следователь или лицо, производящее дознание, в этом случае может выехать для того, чтобы лично произвести эти действия, либо поручить производство их соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток. Такое поручение называется отдельным поручением (ч. 4 ст.184).
Предварительное расследование по уголовному делу в случае сложности или трудоемкости расследования может быть поручено группе следователей (следственной группе) (ст.185 УПК).
10. Сроки предварительного расследования
Установление истины по уголовному делу в значительной степени зависит от того, как скоро начато предварительное следствие после совершения преступления и как быстро оно проводилось. Длительное расследование дела нередко приводит к тому, что доказательства утрачиваются или их по истечении определенного времени невозможно обнаружить. Поэтому в законе и устанавливаются жесткие сроки предварительного следствия.
Предварительное следствие должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до передачи дела прокурору для направления в суд или до дня прекращения производства по делу (ч.1 ст.190 УПК).
Дознание осуществляется не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, а затем передается следователю (ч.3 ст.186 УПК).
Общий срок предварительного расследования при отдельных обстоятельствах, когда не представляется возможным закончить дело в течение установленных сроков, может быть продлен соответствующим прокурором или начальником следственного подразделения, за исключением срока производства дознания.
Срок предварительного следствия, может быть продлен начальником следственного отдела района, города, района в городе и приравненных к нему отделов или лицом, исполняющим его обязанности, до трех месяцев. Начальником вышестоящего следственного подразделения или его заместителем срок продлевается до шести месяцев. Копия постановления о продлении срока предварительного следствия в течение 24 часов направляется соответствующему надзирающему прокурору (ч.3-1 ст.190 УПК).
По уголовным делам, находящимся в производстве у прокурора срок предварительного следствия, может быть продлен прокурорами района, города и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, до трех месяцев. Прокурорами области, города Минска и приравненными к ним прокурорами или их заместителями срок продлевается до шести месяцев (ч.3 ст.190 УПК).
Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором, Председателем Следственного комитета, Председателем Комитета государственной безопасности Республики Беларусь или его заместителем, при этом границы продления сроков законом не установлены (ч.4 ст.190 УПК).
В случае необходимости продления срока предварительного следствия прокурор или следователь обязан составить об этом мотивированное постановление, о возбуждении ходатайства о продлении срока предварительного следствия и представить его соответствующему прокурору, начальнику следственного подразделения или его заместителю не позднее трех суток до истечения срока следствия (ч.6 ст.190 УПК).
При возвращении прокурором уголовного дела для производства дополнительно следствия, а также при возобновлении производства по уголовным делам, по которым оно было приостановлено или прекращено, срок следствия устанавливается в пределах одного месяца со дня принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока следствия производится на общих основаниях в порядке, предусмотренном УПК. При этом учитывается и срок, ранее затраченный на производство по уголовному делу (ч.5 ст.190 УПК).
В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК (ч.2 ст.190 УПК).