II. Урегулирование споров в порядке примирительной процедуры

1. Справочная информация

В Республике Беларусь процедура судебного посредничества (примирения) при разрешении коммерческих споров действует с 2008 года. Сейчас, благодаря усилиям хозяйственных судов в пропаганде этого института, каждый третий спор, вытекающий из коммерческих правоотношений, урегулируется в порядке судебного примирения.

В 2011 году хозяйственными судами Республики Беларусь рассмотрено 32,3 тысячи споров, возникающих из гражданских правоотношений, из которых в примирительную процедуру передано 15163 дела. Субъекты предпринимательской деятельности в примирительной процедуре урегулировали 10544 спора. Таким образом, по итогам 2011 года 30 процентов от всех споров, рассмотренных в исковом производстве, были урегулированы в примирительной процедуре.

В Гомельской области в аналогичном периоде примирительная процедура применялась практически по каждому второму из рассмотренных судом гражданско-правовых споров (3646), (в 2010 году – лишь каждое третье дело). По итогам 2011 года из 1521 завершенных примирительных процедур в 81,4% случаев был достигнут положительный результат.

Основной категорией дел, предаваемых в примирительную процедуру, по-прежнему остаются споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам, из которых договоры купли-продажи (поставки) составляют 70 процентов. Достаточно часто стороны прибегают к примирительной процедуре для урегулирования споров, вытекающих из договоров аренды (лизинга), подряда, оказания услуг, перевозки (транспортной экспедиции).

С 2011 года в Республике Беларусь активно развивается институт внесудебной медиации. С марта 2011 года по март 2012 года системой экономического правосудия и общественным объединением «Белорусский республиканский Союз юристов» был проведен комплекс мер, направленных на совершенствование примирительных процедур, так называемый «пилотный проект». Для участия в примирительных процедурах хозяйственных судов привлекались внесудебные медиаторы Центра разрешения конфликтов при общественном объединении «Белорусский республиканский союз юристов» (далее — Центр БРСЮ) и иные лица из числа наиболее авторитетных и опытных юристов регионов, рекомендованные БРСЮ для привлечения и назначения в качестве примирителя.

Итоги «пилотного проекта» подтвердили возможность параллельного функционирования в системе хозяйственного судопроизводства как судебных примирителей, так и внесудебных медиаторов.

Список специалистов-примирителей хозяйственного суда Гомельской области по состоянию на 18.05.2012:

1. Копиловская Валерия Александровна — начальник управления обеспечения работы хозяйственного суда (тел.74-89-00)

2. Батракова Татьяна Викторовна – начальник отдела судебной практики (тел.74-93-89)

3. Иванчикова Алла Витальевна – начальник отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства (тел. 71-32-60)

4. Филоник Анна Николаевна – главный специалист отдела судебной практики (тел. 74-04-80)

5. Хамерман Ирина Владимировна – ведущий специалист отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства (тел.74-84-46)

6. Жукова Екатерина Владимировна — ведущий специалист отдела судебной практики (тел. 74-04-80).

Список внесудебных медиаторов и иных лиц, рекомендуемых для осуществления примирительной процедуры на территории Гомельской области по состоянию на 18.05.2012:

- Рыбалко Дмитрий Викторович – ведущий юрисконсульт ООО «Юридическая контора «Кредо», г. Гомель, медиатор Центра разрешения конфликтов ОО «Белорусский республиканский Союз юристов» (моб. тел. 80296149556);

- Тарасова Наталия Алексеевна – директор ООО «Юридическая контора «Кредо», г. Гомель, медиатор Центра разрешения конфликтов ОО «Белорусский республиканский Союз юристов» (моб. тел. 80296448870);

- Крумкачева Оксана Александровна – заместитель директора ООО «Юридическая контора «Кредо», г. Гомель (моб. тел. 80296428856);

- Бабич Андрей Иванович – директор ЧУП по оказанию услуг «Первая юридическая консультация» (моб. тел. 80293820328);

- Детнер Сергей Александрович – юрисконсульт 1 категории Мозырской ТЭЦ (моб. тел. 80447542805).

Дополнительная информация о Центре БРСЮ и внесудебных медиаторах размещена на сайтеhttp://www.mediacia.by/.

2. Вопросы правового регулирования

Главой 17 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК) Республики Беларусь закреплены основные нормативные положения, регулирующие порядок осуществления примирительных процедур в хозяйственных судах Республики Беларусь. Правовое регулирование отдельных вопросов применения примирительных процедур в хозяйственных судах также закреплено одноименным постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №10 от 27.05.2011 (далее – постановление Пленума №10); Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29.06.2011 № 14 «О некоторых вопросах прекращения судебного спора мировым соглашением» (далее – постановление Пленума №14).

Методические рекомендации по урегулированию экономических споров в порядке посредничества (примирительной процедуры) утверждены постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №24 от 15.04.2009. В целях повышения культуры, эффективности и качества примирительных процедур приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №51 от 10.08.2010 также утверждены Правила этики посредника (примирителя) хозяйственного суда Республики Беларусь.

Вопросы, связанные с особенностями уплаты и распределения государственной пошлины при применении сторонами примирительной процедуры отражены в Главе 27 Налогового кодекса (далее – НК) Республики Беларусь, постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №8 от 27.05.2011 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее – постановление Пленума №8).

3. Порядок урегулирования споров примирительной процедуре

Примирительная процедура проводится в целях урегулирования спора в короткие сроки посредством примирения сторон и содействия профилактике нарушений договорных обязательств.

Основными задачами примирительной процедуры являются:

- обеспечение сторонам возможности самостоятельного урегулирования возникшего между ними спора путем признания и взаимного удовлетворения законных интересов и требований и достижения соглашения о примирении;

- содействие сторонам в выработке взаимоприемлемых условий разрешения спора и в сохранении между ними партнерских деловых отношений.

Добровольность, равноправие и сотрудничество сторон, конфиденциальность, беспристрастность (нейтральность) примирителя служат основными принципами осуществления процедур примирения.

Когда и как может быть назначена примирительная процедура:

• примиритель может быть назначен в хозяйственном суде при возбуждении производства по делу, а также в первой, апелляционной, кассационной инстанциях и на стадии исполнительного производства по ходатайству одной или обеих сторон либо по инициативе хозяйственного суда;

• при назначении примирителя по инициативе хозяйственного суда стороны в течение 7 дней с момента вынесения определения вправе представить свои возражения;

• кандидатура примирителя может быть предложена судом либо выбрана сторонами самостоятельно из представленного списка примирителей хозяйственного суда либо иных лиц, привлекаемых на договорной основе, обладающих квалификацией, отвечающей существу возникшего конфликта.

Привлечение и назначение хозяйственным судом примирителя из числа иных лиц осуществляется по ходатайству обеих сторон о привлечении и назначении конкретной кандидатуры из числа лиц, указанных в Перечне внесудебных медиаторов и Перечне иных рекомендуемых лиц (после прохождения стажировки с участием Центра БРСЮ), утвержденных постановлением Пленума №10. Примирительная процедура с участием примирителя, привлеченного и назначенного хозяйственным судом из числа иных лиц осуществляется по правилам, установленным главой 17 ХПК Республики Беларусь.

Наиболее эффективно потенциал внесудебного медиатора может быть использован при урегулировании сложных категорий споров (учредительство, множественные иски с одним участником и другие), при рассмотрении которых требуются большие временные затраты на изучение доказательств, а вынесение решения не решает конфликтную ситуацию в целом.

Примирительную процедуру с участием внесудебного медиатора также целесообразна в случаях, когда стороны имеют добровольное намерение урегулировать возникшие спорные правоотношения путем переговоров.

О назначении примирителя для проведения примирительной процедуры хозяйственный суд выносит определение. На стадии исполнительного производства примиритель назначается хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, или по месту исполнения судебного постановления. Вопрос о назначении примирителя решается хозяйственным судом без извещения сторон о времени и месте судебного заседания.

Срок примирительной процедуры не должен превышать одного месяца, а в хозяйственном суде апелляционной и кассационной инстанций — сроков, установленных соответственно статьями 278 и295 ХПК Республики Беларусь.

В ходе осуществления примирительной процедуры примиритель вправе:

- удостоверяться в полномочиях представителей сторон на участие в примирительной процедуре и заключение соглашения о примирении;

- знакомиться с материалами дела;

- изучать документы, представленные сторонами;

- предлагать сторонам представить дополнительные документы;

- получать необходимые консультации у специалистов;

- содействовать сторонам в последовательном обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам;

- давать сторонам рекомендации о скорейшем урегулировании возникших вопросов и сохранении между ними деловых связей;

- проводить индивидуальные переговоры с каждой из сторон;

- инициировать завершение примирительной процедуры.

При этом, примиритель лишен полномочий совершать какие-либо процессуальные действия; давать заключение о перспективе разрешения спора в судебном заседании; нарушать принципы примирительной процедуры.

Примирительная процедура может завершится достижением примирения и заключении соглашения о примирении либо недостижением примирения по заявлению одной или обеих сторон либо по уведомлению примирителя.

Если стороны достигли примирения по всем или отдельным требованиям, примиритель оказывает им помощь в составлении соглашения о примирении, в котором фиксируются согласованные позиции сторон. Соглашение о примирении удостоверяется подписями сторон и утверждается определением хозяйственного суда. При заключении соглашения о примирении стороны могут предусмотреть в нем:

- заключение между сторонами мирового соглашения в порядке, установленном главой 10 ХПК Республики Беларусь;

- отказ истца от иска в целом или его части;

- признание ответчиком иска в целом или его части;

- заключение между сторонами нового договора.

Согласно частей 2, 3 статьи 157 ХПК Республики Беларусь соглашение о примирении составляется сторонами и подписывается обеими сторонами (руководителями либо уполномоченными лицами), после чего предоставляется хозяйственному суду на утверждение.

В случае подписания соглашения уполномоченным лицом в хозяйственный суд вместе с соглашением необходимо предоставлять доверенность на имя такого лица, в которой согласно абзацу 15 части 1 статьи 79 ХПК Республики Беларусь должно быть указано специальное полномочие: «право на участие в примирительной процедуре, заключение соглашения о примирении».

При достижении между сторонами полного согласия и заключении соглашения в форме мирового соглашения в условиях мирового соглашения должна найти отражение вся сумма заявленных исковых требований, что следует из части 1 статьи 121 ХПК Республики Беларусь. При этом форма и содержание соглашения должны соответствовать нормам статьи 122 ХПК Республики Беларусь, в частности, соглашение должно обязательно содержать сведения об условиях, о размере и сроках выполнения обязательств сторон (стороны), а также — указание на то, что при неисполнении мирового соглашения в добровольном порядке его исполнение осуществляется принудительно, и со стороны, не исполнившей мировое соглашение, взыскивается госпошлина в соответствии с законодательством. Кроме того, согласно части 5 статьи 121 ХПК Республики Беларусь условия мирового соглашения не могут противоречить законодательству (то есть мировое соглашение не может заключаться под условием). Также мировое соглашение не может содержать санкции за неисполнение условий мирового соглашения (пункт 9 постановления Пленума № 14).

Типовые формы соглашений о примирении приведены в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям и размещены на интернет-странице хозяйственного суда гомельской области по адресу: www.court.by/gomel/practice.

При недостижении примирения сторон в примирительной процедуре хозяйственный суд выносит определение о завершении примирительной процедуры не позднее трех дней с момента поступления заявления одной или обеих сторон либо уведомления примирителя. Производство по делу либо исполнительному производству, по которому не достигнуто примирение в примирительной процедуре осуществляется в общеустановленном порядке.

Неоспоримые преимущества примирительной процедуры непосредственно связаны и с особенностями уплаты и распределения государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2 статьи 259 НК Республики Беларусь плательщику производятся возврат пятидесяти (50) процентов уплаченной государственной пошлины при достижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем требованиям и уплате государственной пошлины. При достижении примирения в примирительной процедуре по отдельным требованиям плательщику от 50 процентов уплаченной государственной пошлины производятся возврат государственной пошлины в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто примирение.

При этом, согласно пункту 3 статьи 254 НК Республики Беларусь в качестве гарантии исполнения достигнутого соглашения сумма государственной пошлины, возвращенная истцу в соответствии сподпунктом 2.1.4 либо подпунктом 2.3 пункта 2 статьи 259 настоящего Кодекса, взыскивается хозяйственным судом в бюджет со стороны, неисполнившей добровольно мировое соглашение или соглашение о примирении.

В соответствии с пунктом 7 статьи 250 НК Республики Беларусь за рассмотрение хозяйственными судами исковых заявлений при наличии согласованного сторонами ходатайства о проведении примирительной процедуры применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки. При недостижении примирения в примирительной процедуре в хозяйственном суде по всем или отдельным требованиям и продолжении производства по делу государственная пошлина уплачивается истцом в размере, установленном настоящим Кодексом, исходя из суммы заявленных требований, подлежащих рассмотрению в хозяйственном суде. При этом учитывается сумма государственной пошлины, уплаченная истцом при подаче искового заявления в соответствии спунктом 7 статьи 250 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 254 НК Республики Беларусь).

Таким образом, среди основных преимуществ урегулирования спора в примирительной процедуре следует отметить следующие:

- быстрота – спор можно урегулировать самостоятельно в более короткие сроки, чем при рассмотрении дела в суде первой инстанции;

- экономичность — при урегулировании спора в целом производится возврат 50 процентов уплаченной государственной пошлины; частично — от 50 процентов уплаченной госпошлины производится возврат в сумме, пропорциональной размеру требований, по которым достигнуто соглашение;

- возможность неограниченного в пределах установленного месячного срока количества встреч с участием примирителя;

- возможность последовательного и конструктивного диалога;

- самостоятельность в выборе вариантов урегулирования спора;

- возможность обсудить все истинные интересы и мотивы, которые имеют значение для сторон, даже если в судебном процессе они не играют никакой роли и выходят за рамки исковых требований;

- сохранение деловых партнёрских отношений и взаимовыгодного сотрудничества в будущем;

- добровольное выполнение принятых стороной обязательств — дополнительное обеспечение исполнения достигнутого соглашения;

- гарантия принудительного исполнения достигнутого мирового соглашения;

- отсутствие проигравшей стороны.

Приложение:

1. Образец заявления о возбуждении приказного производства на 1л.

2. Образцы соглашений о примирении на 4 л.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации