I. Рассмотрение дел в порядке приказного производства
1. Справочная информация
Внесенные Законом Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь по вопросам совершенствования хозяйственного судопроизводства» от 10.01.2011 №241-З изменения оказали существенное влияние и сделали еще более привлекательными упрощенные способы судебной защиты нарушенного права, в частности, приказное производство. Расширение сферы применения приказного производства и соответствующие оптимальные ставки государственной пошлины, позволили участникам делового оборота в максимально короткие сроки и при минимальных финансовых затратах взыскивать бесспорную задолженность.
В 2011 году впервые количество обращений, поступивших в порядке приказного производства, превысило количество обращений в исковом порядке в целом по системе хозяйственных судов Республики Беларусь. Так, количество заявлений о возбуждении приказного производства увеличилось почти в 3 раза (с 19 тысяч до 56,3 тысяч). При этом доля указанных заявлений от общего количества обращений составила 54%.
В хозяйственный суд Гомельской области в 2011 году в порядке приказного производства поступило в 1,7 раза больше обращений, чем в исковом производстве (7754). При этом, размер заявленных требований в 2,3 раза превысил сумму требований, поступивших в рамках искового производства.
2. Вопросы правового регулирования
Общие положения о порядке рассмотрения хозяйственным судом заявлений о возбуждении приказного производства закреплены в Главе 24 Хозяйственного процессуального кодекса (далее – ХПК) Республики Беларусь. Отдельные вопросы практики применения хозяйственного процессуального законодательства о приказном производстве разъяснены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №9 от 27.05.2011 «О некоторых вопросах приказного производства».
Особенности практики рассмотрения заявлений о возбуждении приказного производства с участием иностранных лиц отражены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №21 от 31.10.2011 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» 9далее – постановление Пленума №21).
Ставки государственной пошлины за рассмотрение хозяйственным судом заявлений о возбуждении приказного производства установлены пунктом 4 Приложения 16 к Налоговому кодексу (далее – НК) Республики Беларусь. Вопросы, связанные с особенностями уплаты и распределения государственной пошлины при рассмотрении дел в порядке приказного производства отражены в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №8 от 27.05.2011 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» (далее – постановление Пленума №8).
3. Порядок обращения в суд с заявлением о возбуждении приказного производства и рассмотрения указанной категории дел
Приказным производством является вынесение хозяйственным судом определения о судебном приказе без разбирательства и вызова сторон по заявлению взыскателя. При рассмотрении дела хозяйственный суд ограничивается исследованием письменных доказательств.
Более того, в приказном производстве не требуется соблюдение обязательного претензионного порядка урегулирования спора, установленного статьей 10 Гражданского кодекса (далее – ГК) Республики Беларусь в случае обращения в хозяйственный суд с исковым заявлением.
В приказном производстве могут быть рассмотрены требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, которые:
- носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника);
- признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются;
- заявлены на сумму до ста базовых величин.
Заявление о возбуждении приказного производства подается в хозяйственный суд по правиламподсудности, установленным статьями 49-52 ХПК Республики Беларусь.
В заявлении о возбуждении приказного производства, которое подписывается взыскателем или его уполномоченным представителем, должна быть указана следующая информация:
- наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;
- фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника, их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
- требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства;
- обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;
- расчет взыскиваемой суммы;
- перечень прилагаемых документов.
К заявлению должны быть приложены доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в хозяйственный суд. К заявлению, подписанному представителем, должна быть приложена доверенность, подтверждающая его полномочия и содержащая специальное указание на его право подписывать заявление о возбуждении приказного производства.
К заявлению о возбуждении приказного производства по требованиям до 100 базовых величин взыскатель может не прикладывать документы, подтверждающие их бесспорность либо признание должником; к такому заявлению должны быть приложены доказательства, подтверждающие требования и обстоятельства, на которых они основаны. Такими доказательствами, в частности, могут быть: договор, товарно-транспортные накладные, акт приема-передачи, акт выполненных работ и др. При этом, в сумму требований могут включаться пеня и проценты.
Кроме того, по требованиям, заявленным на сумму свыше 100 базовых величин, возможность их оперативного взыскания в случае признания (не оспаривания) должником также весьма эффективна в приказном производстве. Максимальный размер государственный пошлины по таким требованиям сегодня составляет 5 базовых величин (500000 руб.)
В этом случае доказательством признания (не оспаривания) таких требований наряду с актом сверки расчетов, ответом на претензию, долговой распиской, акцептованным платежным требованием может служить и направленная должнику претензия, полученная и оставленная им без ответа, иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом.
К заявлению, содержащему требования, которые носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника), взыскатель должен приложить документы, подтверждающие сумму задолженности и обстоятельства, на которых основаны эти требования (акт, договор, накладные, расчет долга с указанием периода образовавшейся задолженности, расчет неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами и др.), а также доказательства бесспорности требования, к которым могут быть отнесены:
- документы, подтверждающие задолженность по оплате за потребленные электроэнергию, воду, отопление, газ, услуги связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- решение государственного органа о взыскании обязательных платежей, пени;
- документы, подтверждающие образование текущей задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
- документы, подтверждающие наличие нотариально удостоверенной сделки; протест векселя в неплатеже, неакцепте, недатировании акцепта и др.
Типовой образец заявления о возбуждении приказного производства приведен в Приложении 1 к настоящим Методическим рекомендациям и размещен на интернет-странице хозяйственного суда Гомельской области по адресу: www.court.by/gomel/action-commencement.
Исходя из вышеприведенных требований к форме и содержанию заявления о возбуждении приказного производства и перечню прилагаемых документов, основаниями для отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства могут служить следующие обстоятельства:
- заявленное требование не подлежит рассмотрению в порядке приказного производства;
- должник находится вне пределов юрисдикции хозяйственного суда;
- не представлены документы, подтверждающие заявленное требование;
- усматривается наличие спора о праве, который невозможно разрешить на основании представленных документов;
- по заявленному требованию не уплачена государственная пошлина;
- не соблюдены требования к форме и содержанию заявления, предусмотренные статьей 221ХПК Республики Беларусь;
- не приложены доказательства, подтверждающие направление копии заявления должнику.
Не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства требования об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества; об исполнении гарантийного обязательства; об исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга.
Кроме того, хозяйственный суд отказывает в принятии заявления о возбуждении приказного производства, поданного в отношении иностранного лица (пункт 11 постановления Пленума №21).
Вместе с тем, отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не лишает взыскателя права после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления в соответствии с абзацами 4, 6 — 8 части 1 статьи 222 ХПК Республики Беларусь, вновь обратиться с заявлением о возбуждении приказного производства. Также отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не препятствует возможности подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в порядке, установленном ХПК Республики Беларусь.
Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более двадцати дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в хозяйственный суд.
В течение семи дней со дня вручения копии заявления о возбуждении приказного производства должник в случае несогласия с заявленными требованиями может представить в хозяйственный суд отзыв на заявление с приложением к нему документов, подтверждающих возражения против требования взыскателя, что может служить основанием для отказа в выдаче исполнительного документа взыскателю.
Непредставление должником в установленный срок такого отзыва, а также его согласие с заявленным требованием являются основаниями для вынесения хозяйственным судом определения о судебном приказе. При этом, определение о судебном приказе может быть вынесено на часть заявленного требования, которая признается, но не исполняется должником.
Если в течение 15 рабочих дней после направления определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе от взыскателя поступят документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в порядке и размере, установленных при подаче искового заявления, и ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства, хозяйственный суд рассматривает дело по общим правилам искового производства, установленным настоящим Кодексом. К ходатайству о рассмотрении дела в порядке искового производства прилагаются копии ходатайства в количестве экземпляров, равном числу ответчиков. Пропуск установленного срока не препятствует возможности подачи взыскателем искового заявления по тому же требованию в общем порядке.
Определение хозяйственного суда о судебном приказе вступает в законную силу с момента вынесения, является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
Дополнительной гарантией соблюдения интересов должника служит право последнего не позднее десяти дней со дня получения определения хозяйственного суда о судебном приказе подать в тот же хозяйственный суд заявление с обоснованным требованием о его отмене, если он не имел возможности по уважительным причинам своевременно заявить свои возражения против требования взыскателя. При отмене определения хозяйственного суда о судебном приказе требование кредитора может быть также рассмотрено в общеустановленном порядке.
Таким образом, основными преимуществами приказного производства являются:
- минимальные фиксированные ставки государственной пошлины. Так за рассмотрение заявлений о возбуждении приказного производства по требованиям до 100 базовых величин, государственная пошлина установлена в размере 2 базовые величины, что на сегодняшний день составляет 200.000 руб., а по требованиям свыше 100 базовых величин – 5 базовых величин (500.000 руб.);
- сокращенные сроки рассмотрения. Дела в порядке приказного производства рассматриваются в срок не более 20 дней с момента поступления заявления в суд, а выносимое по итогам рассмотрения дела определение о судебном приказе является исполнительным документом;
- отсутствие необходимости участия в судебном заседании, а, следовательно, и необходимости нести дополнительные командировочные расходы;
- отсутствие необходимости соблюдения претензионного порядка по спорам, возникающим из гражданских и иных правоотношений;
- возможность в упрощенном порядке перейти из приказного в исковое производство в случае отказа в выдаче определения о судебном приказе.