Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти, местного самоуправления, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Предмет надзора делится на следующие составляющие

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти и т.д.

- надзор за законностью правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина,

- надзор в сфере экономики и экологической безопасности;

- предупреждение преступных проявлений.

В связи с этим надзор прокуратуры будет заключаться в:

- проверке законности правовых актов, издаваемых министерствами и ведомствами;

- ознакомлении с протоколами заседаний этих органов;

- возможном участии прокурора в заседании представленных, исполнительных органов и органов местного самоуправления;

- проведении периодических прокурорских проверок и т.п.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие

Предметом надзора являются соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования; а также законность решений, принятых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие являются:

- обеспечение полного, всестороннего и объективного расследования;

- обеспечение неотвратимости ответственности за преступление, изобличение виновных;

- охрана прав и свобод участвующих в деле лиц;

- укрепление законности и правопорядка.

4.Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом данной отрасли прокурорского надзора является:

- законность нахождения лиц местах содержания задержанных (ИВС) и предварительного заключения (СИЗО);

- законность нахождения лиц в исправительных учреждениях, исполняющих наказание по приговорам судов (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решения о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

- соблюдение установленных законодательством РФ порядка и условий содержания вышеперечисленных лиц,

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

По целевому назначению средства прокурорского надзора можно классифицировать на средства выявления нарушений законности и средства реагирования на нарушения законности.

Средства выявления правонарушения:

· истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству;

· требование от органов управления проведения проверок и ревизий;

· проведение прокурорских проверок;

· рассмотрение заявлений и жалоб;

· участие в производстве дознания и следствия;

· участие в рассмотрении дел судами.

Средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения: правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения определяются законодательством для каждой отрасли прокурорского надзора. К ним относятся:

- протест прокурора на противоречащий закону правовой акт;

- представление об устранении допущенных нарушений закона;

- постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;

- предостережение о недопустимости нарушений закона.

Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяется процессуальным законодательством РФ. В уголовном процессе прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Важным направлением прокурорской деятельности является также координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры, совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений.

Другим направлением деятельности прокуратуры РФ является международное сотрудничество (экстрадиция).

Еще одним из направлений деятельности прокуратуры является участие прокуратуры в правотворческой деятельности, в соответствии с которой Генеральный прокурор РФ имеет возможность входить в Государственную Думу с законодательной инициативой (соответственно прокуроры по своим субъектам).

Необходимо студенту знать и требования, предъявляемые к гражданам, желающим осуществлять правоохранительную деятельность в органах прокуратуры.

Раздел 5 Органы предварительного расследования

Тема 5.1. Органы дознания и предварительного следствия

В Российской Федерации

Выявление и расследование преступлений – один из видов правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Данная деятельность государства подразумевает обнаружение (установление, фиксацию, закрепления и т.д.) деяний в форме действия или бездействия, содержащее признаки состава преступления, а также проведение ряда мероприятий по собиранию доказательств виновности или невиновности конкретного лица (лиц) в совершении того или иного преступления.

Условно в понятии выявления и расследования преступлений можно выделить два элемента: расследование уголовных дел (предварительное расследование) и оперативно-розыскная деятельность.

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием.

Предварительное расследование преступлений понимается в двух значениях:

- как деятельность компетентных государственных правоохранительных органов;

- как одна из стадий уголовного процесса (судопроизводства).

Это расследование называется предварительным потому, что оно:

- предшествует судебному следствию, готовит материалы для судебного решения по существу дела;

- выводы предварительного расследования о виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности, являются именно предварительными, а не окончательными, Виновным в совершении преступления определенное лицо может признать только суд.

Предварительное расследование как стадия уголовного процесса начинается сразу же после возбуждения уголовного дела и предшествует судебным стадиям. На своей стадии расследования уголовного дела, органы следствия устанавливают наличие события преступления и его состав; т.е. дают юридическую квалификацию совершенного деяния по определенной статье Уголовного кодекса РФ; предварительно устанавливают объем вины обвиняемого в совершении преступления, мотивы его совершения, обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность обвиняемого, обстоятельства характеризующие личность обвиняемого (а иногда и потерпевшего), устанавливают размер ущерба, причиненного преступлением и т.п.

С этой целью органы предварительного расследования собирают, и оценивает доказательства в строгом соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Студенту необходимо знать, что предварительное расследование в российском уголовном процессе осуществляется в двух формах:

- предварительное следствие,

- дознание.

Соответственно делению предварительного расследования на две формы разделаются и два вида правоохранительных органов - органы предварительного следствия и органы дознания.

Таким образом, в настоящее время предварительное следствие осуществляют:

- следователи следственного комитета при прокуратуре;

- следователи органов ФСБ;

- следователи органов внутренних дел;

- следователи органов госнаркоконтроля.

Соответственно органами предварительного следствия являются:

- следственный комитет при прокуратуре РФ;

- следственный аппарат органов ФСБ;

- органы предварительного следствия при МВД РФ;

- следственный аппарат органов госнаркоконтроля.

Задачи органов предварительного следствия обозначены в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, а также в других нормативных актах.

Следователи органов предварительного следствия различных министерств и ведомств расследуют уголовные дела в соответствии со своей подследственностью, установленной ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Подследственность - совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон относит его к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания; самостоятельный институт уголовно-процессуального права, нормами которого регулируются отношения, возникающие между соответствующими органами государства и должностными лицами по поводу предварительного расследования уголовного дела.

Различают 4 вида подследственности: предметную, персональную, по связи дел и альтернативную.

При предметной подследственности учитывается статья (иногда часть статьи) Уголовного кодекса РФ. Эти статьи перечислены в ст.151 Уголовно-процессуального кодекса РФ относительно к каждому из органов предварительного следствия. Самая большая по количеству статей предметная подследственность у следователей прокуратуры. Несколько меньше расследуют следователи органов внутренних дел.

Персональная подследственность означает, что дела некоторых категорий лиц независимо от вида совершенных преступлений, расследуются только следователями прокуратуры (статья 105 Уголовного кодекса РФ – убийство) или следователями Федеральной службой безопасности (статья 283 Уголовного кодекса РФ – разглашение государственной тайны).

Подследственность органов предварительного следствия по связи дел предусмотрена в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Она заключается в том, что по определенному постатейному количеству дел, предварительное следствие проводится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено расследуемое дело.

Альтернативная подследственность имеет место, когда дело об одном и том же преступлении одновременно подследственно двум или нескольким органам предварительного следствия (статья 205 Уголовного кодекса РФ – террористический акт).

Полномочия следователя по конкретному возбужденному уголовному делу предусмотрены в статье 38 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Дознание производится, в соответствии со статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса:

1) дознавателями органов внутренних дел РФ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов;

5) дознавателями таможенных органов РФ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

7) следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ;

8) дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с частью 3 статьи 40 возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 Уголовно-процессуального кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Полномочия следователя по конкретному возбужденному уголовному делу предусмотрены в статье 41 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Другим элементом является оперативно-розыскная деятельность, которая тесно связана с деятельность по расследованию преступлений.

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственным органов, уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка и др.).

Оперативно-розыскную деятельность на территории РФ осуществляют органы, которым в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» дано на это право.

Наши рекомендации