Тема 2.2 Правосудие и его демократические основы (принципы)

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

Принципы правосудия - это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов

В Конституции закреплены следующие принципы:

1. Законности правосудия – ч.2 ст. 15

2. Осуществления правосудия только судом – ст.118

3. Доступность судебной защиты – ст. 46

4. Осуществление правосудия на началах равенства перед судом и законом – ст. 19

5. Участие граждан в отправлении правосудия – ч. 5 ст. 32, ч. 4 ст. 123

6. Состязательность и равноправие сторон – ч. 3 ст. 123

7. Обеспечение права обвиняемого на защиту - ст. 48

8. Презумпция невиновности – ст. 49

9. Независимость судей и подчинение их только закону – ст. 120

10. Гласность деятельности суда – ч. 1 ст. 123

11. Государственный или национальный язык судопроизводства и делопроизводства в судах – ст. 68, ч. 2 ст. 12.

Раздел 3 Судебная система в Российской Федерации

Тема 3.1. Понятие и общая характеристика судебной системы

Российской Федерации

Особо при изучении данного раздела студент должен уяснить, что судебная система России строится на основе принципов судоустройства. На основе Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» студент должен разобраться как в структуре, так и в содержании каждого отдельного принципа.

Правосудие в РФ осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ от 31.12.1996 г. «О судебной системе Российской Федерации». Судебная система России – это совокупность судов страны, установленная Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.

Изучая данную тему, студент должен уяснить значение терминов судебная система, судебное звено, судебная инстанция и др., знать отличительные признаки судебной власти и ее специфику, а также виды судебного судопроизводства.

Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе ФКЗ совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федерального и административно-территориального деления страны.

Основываясь на особенностях построения судебной системы РФ, отметим, что все суды подразделяются на федеральные и суды субъектов РФ.

Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Суды субъектов включают: конституционные (уставные) суды и мировые судьи, последние относятся к судам общей юрисдикции.

Судебное звено - это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе. В основе данного построения судебной системы лежит трехзвенная структура.

Судебная инстанция – суд (или его структурное подразделение), выполняющий конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятия решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу). Различают рассмотрение дел по первой инстанции, кассационное или апелляционное разбирательство и пересмотр дел в порядке надзора.

Тема 3.2 Суды общей юрисдикции

Мировые судьи

Процесс осуществления правосудия мировыми судьями регулируется ФЗ «О мировых судьях в РФ» от 17.12.1998 года, законами субъектов РФ о мировых судьях, процессуальными кодексами РФ (Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ).

Изучив Федеральный Закон «О мировых судьях» студент должен знать, что мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Этот же закон определяет общее количество участников и число мировых судей, из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек, а так же категории дел, подсудных мировому судье и порядок осуществления судопроизводства.

В ст. 1 указанного закона говорится, что мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

К компетенции мирового судьи относится (ст. 3):

1. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

2. Дела о выдаче судебного приказа;

3. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4. Дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества

5. Иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских права, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6. Дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

7. Дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работу;

8. Дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

9. Дела об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет.

Согласно ст. 12 закона «О судебной системе РФ» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. В связи с этим на мировых судей распространяются все гарантии независимости, неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, которые установлены законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации. Студенту необходимо знать, кто входит в аппарат суда и их полномочия.

Районный (городской) суд

Общие положения о районном суде установлены в ФКЗ «О судебной системе РФ». В соответствии с 1 ст.21 указанного закона, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда 1-ой и 2-ой инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судьи районных (городских) судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Правосудия в районном (городком) суде осуществляется единолично или в коллегиальном составе (три судьи). Студент должен разобраться, какие дела могут быть рассмотрены единолично судьей, и какие – коллегиально.

Подсудность дел районным судам определяется по принципу: все, кроме дел подсудных вышестоящим судам, а также мировым судьям или военным судам.

С введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ районные суды осуществляют досудебный контроль за предварительным следствием и дознанием, т.е. принимают решение о производстве личного обыска, о наложении ареста на имущество и денежные вклады граждан и юридических лиц; о задержании и заключении под стражу и т.д.

Обязательно студенту необходимо обратить внимание на должность председателя районного (городского) суда, его полномочия и функциональные обязанности, а так же на организацию работы в районном (городском) суде.

Организация работы в районном (городском) суде определяется кругом и характером стоящих перед ним задач, формы и методы во многом обусловлены штатной численностью суда, особенностями обслуживаемой им территории.

Необходимо обратить внимание на то, что распределение дел между судьями зависит от многих факторов: от количества судей, работающих в суде, их деловых качеств, особенностей района (города), обслуживаемого судом, материально-технического обеспечения суда и судей, количества поступающих дел.

Студент должен уяснить, что распределение обязанностей между судьями возможно по следующим принципам:

· Территориальный (зональный) - территория, на которой действует районный (городской) суд, делится на участки по количеству судей. Судья, закрепленный за определенным участком, рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникшие на данной территории, входящие компетенцию районного (городского) суда;

· Функциональный (предметный) – судья или несколько судей рассматривают только уголовные либо только гражданские дела;

· Территориально-функциональный (предметно-зональный) – судьи в пределах участка рассматривают дела определенной категории (уголовные или гражданские);

· Смешенный (персональный) – судьи рассматривают гражданские дела по мере поступления заявлений в день приема граждан или направленные ему председателем.

В целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах действуют аппараты судов. Необходимо знать, кто входит в аппарат суда и их полномочия.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

(Верховный суд субъекта)

Верховные суды субъектов РФ осуществляют все три судебные функции и имеют равные компетенцию и положение в судебной системе.

Студенты должны уяснить, что в компетенцию верховных судов субъектов РФ входят:

· Рассмотрение в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· Осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

· Осуществление других полномочий, предоставленных им законодательством.

Верховные суды субъектов рассматривают по первой инстанции наиболее сложные дела. В кассационной инстанции дела рассматриваются судебными коллегиями, а в надзорном – Президиумом. В кассационном порядке пересматриваются решения не вступившие в законную силу, а в надзорном – вступившие в законную силу.

Кроме того, необходимо обратить внимание на порядок назначения на должность председателей судов, их заместителей и судей; полномочия и срок их деятельности, а также требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи субъекта РФ.

Особое внимание при изучении данного раздела студенту необходимо обратить на порядок рассмотрения дел с участием присяжных заседателей по первой инстанции по уголовным делам.

При изучении данной темы, необходимо учесть, что с 2009 года в данных судах начал функционировать научно-консультативный совет, который состоит из судей, практикующих специалистов и ученых в области права. Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации - совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

В целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах действуют аппараты судов. Необходимо знать, кто входит в аппарат суда и их полномочия.

Военные суды

Студенту необходимо знать, что военные суды являются специальными судами в составе судов общей юрисдикции и организационно, как и общие территориальные суды, замыкаются на Верховный Суд РФ.

В соответствии со ст. 22 ФКЗ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды, как и суды общей юрисдикции, в своей деятельности руководствуются уголовным, гражданским и соответствующим процессуальным законодательством, обязательным для этих судов. В соответствии по ст. 126 Конституции РФ высшим судебным органом для военных судов является Верховный Суд Российской федерации, который реализует свои функции в отношении военных судов через военную коллегию.

Студент должен знать в каком составе осуществляется судопроизводство в каждом из звеньев военного суда при рассмотрении дел и его подсудность дел.

Кроме того, студенту необходимо уяснить, что при обвинении лица (группы лиц) в совершении нескольких преступлений, ряд из которых отнесен к подсудности военных судов, а также в случаях, когда по уголовному делу проходят военнослужащие, то дело рассматривается в военном суде.

Изучая вопрос статуса судей военного суда, студент должен разобраться с порядком назначения судей военных судов, а так же требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи военного суда. Особое внимание должно быть обращено на тот факт, что в обязательном порядке кандидат на должность судьи военного суда должен находиться на действительной военной службе в воинском звании не ниже офицера. На судей военных судов распространяются все гарантии независимости, предусмотренные законом «О статусе судей в Российской Федерации»

Наши рекомендации