Звукозапись и опасность контрафакции
Нарушители авторского права ничего не делают для производства подлинных записей, а незаконно присваивают лучшие из них, репродуцируют и продают, получая единовременную прибыль. А первоначальный изготовитель должен предварительно сделать значительные капиталовложения в производство новых записей: выявление и совершенствование талантливых исполнителей и композиторов требуют времени; производство звукозаписей в мире постоянно улучшающейся аудиотехники является очень дорогой операцией; изготовление, сбыт и распространение подлинных звукозаписей по всему миру требуют значительного капиталовложения и найма кадров.
Риск, связанный с производством звукозаписей, огромен. Ни один изготовитель не может быть заранее уверен в возмещении капитала, вложенного в какую-либо звукозапись. От классического и фольклорного жанров музыки вряд ли можно ожидать большой прибыли. Поэтому расчет делается на прибыль от немногих популярных звукозаписей, которые сбываются в значительных количествах. Только при наличии подобных условий изготовитель может себе позволить: во-первых, рисковать, представляя новых исполнителей и новые произведения, и, во-вторых, поддерживать ассортимент звукозаписей разнообразного культурного содержания.
На первый взгляд, производство копий звукозаписей нарушителем авторского права в развивающейся стране по меньшей цене, чем та, за которую продаются подлинные звукозаписи, может показаться выгодным для местного населения. Однако контрафакция крайне вредна и для населения развивающихся стран. Об этом свидетельствуют следующие соображения:
1. Нарушитель авторского права никогда не записывает новых сочинений или исполнений и никогда не способствует местному творчеству.
2. Нарушитель авторского права не платит авторского гонорара композитору, аранжировщику, автору слов, исполнителю, а также иллюстратору, переводчику и другим творческим лицам, способствовавшим созданию первоначальной записи.
3. Техническое качество несанкционированного изготовления звукозаписи может оказаться настолько низким, что общественность не оценит по достоинству ни творческую ценность музыки, ни качество исполнения.
4. Нарушитель авторского права не оплачивает продюсеру звукозаписи или фильма производственные, редакторские и распространительные расходы. Таким образом, экономическая база местного продюсера оказывается заметно подорванной и его способность поддерживать местное творчество уменьшается.
5. Нарушитель авторского права делает копии только самых популярных звукозаписей, в основном иностранного происхождения. В результате содействие местным произведениям подрывается.
6. Нарушитель авторского права не подвергает себя финансовому риску. На каждую финансово успешную запись приходится по крайней мере 10 записей, принесших убыток законному изготовителю, который должен истратить часть прибыли от успешной продукции на компенсацию убытков от других десяти копий. Нарушитель авторского права оставляет себе всю прибыль.
7. Контрафакция звукозаписей не только причиняет финансовый убыток разнообразным заинтересованным лицам, ответственным за изготовление и сбыт подлинной продукции, но и ведет к значительным прямым и косвенным потерям доходов государства в форме неуплаченных налогов.
Основным последствием производства и сбыта звукозаписей в стране с процветающей контрафакцией является сведение на нет развития музыкального творчества той страны, а также и роста музыкальной промышленности, занимающейся распространением звукозаписей. Без этих двух необходимых элементов культурного творчества и его распространения в жизни развивающейся страны сохранение и упрочение национальной индивидуальности и ее общий экономический прогресс замедляются.
Сущность контрафакции
В звукозаписывающей промышленности существуют три формы контрафакции.
Во-первых, самая простая форма контрафакции состоит в репродукции подлинных звукозаписей для коммерческого дохода без санкции первоначального изготовителя или его правопреемника и уплаты налога. Упаковка несанкционированной копии отличается от упаковки оригинала.
Как и сами несанкционированные звукозаписи, их упаковки бывают низкого качества, с нечеткой печатью и границами цветов. В некоторых случаях содержание звукозаписи написано от руки на стороне кассеты или на карточке, служащей вкладышем.
Во-вторых, существуют фальшивые копии, изготовленные и упакованные как настоящие записи, опять-таки без санкции владельца авторского права. Товарные знаки и эмблемы настоящего изготовителя воспроизводятся с максимальной точностью. В этом случае разница в цене настоящей и фальшивой продукции минимальна.
Третья форма контрафакции, или так называемое бутлегерство, -это несанкционированные записи отдельных произведений, которые затем размножаются и продаются без ведома артистов и композиторов, а также без разрешения звукозаписывающих компаний, с которыми Данные артисты и композиторы подписали контракт.
До недавнего времени все три формы контрафакции встречались, в основном, в сфере магнитофонных кассет, теперь — в форме компактных дисков.
Покупатели узнают несанкционированные аудиозаписи по их низким ценам, низкому качеству звука и набору нескольких артистов, исполняющих наиболее известные песни в одной коллекции. Однако те же записи, выполненные на компакт-дисках, отличить от оригинала практически невозможно.
Ежегодный убыток, наносимый записывающей промышленности контрафакцией во всем мире, составляет приблизительно 2 млрд. долл. США или около 10% оборота всей промышленности. В странах, где контрафакция широко распространена, прибыль, заработанная несанкционированными операциями, иногда в несколько раз превышает прибыль местной законной звукозаписывающей промышленности.