Переходные нормы по введению в действие Закона

Эти нормы содержатся в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». В нем указано, что Закон вступает в силу со дня его опубликования и применяется к отношениям по созданию, а также по использованию объектов авторского права и смежных прав, возникающим после введения в действие указанного Закона.

П. 3 постановления содержит крайне важную норму о том, что сроки охраны прав, предусмотренные ст. 27 (авторские права) и 43 (смежные права) Закона, применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 г. Инными словами, Закон будет охранять произведения и объекты смежных прав, выпущенные в свет до даты его вступления в силу, если не истек 50-летний срок с момента смерти автора (авторское право), выпуска в свет фонограммы (смежные права) и тому подобное. Тем самым Закону придана обратная сила в отношении ранее созданных произведений и объектов смежных прав.

Поскольку новый Закон вообще не предусматривает авторского права юридических лиц, то постановление решает вопрос об авторских правах юридических лиц, возникших по ранее действовавшему законодательству. Установлено, что авторское право юридических лиц, возникшее до введения в действие указанного Закона, прекращается по истечении 50 лет с момента правомерного обнародования произведения или его создания, если оно не было обнародовано. В отношении радио- и телепередач (передач в эфир), авторскими правами на которые ранее пользовались соответствующие юридические лица (ст. 486 ГК РСФСР), предусмотрено следующее: если с момента их правомерного обнародования (создания, если они не были обнародованы), не истек 50-летний срок, то они с даты введения в действие указанного Закона охраняются в течение оставшегося срока как объекты смежных прав.

Новый Закон «Об авторском праве и смежных правах» отменяет действие всех ранее принятых законодательных и нормативных актов, противоречащих его положениям, и прямо устанавливает, что раздел об авторском праве Основ 1991 г. более не применяется.

Глава 9. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРОГРАММ

ДЛЯ ЭВМ И БАЗ ДАННЫХ

9.1. Историческая справка

Впервые в мире программа ЭВМ в качестве объекта правовой охраны была зарегистрирована в ноябре 1961 г. в США. В результате практического рассмотрения ряда заявок Регистр США по авторскому праву выпустил циркуляр № 61 о регистрации программ ЭВМ. В качестве необходимого условия регистрации для предоставления правовой охраны этот документ исходил из наличия оригинальных особенностей элементов компоновки, выбора, расстановки и текстовых выражений.

В мае 1964 г. Ведомство по охране авторских прав (Copyright Office) объявило, что начинает принимать на регистрацию программы ЭВМ. Несмотря на сомнения в эффективности подобной охраны, такая известная фирма как IBM зарегистрировала многие свои программы. В апреле 1965 г. была организована Президентская комиссия, в задачи которой входила разработка рекомендаций по изменению патентной системы. В 1966 г. эта комиссия сделала вывод о непатентоспособности программ ЭВМ. В этом же году патентное ведомство опубликовало временные указания, согласно которым некоторые алгоритмы были признаны патентоспособными. В 1967 г. в Конгресс был внесен законопроект, в котором были учтены рекомендации комиссии, однако проект встретил серьезные возражения и не был принят.

Соответствующая поправка к закону об авторском праве была принята в США лишь в 1980 г. Важно отметить, что многие программы в США признаются охраноспособными по нормам патентного права, и существует даже специальный класс в национальной патентной классификации. Однако отношение к патентоспособности программ для ЭВМ имеет явно выраженный периодический характер, т.е. критерии их патентоспособности то ужесточаются, то существенно смягчаются. Не в последней степени это определяется и прецедентным характером англо-саксонской правовой системы, когда судебные решения являются не менее важными источниками права, чем законодательные акты Конгресса.

На международном уровне вопрос о возможности и целесообразности правовой охраны программ (программного обеспечения) для ЭВМ впервые рассматривался в 1971 г. Консультативной группой правительственных экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Затем работы в этом направлении были продолжены Международным бюро ВОИС и Консультативной группой неправительственных экспертов в течение 1974-1977 гг. Параллельно эта проблема обсуждалась в рамках Международной ассоциации промышленной собственности (АИППИ). На конгрессе АИППИ в Сан-Франциско в 1975 г. было решено до разработки норм специальной охраны программного обеспечения пользоваться возможностями, которые предоставляет национальное законодательство (преимущественно в форме авторского права).

В 1978 г. ВОИС одобрил Типовые положения по охране программного обеспечения вычислительных машин. Эти Положения состояли из девяти разделов, содержащих определения основных терминов, основных прав на программное обеспечение и условий их возникновения, а также срока действия, возможной компенсации и т.п. Дополнительно рассматривалась возможность заключения соответствующего многостороннего международного договора по охране программного обеспечения. Однако ни в одной из стран - участниц ВОИС эти Положения не послужили фактической основой для принятия специального законодательства. В результате оправдалось предвидение авторов Положений о том, что они (Положения) будут использоваться преимущественно для уточнения существующих правовых норм, законов и соответствующей терминологии. Положения представляли собой на тот период просто полное изложение всех проблем и путей их решения в области правовой охраны программного обеспечения.

В 1980-1985 гг. в США, Великобритании, Франции, Венгрии, Японии и других странах мира были приняты поправки к законодательству об авторском праве, которые обеспечивали достаточно эффективную защиту программного обеспечения. Таким образом, с повестки дня ВОИС и АИППИ был фактически снят вопрос о введении специальной охраны программного обеспечения, вытекающий из Положений 1978 г. В связи с этим оказалось неактуальным и заключение соответствующего международного договора, т.к. охрана прав авторов программ обеспечивается в соответствии с положениями Всемирной (Женевской) и Бернской конвенций.

Как показывает дальнейший опыт работ ВОИС по разработке многосторонних международных договоров (таких как Вашингтонский договор 1989 г. о правовой охране топологий интегральных микросхем), договоры такого рода не обеспечивают на деле гармонизацию интересов развитых и развивающихся стран. Поэтому Вашингтонский договор не ратифицирован основными странами-участницами и до сих пор не вступил в силу.

Гораздо более продуктивный подход был заложен в отчет Комиссии ЕЭС по авторско-правовой охране («Green Paper on Copyright»), подготовленный в июне 1988 г. Глава 5 этого отчета была посвящена авторско-правовой охране программ ЭВМ. В результате анализа состояния правовой охраны этих объектов на национальном уровне Комиссия предложила Совету ЕЭС принять соответствующую директиву (директива Совета 91/250/ЕЭС от 14 мая 1991 г.). По существу Директива 1991 г. устанавливала минимальный перечень норм, которые должны быть отражены в национальном законодательстве стран — участниц ЕЭС по авторскому праву не позднее января 1993 г. И именно такой подход был принят большинством европейских стран при доработке своего национального законодательства.

Той же Комиссией ЕЭС подготовлен проект директивы о правовой охране баз данных, которая была принята в качестве официального документа ЕЭС в марте 1996 года. Впрямую правовая охрана баз данных регулируется в законах об авторском праве немногих стран. Классическим примером такого законодательства является закон об авторском праве Японии. В США и многих европейских странах электронные базы данных рассматриваются как сборники (наряду с энциклопедиями, различными каталогами и т.п.).

В бывшем СССР обсуждение теоретических основ возможных форм правовой охраны программ для ЭВМ началось в 1971 г. Однако эти работы до конца 70-х гг. ограничивались рамками немногих научно-исследовательских организаций и соответствующими публикациями в трудах национальной группы АИППИ. В 1979 г. было принято постановление ГКНТ№ 581 (от 10.12.79) «О повышении эффективности функционирования и использования ГосФАП». Этим постановлением создавалась единая система Государственного фонда алгоритмон и программ (ГосФАП) на базе многочисленных отраслевых и территориальных фондов, которые были в свое время учреждены постановлениями ГКНТ № 28 (1966 г.), № 443 (1969 г.) и № 258 (1975 г.). В соответствии с постановлением № 581 создавался центральный информационный фонд ГосФАП и отраслевые фонды, которые аккумулировали все программы (программные средства, или ПС), разработанные бюджетными организациями и предприятиями.

Указанные фонды обязывали разработчиков программных средств проводить их испытания в трехмесячный срок после завершения разработки, сдавать ПС в фонд вместе с текстовой и эксплуатационной документацией и обеспечивать постоянное сопровождение и обновление, фонд имел право тиражировать ПС по запросам любых пользователей за чисто символическую плату (по стоимости затрат на тиражирование магнитного носителя и документации). Авторы этих программ не получали никакого дополнительного вознаграждения, т.к. считалось, что их трудозатраты вполне компенсированы заработной платой по основному месту работы. Естественно, что такой принцип организации фондов не стимулировал ни организации, ни авторов к новым разработкам и сопровождению ранее разработанных программных средств.

В феврале 1984 г. было принято постановление ГКНТ № 41, согласованное с рядом заинтересованных министерств и ведомств. Одним из основных последствий принятия указанного постановления явилось приравнивание программ для ЭВМ к объектам новой техники, т.е. разработчики программных средств могли получать премии в размере до шести должностных окладов в год. Однако постановление № 41 рассматривало программы для ЭВМ как продукцию производственно-технического назначения, а не как объект авторского права. Именно в этом постановлении был впервые введен официально термин «программный продукт» (который впоследствии был включен в ГОСТ 28806-90).

Работы по созданию нормативной базы и практической реализации правовой охраны программных средств на ведомственном уровне значительно активизировались после создания в 1987 г. Государственного комитета СССР по вычислительной технике и информатике (ГКВТИ). По инициативе ГКВТИ было принято постановление Совета Министров СССР от 22 апреля 1988 г. № 511 «Об улучшении работ в области программного обеспечения вычислительной техники и информатики». В соответствии с этим постановлением в 1988 г. было разработано до 30 -различных нормативных документов, в том числе «Положение об учете и охране авторских прав разработчиков программных средств вычислительной техники и информатики».

Основными недостатками этого пакета документов являлись их внутриведомственный уровень и отношение к программным средствам как объектам одновременно и авторского права и вещного права. В 1989-1990 гг. в СНПО «Алгоритм» при ГКВТИ был проведен цикл НИР, в результате которых было сформулировано новое положение о правовой охране программ для ЭВМ как объектах авторского права. Но это положение не было утверждено на уровне Совета Министров СССР в связи с распадом СССР в конце 1991 г.

Эти работы нашли свое логическое завершение в Законе Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», вступившем в силу с 20 октября 1992 г. Указанный Закон вошел в блок из четырех законов об охране объектов интеллектуальной собственности, принятие которых было предусмотрено статьей VIII российско-американского (советско-американского) торгового соглашения, подписанного в июне 1990 г. и ратифицированного в июне 1992 г. Упомянутая статья и обменные письма к Соглашению (1990 г.) предусматривали унификацию российского национального законодательства с европейским и американским законодательством об охране интеллектуальной собственности. И наконец, в августе 1993 г. вступил в силу Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который окончательно зафиксировал, что программы для ЭВМ(и базы данных являются объектами авторского права и их использование регулируется соответствующим Законом РФ. При разработке этих двух законов были учтены основные положения директивы ЕЭС 1991 г. и соответствующие нормы законодательства ведущих стран в области вычислительной техники.

Основные положения

Система источников права

Международныесоглашения. Российская Федерация является участником ряда многосторонних соглашений в области правовой охраны интеллектуальной собственности. Применительно к правовой охране программ для ЭВМ и баз данных это прежде всего Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.) и Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 1967 г.). К первой из этих конвенций Российская Федерация (СССР) присоединилась 27 мая 1973 г., а ко второй - 12 октября 1967 г.

30 ноября 1994 г. опубликовано и вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1224, которое предусматривает присоединение Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Пунктом 2 этого постановления дано поручение Министерству иностранных дел РФ оформить присоединение Российской Федерации к указанным конвенциям и протоколам. В части Бернской конвенции в постановлении содержится оговорка, что ее действие не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием. Эта оговорка основана на п. 4 ст. 18 Бернской конвенции. Присоединение к упомянутым конвенциям окончательно состоялось 13 марта 1995 г.

Значение указанных конвенций состоит в том, что они обеспечивают реальную правовую охрану объектов авторского права в странах -участницах соответствующих союзов путем предоставления охраны произведениям национальных и иностранных авторов на основе национального режима. Конвенции устанавливают перечень охраняемых произведений и соответствующих исключительных прав, минимальные требования к сроку охраны и т.п. Произведения иностранных граждан пользуются в странах - участницах соответствующих союзов охраной, которую эти страны предоставляют своим гражданам при условии, что эти произведения впервые выпущены в свет на территории любой страны - участницы такого союза. Применение знака охраны авторского права © регламентируется ст. 3 Всемирной конвенции.

При разработке российского законодательства в полной мере были учтены положения директивы Совета ЕЭС 1991 г. В части правовой охраны программного обеспечения эти положения сводятся к следующему:

правовая охрана должна распространяться в отношении программ ЭВМ, зафиксированных в любой форме и на любом носителе информации;

программы должны охраняться, если они оригинальны, т.е. предполагается, что они являются результатом собственной интеллектуальной деятельности их создателя и не являются общеизвестными среди разработчиков программного обеспечения;

протоколы доступа, средства сопряжения и способы их реализации (т.е. правила и средства интерфейса как таковые) должны исключаться из охраны;

право разрешения выполнять определенные действия должно с одной стороны включать право на использование (в возможно более широкой трактовке этого понятия), с другой - право на копирование, сдачу в аренду, адаптацию и перевод;

должно предоставляться право на адаптацию программы законным пользователем исключительно в личных целях и в объеме предоставленной им лицензии;

копирование программы ЭВМ в личных целях не должно осуществляться без разрешения правообладателя, а изготовление резервных копий законным пользователем должно производиться без получения такого разрешения;

срок охраны должен начинаться с даты создания программы и продолжаться 50 или 20-25 лет;

вопрос об авторстве в отношении программ ЭВМ, исключающий вопрос об авторстве на программы, создаваемые с помощью ЭВМ, должен решаться на национальном уровне стран - членов ЕЭС;

охрана должна предоставляться создателям, являющимся гражданами стран - членов Бернской или Всемирной конвенций, или предприятиям этих стран, а также по возможности всем физическим и юридическим лицам, независимо от места происхождения или гражданства (подданства);

в случаях правонарушения бремя доказывания в отношении копирования должно возлагаться на подозреваемого правонарушителя, если истец представил в суд доступные ему версии своей программы и показал сходство и подтвердил факт доступности своей программы для подозреваемого правонарушителя.

Кроме перечисленных международных конвенций, появились документы, регламентирующие отношения на уровне стран - участниц Содружества Независимых Государств (СНГ). В частности, одиннадцать республик бывшего СССР 24 сентября 1993 г. подписали «Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав», которое относится к числу так называемых рамочных соглашений и устанавливает лишь общие принципы взаимодействия в данной области. Единственное двустороннее соглашение, подкрепляющее данное многостороннее соглашение стран СНГ, подписали 23 июня 1993 г. Армения и Российская Федерация. Кроме того, на заседании Межпарламентской Ассамблеи 23 мая 1993 г. был принят «Рекомендательный законодательный акт о принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках Межпарламентской Ассамблей». Однако этот документ регламентирует лишь принципы информационного обмена между странами СНГ и соответствующей защиты ^формации.

Российско-американское торговое соглашение, ратифицированное в июне 1992 г., устанавливает принципы двусторонних отношений и в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. С другими странами двусторонние соглашения в области правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных или авторского права в последние несколько лет не подписывались. Ранее СССР подписал ряд соглашений о взаимной охране авторских прав с бывшими европейскими странами СЭВ и Австрией (1975-1983). Но в этих соглашениях регулировались в основном вопросы о порядке сбора авторского вознаграждения и избежания его двойного налогообложения.

Законы РФ.Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных впервые в полном объеме введена в Российской Федерации Законом «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Статьи Закона сгруппированы в четыре главы. В первой главе сформулированы основные понятия, применяемые в данной области. Они включают определения обоих объектов охраны, условий признания авторского права, срока охраны и сферы действия Закона. В первой статье Закона особо выделены понятия адаптации, модификации и декомпилирования программы для ЭВМ пли базы данных. С помощью этих понятий разграничиваются действия, которые можно и нельзя осуществлять без согласия автора (правообладателя). Не менее важно гнездо понятий, относящихся к использованию программы для ЭВМ или базы данных и включающих их воспроизведение, распространение, выпуск в свет и иные действия по введению в хозяйственный оборот.

Во второй главе приведены нормы, регулирующие исключительные авторские права. В отдельных статьях этой главы однозначно разграничены личные и имущественные права автора, определен порядок передачи имущественных прав, в том числе и на программы для ЭВМ и базы Данных, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей (по заданию нанимателя). Специальная статья, посвященная праву на регистрацию программы для ЭВМ и базы данных, устанавливает требования к регистрации данных объектов в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем (РосАГЮ).

В третьей главе конкретизированы особенности использования программы для ЭВМ и базы данных по договору с правообладателем, а также особенности их свободного воспроизведения и адаптации и условия свободной перепродажи отдельных экземпляров. В четвертой главе приведены нормы, обеспечивающие защиту прав автора (правообладателя) программы для ЭВМ или базы данных.

Впервые программы для ЭВМ и базы данных были упомянуты как объекты интеллектуальной собственности еще в ст. 2 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», принятом 24 декабря 1990 г. Однако в этом законе не было дано определения программы для ЭВМ и базы данных, сроков охраны, режима использования, т.е. отнесение программ для ЭВМ и баз данных к охраняемым объектам в упомянутом законе лишь декларировалось.

Частично эта задача была решена 3 августа 1992 г., когда вступило в силу постановление Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3301-1. Пункт 1 этого постановления предусматривал временное применение (до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации) «Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик». Раздел IV Основ содержал ряд норм, регулирующих вопросы авторского права. В частности, в ст. 134 Основ программы для ЭВМ и базы данных были прямо отнесены к охраняемым объектам, а в подпункте 6 п. 2 ст. 138 определялись случаи свободного использования программ для ЭВМ, В соответствии с разделом IV Основ регулировались объем исключительных прав, режим использования и защита прав авторов программ для ЭВМ и баз данных.

Окончательно отнесение программ для ЭВМ и баз данных к объектам авторского права зафиксировано в ст. 2 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», который был принят 9 июля, а вступил в силу 3 августа 1993 г. В этой статье в числе законодательных актов, образующих законодательство РФ об авторском праве, прямо указан и Закон «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В Законе об авторском праве и смежных правах содержится также ряд норм, уточняющих и развивающих отдельные положения Закона о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Это прежде всего относится к различным видам авторских договоров и договоров заказа, территории действия договора, определению автора произведения по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для обладания авторским правом, уточнению определения свободного использования программ для ЭВМ и баз данных.

Чтобы пояснить смысл последней из упомянутых норм Закона об авторском праве, приведем конкретный пример. Известно, что в США все права на произведение (например, программу для ЭВМ), созданное по заданию работодателя, принадлежат последнему. Работодателю принадлежит не только исключительное имущественное право использовать это произведение, но и все личные неимущественные права, включая право считаться автором произведения и право на форму указания имени автора при выпуске произведения в свет. Поэтому, если программа была разработана в США, например, по заданию фирмы Microsoft, и впервые выпущена в свет также на территории США, то в качестве автора этой программы на территории Российской Федерации также будет признана фирма Microsoft, а не ее конкретный разработчик.

В налоговом законодательстве Российской Федерации предусмотрены немногочисленные льготы для объектов авторского права и их авторов и правообладателей. Так, в подпункте 1 ст. 5 Закона «О налоге на добавленную стоимость» предусмотрено, что не облагается НДС «получение авторских прав». В соответствии со ст. 11 Закона «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» исключительные авторские права могут быть переданы только по договору, заключаемому, как правило, в письменной форме. Следовательно, основанием для освобождения от уплаты НДС является авторский договор, содержащий существенные условия, перечисленные в упомянутой статье, а также ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

В ст. 11 (абзац 5) Закона «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено, что при выплате авторских вознаграждений, а также при исчислении налога по совокупному годовому налогу учитываются документально подтвержденные расходы. Там же сказано, что, если они не могут быть подтверждены документально, они учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. № 355. В приложении к постановлению предусмотрены нормативы для различных объектов, если расходы не могут быть подтверждены документально. В частности, для программ для ЭВМ и баз данных такой норматив составляет 20% суммы выплаченного вознаграждения.

Основные понятия

Под «программой для ЭВМ» в Законе понимается объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Данный термин включает также подготовительные материалы, полученные в ходе разработки данного объекта и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. При этом каждое аудиовизуальное отображение, взятое в отдельности (например, заставка к игровой программе и т.п.), может рассматриваться и как художественное произведение (т.е. как отдельный самостоятельный объект авторского права).

Под «базой данных» понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

Под «воспроизведением программы для ЭВМ или базы данных» понимается изготовление одного или более экземпляров этих произведений в любой материальной форме, а также их запись в память ЭВМ.

Воспроизведение данных объектов (полное или частичное) относится к числу имущественных прав автора или иного правообладателя. Для осуществления этого действия третьими лицами требуется получить предварительное разрешение правообладателя. Очевидно, что требуется разрешение правообладателя на воспроизведение лишь тех частей программы для ЭВМ или базы данных, которые являются оригинальными и подлежат правовой охране.

В части базы данных, включающей охраняемое произведение, для воспроизведения последнего (как части базы данных) требуется согласие его правообладателя (а не обладателя прав на базу данных). Для воспроизведения неоригинальных частей базы данных, в частности, общедоступной информации, входящей в ее состав, не требуется получения разрешения от обладателя имущественных прав на эту базу данных.

Под «распространением программ для ЭВМ или баз данных» понимается предоставление доступа к воспроизведенным в любой материальной форме программам для ЭВМ или базам данных, в том числе сетевыми и иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей. Предложение осуществить указанные действия (например, предложение дать рекламное объявление о продаже программы для ЭВМ) также является частной разновидностью распространения.

Не признается использованием программы для ЭВМ или базы данных передача средствами массовой информации сообщений о выпущенных в свет произведениях. Однако если такое сообщение содержит также предложение о коммерческой реализации данных объектов, то передача этого сообщения будет относиться к их распространению.

Предоставляемая охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программы для ЭВМ или базы данных или какого-либо их элемента. В том числе эта охрана не распространяется на идеи и принципы организации интерфейса и алгоритма, а также языки программирования. Следовательно, в качестве объекта охраны настоящим Законом признается не идея, заложенная в алгоритм, а лишь конкретная реализация этого алгоритма в виде последовательности операторов и действий над этими операторами. Такая реализация алгоритма представляет собой символическую запись конкретной последовательности операторов и действий над ними, и именно поэтому рассматривается согласно ст. 2 Закона как литературное произведение.

На практике этот вопрос обусловлен не необходимостью охраны идеи алгоритма как таковой, а возможностью включения автора подобной идеи в состав авторов соответствующей программы. Затронутая проблема не может быть полностью и жестко урегулирована в данном Законе. В соответствии с текстом абзаца 1 п. 1 ст. 8 Закона для признания в качестве автора конкретной программы необходимо установить наличие творческого вклада этого автора в ее разработку. Второй абзац того же пункта подразумевает, что включение в состав авторов программы определяется соглашением между ними. На практике, если алгоритм впервые реализуется и выпускается в свет в виде конкретной программы, то его автор безусловно имеет право быть указанным в качестве автора соответствующей программы. Альтернативным вариантом ознакомления общества с идеей данного алгоритма является публикация его автором сведений о нем в виде статьи или книги. В первом случае автор алгоритма получает исключительное (имущественное) право на использование (выпуск в свет) программы, а во втором - на использование (опубликование) статьи или книги.

По аналогичным соображениям не охраняются авторским правом идеи и принципы организации интерфейса. В то же время конкретная Реализация такого интерфейса, например, с помощью аудиовизуальных отображений, может составлять неотъемлемую часть охраняемой программы для ЭВМ.

Отечественным программистам следует иметь в виду, что в периодической литературе США эта проблема дискутируется в связи с прецедентным характером американского авторского права. Это означает, что решение суда в части охраноспособности какого-либо программного интерфейса в Соединенных Штатах рассматривается как источник права. Следовательно, вынесения хотя бы одного положительного судебного решения достаточно для введения соответствующего класса программных интерфейсов в число охраняемых объектов. В европейском авторском праве для признания охраноспособности интерфейса необходима прямая запись соответствующей нормы в законе. В связи с тем, что идеи и принципы, положенные в основу многих интерфейсов, не отражаются на конкретной реализации соответствующих программ, в данном Законе они не включены в сферу охраны.

Авторское право на программы для ЭВМ и базы данных не связано с правом собственности на их материальный носитель. Любая передача прав на материальный носитель не влечет за собой передачи каких-либо авторских правомочий на программы для ЭВМ и базы данных. Другими словами, передача дискеты с записанной на ней программой для ЭВМ правообладателем третьему лицу допускается лишь на основании договора о передаче соответствующей программы для ЭВМ независимо от того, кому принадлежит сама дискета.

Субъекты правоотношений

Понятие гражданской правосубъектности. Субъектами гражданских правоотношений могут быть физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства; юридические лица - российские, иностранные, международные; государственные и административно-территориальные образования, обладающие гражданской правосубъектностью.

Под правосубъектностью понимается социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. Предпосылками и составной частью гражданской правосубъектности является правоспособность и дееспособность субъектов.

Правоспособность - способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. У физических лиц правоспособность возникает с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. Юридические лица правоспособны с момента образования в установленном порядке до момента их ликвидации.

Под дееспособностью понимается способность субъекта приобретать своими действиями для себя права и создавать для себя обязанности.

Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают в полной мере всеми элементами правосубъектности.

Субъекты провоотношений, связанных спрограммамидля ЭВМ и БД. В отношениях, связанных с созданием, регистрацией и использованием программ для ЭВМ и баз данных, участвует большое число - субъектов, представленных как гражданами, так и юридическими лицами. К ним относятся авторы, иные правообладатели и их правопреемники,

РосАПО и некоторые другие лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями в рассматриваемой сфере.

Авторы программ для ЭВМ и БП.Одной из основных фигур является автор программ для ЭВМ и баз данных. В соответствии с абзацем 2 ст. 4 Закона об авторском праве и ст. 8 (гл. 2) Закона о правовой охране программ для ЭВМ, автором программы для ЭВМ или базы данных признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы. Новые законы в отличие от прежнего законодательства не предусматривают возможности возникновения авторского права у юридических лиц. По ранее действовавшему законодательству (ст. 485, 486 ГК РСФСР) авторское право у юридических лиц возникало: на научные сборники, энциклопедические словари, периодические издания - у организаций, выпустивших их в свет; на аудиовизуальное произведение - кино- или телефильм - у предприятия, осуществлявшего их съемку; на радиотелевизионные передачи - у передающих их радиостанций. Авторское право на все три категории объектов действовало бессрочно.

Указанные объекты и связанные с ними субъекты авторских прав представляют интерес, т.к. базы данных в законодательстве об авторском праве рассматриваются как сборники наряду с другими составными произведениями. Кроме того, существует такая разновидность программных средств, как мультимедиа. Это сложные программные продукты, в состав которых входят аудиовизуальные произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров, с сопровождением или без сопровождения их звуком. Они предназначены для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств (ст. 4 Закона об авторском праве).

Авторское право, возникшее у юридических лиц до введения в действие закона об авторском праве, сохраняет свое действие и по настоящее время, но становится срочным. Срок его действия прекращается через 50 лет с момента первого обнародования вышеуказанных произведений.

С введением в действие нового законодательства автором произведения является только физическое лицо, творческим трудом которого оно создано. Для признания автором физического лица не имеет значения ни его возраст, ни состояние дееспособности.

Авторами произведения признаются лица, творческим трудом которых созданы программа для ЭВМ или база данных; режиссер-постановщик, художник-постановщик аудиовизуального произведения, автор сценария и автор музыкального произведения (с текстом или без), специально созданного для этого аудиовизуального произведения, например, программного продукта типа мультимедиа.

Соавторы. Если программа для ЭВМ или база данных созданы совместной творческой деятельностью двух или более физических лиц, то каждое такое лицо признается автором такой программы для ЭВМ или базы данных. На соавторство не будет влиять тот факт, состоит ли программа для ЭВМ или база данных из частей, каждая из ко

Наши рекомендации