Глава 2. патентное законодательство россии
Введение
Слово «патент» происходит от латинского Litterae Patentes, что означает в буквальном переводе «открытая грамота». В свое время патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся печатью так, что грамоту можно было развернуть, не разрушая печать, и продемонстрировать ее содержание. Этим Litterae Patentes отличались от грамот, запечатанных в буквальном смысле, которые невозможно было прочесть, не взломав печать. В той или иной форме образ этой печати сохраняется на патентах многих стран.
Монополии, щедро раздаваемые монархами средневековой Европы, обогащали фаворитов и сковывали развитие экономики. Первейшей задачей нарождавшегося капитализма было избавление от этих оков. Знаменитый Статут о монополиях, принятый английским парламентом в 1623 г. при Джеймсе I, существенно ограничивал короля в этой области. Однако раздел шестой Статута узаконивал выдачу патентов на изобретения сроком на 14 лет[1].
По юридическим нормам феодальных государств выдача патента была прерогативой королевской власти и рассматривалась как милость суверена, своего рода привилегия вассалу. Впервые в Европе право собственности изобретателя на свое изобретение было провозглашено патентным законом, принятым Конвентом революционной Франции 7 января 1791 г. Закон в своей преамбуле запрещал всем и всякому пользоваться изобретением без дозволения субъекта права, каковым являлся патентообладатель. Это был переход от привилегии к патенту. Несмотря на все различия патентный закон Франции и английский Статут о монополиях имели сходство в главном. Уничтожая монополизм в промышленности как наследие феодальной эпохи, оба закона во имя развития той же промышленности утверждали монополию патентовладельца. Так, патент на изобретение, родившийся одновременно с капитализмом, становился мощным инструментом его прогресса. В Северной Америке до завоевания независимости патенты на изобретения выдавались местной администрацией. Позже это право унаследовали правительства штатов. Однако уже в 1790 г. был принят федеральный патентный закон, который вошел в Конституцию США (ст. 1, п. 8). По конституции патент выдавался комиссией, состоящей из министров обороны, юстиции и иностранных дел.
Членом этой комиссии был Томас Джефферсон, тогдашний госсекретарь. Первый федеральный патент был выдан 31 июля 1790 г. некоему С. Хопкинсу на «способ получения гончарной и «жемчужной» золы».
В первой половине XIX в. патентные законы были приняты большинством европейских государств. Россией одной из первых - в 1812 г. Хотя патенты на изобретения, которые назывались «привилегиями», выдавались и ранее. Например, М.В. Ломоносову была пожалована привилегия «на делание разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей» в 1752 г. В 1833 г. закон был существенно изменен, а в 1870 г. была отменена «высочайшая санкция», и привилегии стали выдавать министры «по принадлежности». Наконец, в 1896 г. было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования, которое (с дополнениями 1900 г. и 1912 г.) действовало до 1917 г. Законом была регламентирована смешанная (явочно-проверочная) система экспертизы. Заявки рассматривались Техническим комитетом Отдела промышленности с юридической и технической сторон. Кроме того, производилась публикация «О выдаче охранительного свидетельства». Благодаря этому все заинтересованные лица могли подать возражения против выдачи привилегии. Привилегии выдавались на промышленные изобретения (а не на открытия). Изобретение должно было отличаться новизной, а новизна быть «существенной» и «значительной». Привилегия действовала 15 лет. В течение этого срока действие привилегии могло быть прекращено по протесту. Привилегия отменялась, в частности, если доказывалось, что описание изобретения недостаточно для его воспроизводства без помощи изобретателя.
30 июня 1919 г. В.И. Лениным было подписано «Положение об изобретениях», заложившее основы советского патентного законодательства. В декрете впервые регламентировалось авторское свидетельство как документ, удостоверяющий бессрочное право авторства на изобретение (в этом общее между патентом и свидетельством). Новым
была ликвидация права собственности патентообладателя на изобретение, провозглашенного еще Французской революцией в 1791 г. Отныне изобретение объявлялось достоянием государства. Изобретением могло теперь пользоваться любое учреждение, не спрашивая разрешения у изобретателя, аза последним закреплялось право на определенное материальное вознаграждение. Хотя патент был вновь узаконен постановлением ЦИК и СНК СССР в 1924 г. и использовался наряду с авторским свидетельством, последнее практически оставалось единственным средством защиты изобретений в СССР. Патенты выдавались в крайне незначительном количестве, преимущественно иностранцам.
Господство авторского свидетельства было естественно и закономерно в условиях отсутствия частной собственности. Гарантируемый патентом монополизм является мощным инструментом в конкурентной борьбе. Социалистическая экономика, в которой конкуренция отсутствовала, а монополизм предприятий был распространенным явлением, не нуждалась в патенте. Утратившее главное преимущество патента авторское свидетельство давало изобретателю гораздо меньше прав. Предоставлявшееся изобретателю материальное вознаграждение было, как правило, незначительным. Поскольку его величина прямо зависела от внедрения, изобретателю приходилось включать в состав авторов представителей администрации, без которых что-либо внедрить было невозможно. В условиях коррупции и недостаточного материального стимулирования количественные показатели изобретательства искусственно поддерживались на высоком уровне. В частности, сверху предприятиям спускались планы по числу заявок на изобретения.
Перестройка экономики на капиталистический лад сделала неизбежным восстановление роли патента как необходимого элемента системы рыночных отношений. Принятый в 1990 г. Закон об изобретательстве в СССР отменял авторское свидетельство и делал патент единственным охранным документом. Этот закон, однако, потерял силу в декабре 1991 г. в связи с прекращением существования СССР. Рассматриваемый здесь Патентный закон Российской Федерации принят Верховным Советом России в сентябре 1992 г. и вступил в силу с 14 октября 1992 г.