Негосударственные организации обеспечения правоохраны»
1. Закон РФ от 11.03.92 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 13.12.96 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. 08.08.2001).
3. Постановление Правительства РФ от 14.08.92 №587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» (ред. 26.07.2000).
4. Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
5. Перечень видов специальных средств, используемых в частной детективной и охранной деятельности. Приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
6. Перечень видов вооружения охранников. Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
7. Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств. Приложение № 4 к Постановлению Правительства РФ от 14.08.92 № 587.
8. Вандышев В.В., Ярославский А.Б. Частная детективная и охранная деятельности: правовая регламентация и порядок осуществления. СПб., 1993.
9. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов н/Д., 2001.
10. Кваша Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие. В 2 ч. М., 2000.
11. Комментарий к закону «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» / Отв. ред. А.Ю. Шумилов. М., 1995.
12. Крысин А.В. Частные сыскные и охранные агентства за рубежом: практика создания» функционирования и подбора кадров. Екатеринбург, 1992.
13. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С. И. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. СПб., 2002.
14. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2004.
15. Солянов В.М., Черняев В.В. Частная охранная деятельность в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 1999.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Важнейшим направлением развития современной российской государственности является оптимизация деятельности правоохранительных органов. Идет поиск путей наиболее эффективного участия судов, прокуратуры, силовых ведомств, других органов правоохраны в защите и укреплении демократических устоев российского государства, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечения жизнедеятельности государства и общества.
Специфика курса определяется высоким динамизмом развития правовой базы деятельности правоохранительных органов, уточняющей их организацию, полномочия, взаимоотношения с другими публичными структурами государства. За последнее время произошли существенные изменения законодательного регулирования деятельности правоохранительных органов России.
Проводимые в рамках административной реформы новые подходы к организации федеральных органов исполнительной власти уточнили полномочия ряда министерств и ведомств, осуществляющих правоохранительную деятельность.
Под общим руководством Министерства юстиции РФ созданы три федеральные службы: Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная регистрационная служба.
В Министерстве внутренних дел РФ - Федеральная миграционная служба.
Федеральная таможенная служба переподчинена Правительству РФ, вместо Министерства экономического развития и торговли.
Упразднена Федеральная служба налоговой полиции, на ее базе создана Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
Идет реформирование Федеральной службы безопасности РФ. Упраздненная Федеральная пограничная служба вошла структурно в состав органов ФСБ РФ, создаются пограничные управления береговой охраны ФСБ РФ. Термин «пограничные войска» утратил свое значение. На данном этапе пограничные войска, с учетом выполняемых задач, стали именоваться «пограничными органами».
Созданы апелляционные арбитражные суды, и соответственно арбитражные суды составляют теперь четырехзвенную структуру.
Все это диктует необходимость своевременного обновления учебного материала, исключение старых и включение новых пластов нормативных правовых актов по изучаемой дисциплине.
В юридической литературе не стихает полемика об отнесении (либо не отнесении) органов судебной власти к правоохранительным. В настоящее время организация и деятельность органов судебной системы изучается в контексте предмета «правоохранительные органы».
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подконтролен и не подчинен каким-либо органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
С учетом бурно меняющейся экономической ситуации, меняется и нормативно правовая база. На данном этапе разрабатываются новые государственные образовательные стандарты, в том числе и по юриспруденции. Вполне возможно, что будет пересмотрен и обязательный стандарт набора тем по предмету «правоохранительные органы».
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Занятия со студентами проводятся в форме лекций и семинаров, подготовки и написания рефератов студентами очной формы обучения, написания контрольных работ (студенты заочной формы обучение). Не следует также забывать, что основным методом освоения курса в высшей школе является самостоятельная работа, включающая изучение монографий, пособий, статей в периодической печати, а также нормативных правовых источников.
Лекция позволяет студентам получать систематизированные знания, развивает у них интерес к изучаемому курсу, создает предпосылки для самостоятельного ознакомления с литературными источниками и нормативными правовыми материалами. В ходе лекции преподаватель раскрывает теоретические положения, а также демонстрирует их практическую значимость.
На семинары выносятся вопросы, заслуживающие особого внимания, требующие углубленного изучения, а также отличающиеся новизной. Поэтому семинары предполагают самостоятельную подготовку студентов к занятиям посредством изучения литературных источников и нормативных правовых актов. Студентам, проявившим повышенный интерес к изучению определенных тем, предлагается дополнительная литература.
Целью семинарских (практических) занятий является не только контроль знания студентами вопросов темы, но и формирование навыков устных публичных выступлений, ведения дискуссий, аргументированного отстаивания своей точки зрения.
Реферат-это письменная аналитическая работа по одному из актуальных вопросов темы. Чтобы изложить свое собственное твердое мнение по определенной проблеме, требуется, во-первых, хорошо знать материал, а во-вторых, быть готовым умело передать его содержание в письменной форме, сделать логичные выводы.
При написании реферата документированные фрагменты увязываются логическими авторскими связками.
Темы рефератов указываются преподавателем при подготовке к практическим занятиям по конкретной теме учебного плана.
Структура и содержание реферата. План написания реферата должен иметь внутреннее единство, строгую логику изложения, смысловую завершенность раскрываемой проблемы (темы). Реферат состоит из краткого введения, одного - двух параграфов основной части, заключения и списка литературы.
Во введении (1-1,5 страницы) раскрывается актуальность темы (проблемы), сопоставляются основные точки зрения, формулируется цель и задачи раскрываемого в реферате анализа.
В основной части формулируются ключевые понятия и положения, вытекающие из анализа теоретических источников (теоретических точек зрения, моделей, концепций), документальных источников и материалов практики, экспертных оценок по вопросам исследуемой проблемы. А также результатов эмпирических исследований. Реферат носит исследовательский характер, содержит результат творческого поиска автора.
В заключении (1-2 страницы) формулируются главные итоги авторского исследования в соответствии с выдвинутой целью и задачами реферата, излагаются обобщенные выводы или практические рекомендации по разрешению исследуемой проблемы в рамках государства, регионального уровня или уровня учреждения (организации).
Объем реферата не должен превышать 15 страниц машинописного (компьютерного) текста при интервале 1,5. Реферат должен иметь титульный лист. После титульного листа печатается план реферата. Каждый раздел реферата начинается с названия.
Содержание реферата излагается на семинарском (практическом) занятии и осуждено в группе.
Оценка реферата производится по четырех балльной системе (отл., хор., уд., неуд).
Ряд тем курса изучается студентами самостоятельно, что определяется количеством аудиторных часов, формой обучения (см. тем. планы). При этом им рекомендуются соответствующие материалы учебной литературы и нормативные правовые акты, контрольные вопросы по данным темам.
Дополнительной формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения является написание контрольной работы.
Контрольная работа – это письменная работа студента, в которой он
анализирует литературу и нормативные правовые акты, отражает свою позицию по сложным, спорным вопросам темы.
Примерная тематика курсовых и дипломных работ
1. Конституционные основы организации судебной власти в РФ.
2. Проблемы толкования правоохранительной функции судебной системы в РФ.
3. Институциональные формы взаимодействия правосудия с другими ветвями государственной власти.
4. Основные этапы истории развития российской судебной системы.
5. Становление правового статуса органов конституционного контроля в России.
6. Правоохранительная функция органов конституционного контроля и тенденции ее развития.
7. Современный статус Конституционного Суда РФ в судебной системе России.
8. Основные тенденции и проблемы становления системы арбитражных судов в РФ.
9. Развитие правовых основ деятельности арбитражных судов в постсоветской России.
10. Актуальные проблемы становления и развития института мировых судей в России.
11. Проблемы правового регулирования организации третейских судов в Российской Федерации.
12. Актуальные проблемы реформирования организации судебной системы в Российской Федерации.
13. Особенности правового статуса военных судов в судебной системе РФ.
14. Зарубежный опыт и институционально-правовые особенности
судебной системы в РФ: сравнительный анализ.
15. Правовой статус судей в РФ и актуальные проблемы его совершенствования.
16. Современные тенденции развития прокуратуры в РФ.
17. Конституционный статуе прокуратуры РФ в общей системе правоохранительных органов.
18. Правоохранительная функция прокуратуры РФ.
19. Исторические этапы становления системы органов прокуратуры в России.
20. Правовые основы формирования организационной структуры МВД РФ.
21. Институционально-правовые проблемы реализации правоохранительной функции органами внутренних дел.
22. Особенности правового статуса органов внутренних дел в системе правоохранительных органов России.
23. Становление системы органов обеспечения безопасности в РФ и ее правовые основы.
24. Правоохранительная функция системы органов обеспечения безопасности РФ.
25. Развитие правовых основ организации и функционирования ФСБ в постсоветской России.
26. Исторические этапы развития органов юстиции в России.
27. Правоохранительная функция; органов федеральной исполнительной власти в сфере юстиции.
28. Правовые основы организации органов уголовно-испол-нительной системы в современной России и СССР: сравнительный анализ.
29. Институционально-правовые основы деятельности нотариата в РФ в современных условиях.
30. Актуальные проблемы развития системы институтов юридической помощи населению.
31. Становление правового статуса адвокатов и их профессиональных объединений в РФ.
32. Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в РФ.
33. Правовые основы и современный опыт взаимодействия адвокатских образований с органами государственного управления.
34. Правовой статус адвокатского кабинета, адвокатского бюро, коллегии адвокатов и юридических консультаций.
35. Особенности правового статуса общероссийских и международных объединений адвокатов как субъектов совершенствования системы юридической помощи населению.
36. Актуальные проблемы правового статуса частных детективных и охранных служб в РФ.
37. Зарубежный опыт правового регулирования деятельности частных детективных и охранных служб.
38. Правовые основы взаимодействия частных детективных и охранных служб с органами внутренних дел и Федеральной службой безопасности РФ.
39. Историко-правовой анализ становления и развития органов налогового контроля в России.
40. Правовой статус органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность: проблемы определения пределов их полномочий.
41. Процессуальные права и особенности статуса следователей прокуратуры, органов внутренних дел. Федеральной службы безопасности и: сравнительный анализ.
42. Институционально-правовые основы функционирования органов дознания.
43. Система правоохранительных органов Российской Федерации: тенденции развития в современных условиях реформирования системы государственного управления.
44. Правоохранительная функция государства и система правоохранительных органов: опыт СССР и проблемы его использования в условиях постсоветской России.
45. Взаимодействие государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции.
Примерный перечень вопросов,
выносимых на экзамен
1. Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности органов российского государства.
2. Правоохранительные органы в системе органов российского государства.
3. Структура и законодательные источники курса «Правоохранительные органы РФ»
4. Понятие судебной власти и ее место в системе разделения властей. Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной.
5. Взаимоотношения суда, органов прокуратуры, предварительного следствия, министерства юстиции, адвокатуры.
6. Понятие и отличительные признаки правосудия.
7. Понятие и значение демократических основ (принципов) правосудия, их классификация.
8. Принцип независимости судебной власти и независимости судей, присяжных, и арбитражных заседателей. Гарантии независимости судей.
9. Осуществление правосудия только судом. Принцип состязательности и равноправия сторон.
10. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, к арбитражным и присяжным заседателям. Порядок их назначения, избрания. Основания и порядок приостановления полномочий судей.
11. Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах.
12. Осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом. Право граждан на судебную защиту.
13. Открытое разбирательство дел во всех судах. Значение принципа гласности для решения задач суда.
14. Национальный язык судопроизводства как принцип правосудия.
15. Привлечение представителей народа к осуществлению правосудия. Участие представителей, общественных организаций и трудовых коллективов в осуществлении правосудия.
16. Обеспечение права на защиту подозреваемому, обвиняемому, подсудимому.
17. Презумпция невиновности.
18. Понятие судебной системы и основные этапы ее развития.
19. Судебная система РФ по действующей Конституции РФ, закону о судебной системе РФ. Общая характеристика входящих в нее судов.
20. Судебная реформа в РФ и ее результаты.
21. Понятие звена судебной системы и судебной инстанции.
22. Виды судебных инстанций.
23. Компетенция мирового судьи.
24. Районный суд, общая характеристика и компетенция.
25. Порядок их назначения, избрания. Основания и порядок приостановления полномочий судей.
26. Права и обязанности председателя районного суда.
27. Принципы организации работы по рассмотрению судебных дел в районном суде.
28. Аппарат районного суда.
29. Основания и порядок прекращения полномочий судьи.
30. Структура Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Порядок образования, состав и полномочия президиумов и судебных коллегий этих судов.
31. Права и обязанности председателей Верховных судов республик в составе РФ, областных, краевых судов, судов городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
32. Место Верховного Суда РФ в судебной системе, его состав, порядок формирования. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи Верховного Суда РФ.
33. Структура Верховного Суда РФ и порядок формирования его структурных органов.
34. Состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ. Руководящие разъяснения Пленума и их значение. Бюллетень Пленума Верховного Суда РФ.
35. Полномочия президиума и судебных коллегий Верховного Суда РФ.
36. Полномочия председателя и заместителей председателя Верховного Суда РФ, председателей судебных коллегий.
37. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.
38. Арбитражные суды субъектов федерации: состав, порядок формирования, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.
39. Структура арбитражных судов субъектов федерации, их полномочия.
40. Апелляционные арбитражные суды.
41. Федеральные арбитражные суды округов: состав, порядок формирования, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.
42. Структура федеральных арбитражных судов округов, их полномочия.
43. Высший Арбитражный Суд РФ: состав, порядок формирования, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей.
44. Структура Высшего Арбитражного Суда РФ. Состав и полномочия Пленума, Президиума, коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ.
45. Конституционный Суд Российской Федерации - орган судебной власти в сфере конституционного контроля. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей Конституционного Суда РФ, порядок назначения судей.
46. Категории дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ.
47. Решения Конституционного Суда РФ.
48. Место военных судов в судебной системе и их задачи. Состав, порядок формирования военных судов, требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.
49. Система военных судов. Звенья и судебные инстанции в системе военных судов.
50. Подсудность дел военным судам.
51. Органы судейского сообщества: понятие, виды, задачи, полномочия.
52. Понятие и система квалификационных коллегий судей. Полномочия квалификационных коллегий судей.
53. Прокурорский надзор в РФ, цели и направления деятельности прокуратуры.
54. Правовые основы и принципы организации и деятельности прокуратуры.
55. Система органов прокуратуры РФ, порядок назначения и подотчетность Генерального прокурора РФ и прокуроров нижестоящих прокуратур.
56. Структура аппаратов Генеральной прокуратуры РФ. Полномочия.
57. Структура прокуратур республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Состав прокуратуры города, района и приравненных к ним прокуратур. Их полномочия.
58. Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей прокуратуры.
59. Место российской прокуратуры в механизме государственного управления Российской Федерации.
60. Сущность прокурорского надзора и основные направления его осуществления.
61. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона.
62. Система органов военной прокуратуры. Виды и компетенция специализированных прокуратур.
63. Министерство внутренних дел: правовой статус, структура и функции.
64. Органы внутренних дел, их задачи и структура.
65. Правовое понятие безопасности, принципы обеспечения безопасности и система органов обеспечения безопасности.
66. Совет Безопасности РФ: организационные основы, функции и полномочия.
67. Организационные основы, функции и полномочия ФСБ РФ.
68. Полномочия и организация деятельности органов внешней разведки.
69. Предварительное расследование в Российской Федерации: понятие, задачи и основные формы осуществления.
70. Система органов предварительного следствия и дознания в Российской Федерации.
71. Функции и компетенция органов дознания.
72. Функции и компетенция органов предварительного следствия.
73. Оперативно-розыскная деятельность в РФ.
74. Министерство юстиции РФ: структура, функции и полномочия.
75. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ: структура и компетенция.
76. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ: структура и задачи.
77. Основные направления деятельности органов уголовно-исполнительной системы РФ.
78. Федеральная регистрационная служба, структура и полномочия.
79. Юридическая помощь и ее разновидности в Российской Федерации.
80. Понятие нотариата и организационно-правовые основы его деятельности.
81. Основные правила нотариальных действий.
82. Предназначение и принципы организации адвокатуры.
83. Формы адвокатских образований.
84. Правовой статус адвокатов. Оказание юридической помощи бесплатно.
85. Система таможенных органов РФ. Их задачи и полномочия.
86. Понятие и правовые формы частной детективной деятельности.
87. Права и обязанности частного детектива и частного охранника. Особенности применения специальных средств и огнестрельного оружия.
88. Федеральная служба госнаркоконтроля, функции и компетенция.
89. Антитеррористический комитет РФ, его функции и задачи.
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы
Структура курсовой работ
Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- содержание (оглавление);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованной литературы;
Титульный лист является первым листом курсовой работы и служит источником информации, необходимый для обработки, хранения и поиска работы.
Содержание включает заголовки всех разделов, граф, параграфов, подпараграфов с указанием их наименования и номеров страниц.
Введение к курсовой работе должны содержать:
- актуальность, новизну и практическую значимость заданной темы курсовой работы;
- цель курсовой работы;
- задачи, объект, пути и методы исследования, раскрываемые в курсовой работе студента по заданной теме.
Основная часть включает две или три главы. Должна содержать практическую часть.
Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведённого исследования по теме курсовой работы.
Список использованной литературы включают всю литературу, изученную автором работы в такой последовательности:
- Законы РФ
- Указы и распоряжения Президента РФ
- Постановления Думы Правительства РФ
- Официальные материалы Министерств и ведомств РФ
- Монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия, периодические издания и др. литература.
Список литературы составляется в алфавитной последовательности. В списке указывается фамилия, инициалы автора, наименования работы, место издания, издательство, год издания и страницы материала, относящиеся к теме исследования. Должно быть не менее 8 источников.
Правила оформления курсовой работы
Страницы текста работы должны быть формата А4. текст следует выполнять, соблюдая следующие размеры полей: левое-20мм, правое-10мм, верхнее-15мм, нижнее-20мм.
Объём курсовой должен составлять:
- 35-40 страниц рукописного текста;
- 20-25 страниц машинописного текста.
На странице должно быть 30 строк. Каждая глава, введение и заключение работы должно начинаться с новой страницы. Параграфы внутри главы отделяют друг от друга 2 пробела.
Страницы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки на конце.
Если работа не соответствует указанным требованиям, то она возвращается на доработку.
Титульный лист
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
По предмету: ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ