ОПД.Ф.23. Правоохранительные органы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Чупилкин Ю.Б.

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации»

вузовского компонента цикла ОПД по специальности 030501 юриспруденция

Ростов-на-Дону

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание …………………………………..……………………………2

Пояснительная записка ………………………………………..……..........3

Учебно-тематический план………………………………..….……………6-8

Глоссарий ……………………………………………………………...…..9

Учебный модуль № 1 ………………………………………………………16

Учебный модуль № 2 …………………………………………………...….19

Учебный модуль № 3 …………………………………………………...….29

Учебный модуль № 4 …………………………………………………...….44

Учебный модуль № 5 …………………………………………………...….47

Учебный модуль № 6……………………………………………………….55

Методические рекомендации по изучению дисциплины….………… 57

Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов……….…………………………………………………….68

Примерная тематика курсовых и дипломных работ………………………..60

Перечень выносимых на экзамен вопросов…………………………………63

Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы……………67

Тестовые задания…………………………………………………………….70

Ключ к тестам…………………………………………………………………100

Пояснительная записка

Государственные требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

ОПД.Ф.23. Правоохранительные органы

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие правоохранительных органов с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; среднее звено общих судов; военные суды; Верховный Суд РФ; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд РФ; статус судей, присяжных и арбитражных заседателей; основные этапы развития российской судебной системы, организационное обеспечение деятельности судов; органы юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам; их организация.

Введение

Правоохранительные органы является дисциплиной федерального компонента общепрофессионального цикла дисциплин по специальности юриспруденция. Имеет характер вводного учебного курса, предваряющего изучение многих других юридических дисциплин. Эта дисциплина изучает систему правоохранительных органов, особенности их функционирования и взаимодействия с другими государственными организациями и негосударственными образованиями, имеет большое значение для становления профессионального юриста и служит основой изучения ряда смежных правовых и социальных дисциплин. К ним следует, прежде всего, отнести: конституционное право, административное право, уголовно-процессуальное и гражданское процессуальное право, прокурорский надзор, уголовно-исполнительное право, организацию судебной деятельности.

В рамках этого курса студенты получают знания о судебной власти и органах ее осуществляющих, а также о всем комплексе правоохранительных учреждений, включая характеристику основных задач, системы и структуры органов прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств, органов обеспечивающих безопасность Российской Федерации, органов по выявлению и расследованию преступлений, института Уполномоченного по правам человека в РФ, органов призванных обеспечивать защиту граждан по уголовным делам и представлять интересы граждан по гражданским делам.

Наряду с правоохранительными органами государства в данном курсе представлены и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции: третейский суд, адвокатура, частный нотариат, частные охранные и детективные предприятия.

Следует отметить, что в учебной и научной правовой литературе высказываются точки зрения о возможном ином названии данной дисциплины, например, «Судоустройство», «Судебная и правоохранительная система», «Суд и правоохранительные органы». Обусловлено это в основном тем, что суды по своим задачам, функциям существенно отличаются от правоохранительных структур государства, основные задачи и функции которых направлены на обеспечение правовых и организационных средств борьбы с преступными проявлениями. В то же время в юридической литературе отмечается, что при всем разнообразии правоохранительных структур и их полномочий для них характерна общая основная задача – обеспечивать охрану и защиту прав и законных интересов личности, государственных и негосударственных организаций.

Обсуждая разные точки зрения по этому вопросу, авторы данного учебного комплекса при его подготовке, признавая особые место и роль суда в системе государственных органов, основывались на существующих требованиях Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501(65) - Юриспруденция, в котором данная дисциплина представлена как «Правоохранительные органы ».

Поэтому, целью курса является приобретение студентами знаний в области функционирования судебной системы и правоохранительных органов Российской Федерации и иных органов, обеспечивающих правоохрану.

Задача курса: привить студентам необходимые навыки и познания, которые в дальнейшем помогут успешно освоить другие смежные дисциплины и окажут действенную помощь в их практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать основные понятия, предмет и систему дисциплины, законодательство и иные правовые акты, регламентирующие вопросы структуры, полномочий и порядка деятельности судебных и правоохранительных органов;

- уметь адекватно толковать правовые нормы, посвященные вопросам системы, структуры и содержания деятельности судов и правоохранительных органов, применять закон для решения конфликтных ситуаций в сфере судебной и правоохранительной деятельности;

- иметь навыки пользования нормативными правовыми актами, поиска информации по вопросам организации и деятельности судов и правоохранительных органов;

- быть ознакомлены с историей становления и развития российских судов и правоохранительных органов, основными тенденциями преобразования судов и правоохранительной системы в ходе судебной реформы, международными стандартами деятельности судов и правоохранительных органов, вопросами сравнительного правоведения в рамках дисциплины.

Форма контроля: экзамен.

УЧЕБНО-тематический план

для студентов очного отделения

  Темы Лекции час. Семинары Час. Самост. Под-ка час Всего Час.
Основные понятия, предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”.        
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.        
Судебная власть и система органов, ее осуществляющих.
Правосудие и его демократические основы (принципы).
Суды общей юрисдикции.
Военные суды
Арбитражные суды и иные арбитражные органы.
Конституционный Суд Российской Федерации
Суды субъектов Российской Федерации
Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей.
Основные этапы развития судебной системы. ---
Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие.
Прокурорский надзор и органы прокуратуры.
Организация выявления и расследования преступлений.
Органы обеспечения безопасности ----
Органы правопорядка (милиции) - ----
Юридическая помощь и ее организация ---
Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны ----
  ИТОГО

УЧЕБНО-тематический план

для студентов очно-заочного отделения

№ п/п Темы  
Лекции час. Семинары час. Самост. под-ка. Час. Всего Час.
Основные понятия, предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы”.     -    
Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах.     -    
Судебная власть и система органов, ее осуществляющих. -
Правосудие и его демократические основы (принципы). -
Суды общей юрисдикции. -
Военные суды Тема для самостоятельной подготовки
Арбитражные суды и иные арбитражные органы. -
Конституционный Суд Российской Федерации -
Суды субъектов Российской Федерации -
Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Тема для самостоятельной подготовки        
Основные этапы развития судебной системы. - -
Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие. Тема для самостоятельной подготовки  
Прокурорский надзор и органы прокуратуры. -
Организация выявления и расследования преступлений. -
Органы обеспечения безопасности Тема для самостоятельной подготовки
16. Органы правопорядка (милиции) Тема для самостоятельной подготовки
Юридическая помощь и ее организация. Тема для самостоятельной подготовки
Частные детективные и охранные службы как негосударственные организации обеспечения правоохраны Тема для самостоятельной подготовки
  ИТОГО

Глоссарий.

АДВОКАТ (лат.адвокато) – защитник (призванный). Адвокат - это независимый советник по правовым вопросам, получивший в установленном Законом об адвокатуре порядке соответствующий статус и право осуществлять адвокатскую деятельность (ст.2, п.1 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

АДВОКАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской (ст.1, п.п.1,2 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

АДВОКАТУРА –является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст.3, п.1 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ на нарушения закона –в случае обнаружения нарушения закона прокурор или его заместитель вправе:

- приносить протест на противоречащий закону правовой акт;

- вносить представление на устранение допущенных нарушений в орган или должностному лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения;

- выносить мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;

- направлять в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона

(п.1, ст.23, п.1, ст.24, п.1, ст.25, п.1, ст.25 -1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в ред. ФЗ от 17.11.1995 г.№168-ФЗ).

АППАРАТ СУДА –включает в себягосударственных служащих и работников, обеспечивающих деятельность работы суда и судей: а) федеральные государственные гражданские служащие – администратор суда, помощник судьи, консультант суда, секретарь судебного заседания; б) работники - шофера, технические работники и т.д.

АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ – (от лат. appellation – обращение),Апелляционная инстанция рассматривает вновь (повторно) все дело (или его часть) в зависимости от содержания жалобы или протеста; в судебном заседании апелляционной инстанции непосредственно исследуются доказательства. Последствием апелляционного рассмотрения является либо утверждение решения, или же вынесение нового решения, которое заменяет собой полностью или частично обжалуемое решение. Апелляционная жалоба подается на решения суда не вступившие в законную силу. Апелляционный порядок обжалования применяется на решения только мировых судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА –вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (п.1, ст.5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года №58-ФЗ).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА –государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению территориальные органы юстиции (ст.7 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 года №4462-1).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст.13 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года №79-ФЗ; п.1, ст.5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года №58-ФЗ).

ДОЗНАВАТЕЛЬ - должностное лицо органа дознания правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания под руководством руководителя органа дознания.

ДОЗНАНИЕ –форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного расследования необязательно.

ЗВАНИЕ СУДЬИ – четкого определения правового понятия «звание судьи» в нормативно правовых актах, регулирующих деятельность судебной системы не отражено. Статьей 3 Кодекса судебной этики, утвержденной IV Всероссийским съездом судей от 02.12.2004 года, указаны лишь требования, предъявляемые к званию судьи. Правильней было бы употреблять термин «статус судьи», т.к. звания в Российской Федерации присваиваются за какие либо заслуги, например: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», звание «Ветеран труда», звание «Герой Российской Федерации», «Почетный работник судебной системы» и т.д., которое сохранятся за гражданином РФ с момента присвоения независимо от занимаемой должности и сохраняется пожизненно (комментарий автора).

ИНТЕРПОЛ –международная организация уголовной полиции. Существует с 1914 года. Штаб-квартира в г. Лион (Франция). Россия член Интерпола.

КАССАЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ – (лат.cassatio – отмена, уничтожение, лат.quasso – растрясать, разбивать, повреждать)кассационный суд рассматривает дело не по существу решения (т.е. не с точки зрения доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела, как это принято в апелляционной инстанции), а с точки зрения соблюдения процедуры, форм судопроизводства и правильного применения к установленным судом фактам закона (т.е. насколько решение является законным и обоснованным).

В судах общей юрисдикции кассационная жалоба подается на решения судов еще не вступивших в законную силу, а для арбитражных судов на решения уже вступившие в законную силу.

Кассационная инстанция не выносит нового решения, а только вносит изменение в решение или, отменяет его, (т.е. исправляет допущенные нарушения нижестоящего суда), и предписывает другому суду (или в другом составе судей) первой инстанции рассмотреть вновь дело, устранив нарушение законодательства. Кассационное рассмотрение происходит коллегиально в составе не менее трех профессиональных судей.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КЛАССЫ –судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств, присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в Российской Федерации. Квалификационные классы не являются классными чинами! (п.2, ст.2 Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

МИЛИЦИЯ – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом «О милиции» и другими федеральными законами. Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (ст.ст.1,7 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 года №1026-1).

МИРОВОЙ СУДЬЯ- это физическое лицо, наделенное в законодательном порядке субъекта и Российской Федерации полномочиями единоличного осуществления правосудия и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе в пределах судебного участка от имени Российской Федерации.

НАДЗОРНАЯ ИНСТАНЦИЯ – рассмотрение законности и обоснованности вынесенного решения уже вступившего в законную силу.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО ИНТЕРПОЛА в РФ –является координационным центром сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью на международном уровне.

НАЧАЛЬНИК ОРГАНА ДОЗНАНИЯ –должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное в соответствии с нормами УПК РФ отдельными процессуальными полномочиями.

РУКОВОДИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО ОРГАНА –должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

НОТАРИАТ –призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик в составе РФ, Основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

НОТАРИУС – на должность нотариуса в РФ назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право ведения нотариальной деятельности и принявший присягу (ст.2 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 года №4462-1).

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРГАНЫ ГОСНАРКОКОНТРОЛЯ – федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике, нормативно - правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, а также в области противодействия их незаконному обороту (п.1. Указа Президента РФ от 28.07.2004 года №976 «Об утверждении Положения о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков»).

ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ (СВР РФ)–внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Федеральным Законом методов и средств. В органах Службы внешней разведки предусматривается военная служба (ст.1 Федерального Закона РФ «О внешней разведке» от 10.01.1996 года №5-ФЗ).

ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РФ (ФСБ РФ) – являются федеральными органами исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющими государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, защиты и охраны государственной границы РФ, охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивают информационную безопасность РФ и непосредственно реализуют основные направления деятельности органов ФСБ, а также координирующим контрразведывательную и контртеррористическую деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (ст.1 Положения «О Федеральной службе безопасности РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 11.08.2003 года №960).

ОХРАННО - СЫСКНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ на предпритиях –предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (служба безопасности). Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия (ст.14 Закона РФ от 11.03.19992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

ПОМОЩНИК АДВОКАТА –помощниками адвоката могут быть лица, имеющие высшее, незаконченное высшее или среднее юридическое образование. Помощник адвоката не вправе заниматься адвокатской деятельностью (ст.27, п.п.1,2 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

ПОМОЩНИК НОТАРИУСА –помощником нотариуса может быть лицо, имеющее лицензию на право нотариальной деятельности(ст.19 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 года №4462-1).

ПОЧЕТНЫЙ СУДЬЯ –судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи (ч.2., ст.11Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации, 31.12.1996 №1 - ФКЗ».

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА –вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и специальные классные чины (Ст.7 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года №58-ФЗ).

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ – специально уполномоченные органы государства, наделенные правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме при неукоснительном соблюдении Конституции России, законов и подзаконных актов Российской Федерации, норм международного права. (Перечня правоохранительных органов на законодательном уровне не установлено).

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ –основные направления деятельности, вмененные правоохранительному органу нормативными правовыми актами поохране и защите прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка и обеспечению безопасности государства.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ– предварительное расследование можно определить, как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ –форма предварительного расследования, осуществляемая следователем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно.

ПРОКУРАТУРА РФ –единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ (п.1, ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР –в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет:

- надзор за исполнением законов;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- надзор за исполнением законов судебными приставами;

- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание;

- уголовное преследование в соответствии с нормами УПК РФ;

- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ –совокупность взаимосвязанных по осуществлению правоохранительной деятельности специально уполномоченных органов государства. В систему правоохранительных органов большинство ученых - юристов включают: судебные органы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы безопасности, органы юстиции, таможенные органы, органы наркоконтроля .

СИСТЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ РФ – образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (ст.8 Закона РФ от 05.03.1992 года №2446-1 «О безопасности в РФ».

СЛЕДОВАТЕЛЬ - должностное лицо следственного подразделения правомочное осуществлять предварительное расследование по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

СТАЖЕР АДВОКАТА –Адвокат, имеющий стаж не менее пяти лет, вправе иметь стажеров. Стажерами могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Стажер адвоката осуществляет свою деятельность под руководством адвоката, выполняя его отдельные поручения. Стажер адвоката не вправе заниматься самостоятельно адвокатской деятельностью (ст.28, п.п.1,2 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

СТАЖЕР НОТАРИУСА –стажером нотариуса может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование (ст.19 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.1993 года №4462-1).

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ – осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей (ч.1, 2, 3 ст.1 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации», от 31.12.1996 №1 - ФКЗ).

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ – состоит из федеральных судов (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды) и судов субъектов РФ (конституционных (уставных) судов и мировых судей) (ч. 2, ст.4 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации», от 31.12.1996 №1 - ФКЗ).

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ при ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ – организационно обеспечивает деятельность судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества

(ч. 1, ст.31 Федерального Конституционного Закона «О судебной системе Российской Федерации», от 31.12.1996 №1 - ФКЗ).

Под организационным обеспечением деятельности судов понимается мероприятия: кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ - должностное лицо, состоящее на федеральной государственной гражданской службе, исполняющее обязанности судебного пристава в соответствии с Законом, и которому в установленном порядке присвоен классный чин правоохранительной службы.

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ИСПОЛНИТЕЛЬ -должностное лицо, состоящее на федеральной государственной гражданской службе, исполняющее обязанности судебного пристава по исполнению судебных актов и актов других органов, в соответствии с Законом, и которому в установленном порядке присвоен классный чин правоохранительной службы.

СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ –должностное лицо, состоящее на федеральной государственной гражданской службе, исполняющее обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в соответствии с Законом, и которому в установленном порядке присвоен классный чин правоохранительной службы (комментарий автора).

СУДЬЯ – это физическое лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществления правосудия, принесший в установленном законом порядке присягу и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе (п.3, ст.1; п.1, ст.8 Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

СУДЬЯ В ОТСТАВКЕ – отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (п.1, ст.15 Закона РФ от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ ПРВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА – гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должностях федеральной государственной гражданской службы в правоохранительных органах по обеспечению исполнения полномочий федерального государственного органа и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и которому в установленном порядке присвоен специальный классный чин, установленный для конкретного правоохранительного органа (п.2, ст.5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 года №58-ФЗ).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ- это физическое лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществления правосудия и исполняющий свои обязанности на профессиональной основе в одном из федеральных судов от имени Российской Федерации, К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции РФ, арбитражные суды РФ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ РЕГИСТРАЦИОННАЯ СЛУЖБА –Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестра арбитражных управляющих, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ –формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация (ст.20 Федерального закона от 31.05.2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ и ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ –признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, определенные ч.2, ст.3 Закона. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается (ст.4 Закона РФ от 11.03.19992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»).

ЧАСТНЫЙ ОХРАННИК –работае<

Наши рекомендации