Взаимодействие следователя с органами дознания

Цель занятия: изучение законодательных и теоретических положений, определяющих основы взаимодействия следователя с органами дознания.

Семинар – 2 часа

Вопросы для рассмотрения

1. Понятия «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания» и «дознаватель».

2. Правовые основы, формы и принципы взаимодействия следователя с органом дознания.

3. Виды, структура и содержание поручения следователя. Сроки его исполнения.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса понятия «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания» и «дознаватель» рассматриваются не одним, а разными отвечающими.

Ответ на первый вопрос рекомендуется строить по следующей схеме: разъяснить содержание понятия «орган дознания» и перечислить государственные органы и должностных лиц, наделенных данным статусом участника уголовного судопроизводства на основании ст. 40 УПК РФ; разъяснить содержание понятия «взаимодействие».

Ответ на второй вопрос предполагает знание форм взаимодействия, предусмотренных и регулируемых как уголовно-процессуальным законом, так и иными нормативными актами.

Следует раскрыть основные принципы взаимодействия: соблюдение законности; организующая роль следователя; самостоятельность органа дознания при выборе сил, средств и методов, применяемых ими при взаимодействии; согласованность действий и комплексное использование полученных результатов; неразглашение сведений, полученных как в ходе предварительного следствия, так и в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Обратить внимание на законодательное закрепление Федеральным законом № 404-ФЗ от 28 декабря 2010г. полномочия следователя давать письменное поручение органу дознания о проведении ОРМ на стадии проверки сообщения о преступлении.

При ответе на третий вопрос необходимо принять во внимание, какая информация должна содержаться в поручении следователя. Разделять поручения органу дознания на виды следует в зависимости от заданий, содержащихся в них.

Относительно сроков исполнения поручения следователя следует уяснить положения пункта 4 части 2 статьи 38 и части 1 статьи 152 УПК РФ.

Практическое занятие (практикум № 1) – 2 часа

Задания по анализу и решению практических ситуаций

Практическая ситуация № 1

10 января 2011 года из офиса коммерческой организации совершена кража пяти компьютеров. Следователем Р.В. Галлиевым по данному факту возбуждено уголовное дело. Приступив к расследованию, следователь Р.В. Галлиев попросил оперуполномоченного К.Т. Данилова провести оперативно-розыскные мероприятия по установлению лица, совершившего данное преступление. К.Т. Данилов провел оперативно-розыскные мероприятия, получил информацию, имеющую значение для дела, о чем составил рапорт и передал его следователю. Следователь приобщил рапорт к материалам уголовного дела.

Правомерны ли действия следователя? Если да – обоснуйте; если нет – предложите правильный вариант действий.

Практическая ситуация № 2

В полицию с заявлением обратился В.Г. Сумин, который сообщил, что 24 декабря 2011 года, в 20 часов, когда он находился дома, в его квартиру по адресу: г. Москва, ул. Тамилинская, д. 22, кв. 56 ворвались трое неизвестных мужчин и, угрожая ему пистолетом, похитили принадлежащие ему деньги в сумме 850 тыс. рублей, полученные им от продажи автомобиля «Ниссан-экстрелл». По данному факту возбуждено уголовное дело.

Составьте поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного.

Практическая ситуация № 3

25 августа 2010 года следователем возбуждено уголовное дело по факту кражи неизвестными лицами из квартиры М.А. Самойлова, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Бехтерева, д. 23, кв. 49 плазменного телевизора «Филипс» и денежных средств в сумме 150 тыс. рублей, всего на общую сумму 178 тыс. рублей.

Составьте поручение органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление лиц, совершивших преступление, и обнаружение похищенного.

Методические рекомендации

Перед выполнением заданий по практическим ситуациям № 2 и № 3 необходимо изучить структуру и содержание поручения следователя органу дознания. Кроме того, следует квалифицировать описанные в ситуациях преступления.

По данным практическим ситуациям даны однотипные задания для того, чтобы обучающиеся могли лучше усвоить содержание поручения органу дознания, которое дается по уголовным делам, по которым лица, совершившие преступление, не установлены. Вместе с тем, задачи, которые ставятся перед органом дознания в поручениях, должны различаться в зависимости от состава совершенного преступления.

Самостоятельная работа – 6 часов

Задания по анализу практических ситуаций

Практическая ситуация № 1

Следователь Н. Е. Таратаев составил поручение органу дознания о розыске обвиняемого К. А. Суртукина. Данное поручение он передал для исполнения начальнику отделения дознания П. Р. Лапкину. Начальник отделения дознания П. Р. Лапкин возразил, что сотрудники вверенного ему подразделения не должны выполнять поручений следователя, поскольку занимаются расследованием преступлений в форме дознания. На это следователь Н. Е. Таратаев заявил, что пожалуется прокурору.

Кто в данной ситуации прав? Ответ обоснуйте, сославшись на нормы УПК РФ.

Кто должен исполнять поручения следователя?

Практическая ситуация № 2

Оперативный сотрудник Л. Г. Бурундуков, находясь в составе дежурной следственно-оперативной группы, выехал совместно с дежурным следователем У. С. Шайкиной на место происшествия для осмотра квартиры Е. К. Байдакова, из которой совершена кража имущества. Проведя поквартирный опрос жителей дома и другие оперативно-розыскные мероприятия, Л. Г. Бурундуков предоставил У. С. Шайкиной справку о том, что, по оперативным данным, преступление совершил некий С. И. Стручков, который проживает недалеко от места совершения преступления. Л. Г. Бурундуков предложил У. С. Шайкиной тут же, на месте происшествия, составить поручение органу дознания на задержание С. И. Стручкова, поскольку он может скрыться, а также немедленно провести обыск в его квартире. У. С. Шайкина тут же возбудила уголовное дело, составила и передала Л. Г. Бурундукову поручение на проведение обыска в квартире С. И. Стручкова и его задержание, а также постановление о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства. Л. Г. Бурундуков провел обыск в квартире С.И. Стручкова, изъял похищенный у Е. К. Байдакова мобильный телефон и доставил С. И. Стручкова к следователю У. С. Шайкиной. Следователь составила протокол задержания С. И. Стручкова в качестве подозреваемого.

Оцените действия оперативного сотрудника и следователя, руководствуясь нормами УПК РФ.

Имелись ли в данном случае основания для задержания С. И. Стручкова? Является ли задержание законным и обоснованным?

Практическая ситуация № 3

Начальник органа внутренних дел Г.Л. Кошкин, проводя оперативное совещание, объявил, что все следователи, которые направляют в орган дознания свои поручения, должны их визировать у него лично, а не у его заместителя. На следующий день возле кабинета Г.Л. Кошкина образовалась очередь следователей с поручениями органу дознания. Руководитель следственного органа при личной встрече с Г.Л. Кошкиным указал ему на то, что он нарушает нормы УПК РФ и создает искусственные помехи следствию.

Кто прав: начальник ОВД или руководитель следственного органа? Кто является руководителем органа дознания?

Методические рекомендации

Письменное задание по практической ситуации № 1 выполняется в целях закрепления пройденного во время аудиторного занятия материала, аналогично заданиям по практическим ситуациям № 2 и № 3 практического занятия по данной теме.

Для выполнения заданий по практическим ситуациям № 2, № 3 и № 4 необходимо повторить понятия «орган дознания», «начальник органа дознания», «начальник подразделения дознания», процессуальный порядок взаимодействия следователя с органом дознания, в том числе при производстве первоначальных следственных действий. Кроме того, следует самостоятельно изучить основания и порядок производства обыска в жилище и задержания подозреваемого.

Нормативные правовые акты и литература

Федеральный закон «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ// Российская газета от 08 февраля 2011 года.

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (последние изменения приняты 28 декабря 2010 года// Информационно-правовая система Консультант-Плюс.

Бурнашев Н. А. Взаимодействие следователя с работниками оперативно-розыскных подразделений, специалистами-криминалистами и сотрудниками других служб органов внутренних дел // Криминалистика: учебник / под общ. ред. А. Г. Филиппова. 4-е изд. М.: Высшее образование, 2009. С. 284-297.

Гаврилин Ю. В. Взаимодействие следователя с субъектами расследования преступлений. Использование помощи общественности // Криминалистика: учебник для студентов вузов / под ред. А. Ф. Волынского, В. П. Лаврова. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. С. 536-556.

Гришин Д. А. К вопросу о совершенствовании производства дознания. // Российский следователь, 2008. № 1. С.10-11.

Есина А. С. Взаимодействие следователя с органами дознания // Предварительное следствие: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. М. В. Мешкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. С. 76-94.

Тема 6

Наши рекомендации