Занятие проводится в компьютерном классе - тестирование
Цель занятия: проверка знаний; комплексное применение знаний уголовно-процессуального закона и криминалистической тактики, касающихся предъявления обвинения и допроса обвиняемого; получение навыков составления протокола допроса обвиняемого.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Организация работы следователя по предъявлению обвинения и допросу обвиняемого.
2. Структура и содержание протокола допроса обвиняемого.
Содержание занятия:
тестирование;
составление плана производства следственного действия - допроса обвиняемого;
проведение ролевой игры «Предъявление обвинения и допрос обвиняемого» с составлением протокола допроса обвиняемого.
Документы практикума, которые необходимо составить в течение занятия:
1. План производства следственного действия - допроса обвиняемого.
2. Протокол допроса обвиняемого с участием защитника.
Фабула дела
В ходе допроса обвиняемый признал свою вину полностью, дал признательные показания, рассказав о том, когда возник умысел на совершение кражи, как он к ней готовился, каким образом и когда проник в квартиру, что и откуда похитил, как распорядился похищенным.
Методические рекомендации по проведению занятия
Для подготовки к занятию следует уяснить положения ст.ст. 172, 173, 174 УПК РФ.
Перед ролевой игрой необходимо продумать тактику проведения допроса обвиняемого, которую следует отразить в плане производства следственного действия. Кроме того, в плане допроса обвиняемого необходимо зафиксировать перечень обстоятельств, подлежащих выяснению у обвиняемого. При определении данного перечня следует опираться на положения ч. 1 ст. 73 УПК РФ (обстоятельства, подлежащие доказыванию).
Практическое занятие № 14.4 – 6 часов
(проверка показаний на месте)
Занятие проводится на полигоне в квартире (офисе, магазине)
Цель занятия: комплексное применение знаний уголовно-процессуального закона и криминалистической тактики, касающихся проверки показаний на месте, получение навыков организации проведения данного следственного действия, составление соответствующего процессуального документа.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Организация работы следователя по проверке показаний на месте.
2. Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте.
3. Структура и содержание протокола проверки показаний обвиняемого на месте.
4. Стиль изложения хода и результатов проверки показаний на месте в описательной части протокола.
Содержание занятия:
составление плана производства следственного действия - проверки показаний обвиняемого на месте;
просмотр учебного фильма «Проверка показаний на месте»;
подготовка к ролевой игре: обсуждение хода проверки показаний на месте обвиняемого Петина О.М., структуры и содержания протокола по учебному уголовному делу;
проведение ролевой игры «Проверка показаний обвиняемого на месте» с составлением «черновика» описательной части протокола проверки показаний на месте;
составление протокола проверки показаний на месте;
обсуждение составленного протокола проверки показаний на месте.
Документы практикума, которые необходимо составить в течение занятия:
План производства следственного действия - проверки показаний обвиняемого на месте.
Протокол проверки показаний обвиняемого на месте.
Фабула дела
В ходе проверки показаний на месте обвиняемый на месте совершения преступления рассказал об обстоятельствах совершенного деяния и указал, откуда и что именно он похитил.
Методические рекомендации по проведению занятия
Проведение такого следственного действия как проверка показаний на месте требует тщательной подготовки. Необходимо составить план, в котором указать «узловые» моменты, то есть те, где предположительно обвиняемый будет давать показания и производить демонстрацию своих действий.
При планировании и организации проверки показаний на месте необходимо учитывать принцип, в соответствии с которым рассказ лица, показания которого проверяются, должен опережать прибытие участников следственного действия на то место, о котором рассказывает обвиняемый. Это необходимо для того, чтобы проверить правдивость его показаний, исключить версию самооговора.
При обсуждении содержания протокола проверки показаний на месте следует иметь в виду, что это следственное действие сочетает в себе отдельные черты допроса, осмотра, опознания и обыска, а также следственного эксперимента. Исходя из этого и следует определять стиль изложения хода и результатов проверки показаний на месте в протоколе.
Фиксация хода и результатов проверки показаний на месте в протоколе проверки показаний на месте представляет определенную трудность в связи с комплексным характером данного следственного действия. Так, во время проверки показаний на месте следователь воспринимает словесную информацию (как при допросе), осматривает обстановку (как при осмотре) и наблюдает за действиями лица, показания которого проверяются (как при следственном эксперименте). Кроме того, в ходе проверки показаний на месте могут быть обнаружены предметы, имеющие значение для дела (как при обыске), имеет место опознание объектов (как при опознании).
Такой разносторонний характер следственного действия обусловливает и особенности фиксации его результатов. Поэтому стиль изложения хода и результатов проверки показаний на месте должен сочетать в себе как повествование от первого лица - от имени того, чьи показания проверяются (как в протоколах допроса и опознания), так и описание обстановки, обнаруженных предметов и действий участвующего лица (как в протоколах осмотра, обыска, следственного эксперимента).