Занятие проводится в компьютерном классе - просмотр фильма «Обыск»
Занятие проводится на полигоне «Квартира» (ролевая игра)
Цель занятия: комплексное применение знаний уголовно-процессуального закона и криминалистической тактики при производстве обыска; получение навыков производства данного следственного действия и составления соответствующих процессуальных документов. составления соответствующих процессуальных документов; анализ практической ситуации при производстве обыска
Вопросы для подготовки к занятию
1. Основание для производства обыска. Отличие обыска от выемки.
2. Подготовка к производству обыска.
3. Структура и содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище.
4. Организация обыска.
5. Структура и содержание протокола обыска в жилище.
6. Процессуальный порядок производства обыска в жилище.
7. Оформление результатов обыска.
Содержание занятия:
просмотр учебного фильма «Обыск»;
обсуждение процессуального порядка обыска в жилище в конкретном случае (по материалам учебного уголовного дела), определение фактического основания обыска, который предстоит проводить на следующем занятии.
обсуждение структуры и содержания постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище;
вынесение постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище;
проведение ролевой игры «Обыск в жилище»ссоставлением протокола обыска в жилище;
обсуждение проведенного учебного следственного действия и составленного протокола обыска.
Документы практикума, которые необходимо составить в течение занятия:
1. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище.
2. Протокол обыска в жилище.
Фабула дела
Следователь получил ответ на отдельное поручение, из которого следовало, что оперативным путем установлен Петин Олег Маркович, в жилище которого находится похищенное имущество.
При проведении обыска в квартире Петина О.М. обнаружено похищенное имущество.
Методические рекомендации по проведению занятия
Просмотр учебного фильма предваряет следующее занятие, посвященное обыску, в ходе которого запланированы ролевая игра и составление процессуальных документов. После просмотра фильма происходит подготовка к проведению ролевой игры «Обыск»: изучаются нормы УПК РФ, регламентирующие обыск в жилище, определяется фактическое основание обыска, определяются его участники, способы фиксации хода и результатов обыска, а также применяемые при этом технические средства.
Особое внимание следует обратить на структуру и содержание постановления о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в жилище. Перед составлением данного документа необходимо разобрать содержание его описательно-мотивировочной и резолютивной частей, обратив внимание на то, где должно быть, указано основание обыска.
Перед проведением ролевой игры обучающиеся должны определить участников обыска и последовательность данного следственного действия.
Для проведения ролевой игры учебный взвод разделяется на три или четыре группы, каждая из которых проводит «обыск» в отдельном помещении полигона «Квартира» (в спальной, гостиной, на кухне, в коридоре и санузле). В каждую группу должны входить следующие участники: «следователь», двое «понятых», «лицо, проживающее в квартире» (им может быть Петин О.М.), один или двое «оперативных сотрудников». Лица, не вошедшие ни в одну из групп, становятся наблюдателями.
Все курсанты в процессе ролевой игры составляются протокол обыска на заранее приготовленных бланках или чистых листах бумаги, а также оформляют пакет (конверт) с упакованным в него «обнаруженным предметом».
При составлении протокола обыска (в соответствии со ст. 166, 167, 182 УПК РФ) необходимо обратить внимание на то, что в описательной части должно содержаться указание места, где обнаружен искомый объект, а также описание упаковки каждого изъятого предмета с дословным цитированием пояснительной надписи, которая нанесена на пакет (конверт) с изъятым предметом.
При обсуждении проведенного учебного следственного действия необходимо обратить внимание на правильность следующих действий «следователя»: разъяснение участвующим лицам порядка проведения следственного действия, разъяснение прав участникам следственного действия, предупреждение об ответственности, предложение добровольно выдать искомые предметы, тактику обыска (последовательность и тщательность осмотра всех объектов).