Тема 1. Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии.
Юридическая психология как особая сфера пересечения интересов психологии и права. Естественнонаучные, философские и общепсихологические основания юридической психологии. Исторические этапы развития юридической психологии как системы. Перспективы развития юридической психологии.
Развитие представлений о предмете юридической психологии. Современное понимание предмета юридической психологии. Основные цели и задачи юридической психологии как научной и прикладной дисциплины. Проблемное поле современной юридической психологии. Общие и частные принципы юридической психологии.
Тезаурус и понятийный аппарат юридической психологии. Основные понятия юридической психологии. Специальные терминологические словари; словари сленга и жаргонов. Развитие профессионального языка юридической психологии.
Структура юридической психологии. Различные подходы к структурированию юридической психологии.
Общая и специальная части юридической психологии. Теоретическая и прикладная юридическая психология. Отрасли юридической психологии. Методологические основы юридической психологии.
Содержание курса и его значение в подготовке бакалавров юриспруденции.
Российские и зарубежные печатные издания в сфере юридической психологии. Психологические ресурсы Интернета в сфере юридической психологии.
Тема 2.История юридической психологии как науки.
Психологические идеи Древнего Востока и Античности. Психология как учение о душе. Аристотель и его трактат «О душе». Идеалистическая трактовка психики Платоном. Взгляды древнеримских и греческих ученых о естественно-научной основе психологии. Взгляды Алкмеона, Гиппократа и др.
Учение о душе в эпоху средневековья. Религиозные взгляды Августина и Фомы Аквинского о душе. Материалистические идеи Р. Бэкона и У. Оккама о психической деятельности. Идеи средневековых восточных ученых в области психофизиологии (Ибн-Сина, Аверроэс). Психологические воззрения эпохи гуманизма и Возрождения. Психологические идеи и концепции XVII- XVIII веков (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.). Д. Гартли и его учение об ассоциации. Появление первых научных трудов по психологии. Х. Вольф. Ш. Монтескье и его трактат «О духе законов». Взгляды И. Канта о психических явлениях.
Развитие психологии и нейрофизиологии в XIX веке. Закон Белла – Мажанди. Работы немецких физиологов И. Мюллера и Э. Вебера. Законы Бутера- Вебера и Вебера-Фехнера. Гельмгольц и его вклад в развитие физиологической психологии. Вклад Ч. Дарвина в развитие психологии. Становление психологии как самостоятельной науки. С.В. Вундт. Первый психологический конгресс в Париже 1889 года. Становление криминальной и судебной психологии. Г. Гросс, В. Штерн, М. Вертгеймер и др. Взгляды Ч. Ломброзо о врожденной преступности. Развитие психологии в России. Работы А.Фрезе, Д. Дриля. Вклад А. Кони в развитие судебной психологии.
Развитие юридической психологии в XX веке. Формирование психологической школы права. Л.И. Петражицкий. Развитие судебной психологи в советский период. С.В. Познышев, К. Сотони и др. Преподавание общей и судебной психологии в юридических вузах с 1966 года. Развитие направлений исследований в области юридической психологии (психология следственной деятельности, психологические аспекты противоправного поведения и др.). Развитие современных научных школ на Западе и в России в области юридической психологии.
Тема 3. Психические феномены и их проявление в сфере права.
Правовая психология. Отношение права к феноменам психической жизни. Место и значение психических процессов, состояний, свойств и образований в сфере права. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Выявление комплекса обстоятельств, имеющих психологическую природу. Основные закономерности физиологического механизма ощущения. Пороги ощущений и их значение для юридической психологии.
Законы восприятия. Преднамеренные и непреднамеренные восприятия. Апперцепция и ее учет в расследовании обстоятельств, имеющих правовую регламентацию. Психофизиологические факторы, влияющие на формирование свидетельских показаний.
Динамика эмоциональных реакций. Психологический и психиатрический подходы к понятию «вменяемость». Патопсихологическая и психиатрическая оценка психических расстройств личности.
Взгляд юриспруденции на волевые процессы. Структура волевого действия. Связь между волевой регуляцией поведения и потребностно-мотивационной сферой личности. Характеристика закономерностей осознанно-волевого поведения. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний. Динамика эмоциональных реакций. Психологический и психиатрический подходы к понятию «вменяемость». Патологический и физиологический аффекты. Аномальный аффект. Соотношение аффекта и сильного душевного волнения. Признаки физиологического аффекта: внезапность возникновения, взрывообразная динамика, кратковременность состояния, интенсивность и напряженность протекания, стереотипная моторная активность, вегетативные сдвиги, частичная амнезия, астенический синдром. Виды физиологического аффекта: «аккумулированный», «одномоментный», комбинированный. Проблема «подготовленного» аффекта. Фрустрация. Основные причины фрустрации. Фиксация фрустрации. Пути выхода из фрустрации.
Значение процессов мышления в сфере права: виды, формы, операции. Различные основания для выделения видов мышления. Виды мышления: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Умственные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Структура мыслительной деятельности.
Тема 4.Соцально-психологическая характеристика личности
Проблема использования в юридической психологии различных моделей описания личности. Методы изучения личности, применяемые в правоохранительной деятельности. Структура психических свойств личности. Характеристика основных видов темперамента. Направленность личности. Характер и способности. Типологические модели личности Э. Кречмера, Г. Айзенка, А. Лазурского и др. Взаимодействие социального и биологического в этиологии формирования личности преступника. Особенности процесса социализации у преступников. Социальная аномия и ее роль в генезисе личности преступника.
Основные психологические свойства преступников. Общее и типическое в психологии преступника. Базисная структура личности преступника.
Социально-демографические и уголовно-правовые признаки, нравственные свойства, психологические особенности.
Мотивация преступного поведения. Представление о «немотивированных преступлениях» и его ограниченность. Подходы к изучению личности преступников: социально-типологический и социально-ролевой.
Тема 5. Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии
Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Возрастные особенности характера несовершеннолетних. Личность подростка и причины формирования девиантного поведения. Конфликтность в отношениях. Особенности формирования личности трудных подростков. Психологические особенности ведения следствия по делам несовершеннолетних. Психологические особенности допроса несовершеннолетних. Социально-психологические проблемы профилактики правонарушений среди нсовершеннолетних.
Тема 6. Криминальная и судебная психология.
Предмет, цели, задачи криминальной психологии и ее место в системе психологического и юридического знания.
Теория Ч. Ломброзо о «криминальной предрасположенности». Современные методы исследования «криминальной предрасположенности»: генеалогический метод, близнецовый метод, семейный метод.
Объяснительные модели преступного поведения. Представления о механизме преступного поведения. Взаимодействие ситуации и личностных особенностей преступников.
Психологическая классификация преступников по особенностям потребностно-мотивационной сферы. Типологии преступников в зарубежной психологии.
Психологические особенности преступников, совершающих преступления с особой жестокостью. Психоаналитические концепции личности преступника, совершающего преступления с особой жестокостью. Психология преступников-убийц. Понятие о некрофилии в работах Э. Фромма.
Криминологические и психологические подходы к «сексуальным преступлениям». Психологические особенности серийных «сексуальных» убийц. Феномен Чикатило.
Психология терроризма. Типология преступных организаций. Психологические особенности различных типов террористов. Феномен «Стокгольмского синдрома». Переговорный процесс как специфический вид деятельности юридического психолога. Эффективность коммуникации в экстремальных условиях.
Понятие о криминальной субкультуре. Феноменология криминальной субкультуры: генезис, структура, основные традиции, механизмы влияния и устойчивости. Основные исследования криминальной субкультуры в работах криминологов и психологов.
Психологические особенности судопроизводства. Процессуальный ритуал, психологическое влияние на участников процесса. Воспитательное воздействие суда (психологические особенности). Психология основных участников судебного процесса (судья, прокурор, адвокат, потерпевший, свидетель, подсудимый). Психологические особенности личности судьи, прокурора, защитника.
Тема 7.Психология организованной преступности.
Понятие организованной преступности. Организованная преступность как научная категория. Ценности, нормы, правила поведения и санкции в преступных группах. Управление преступными группами. Статусные позиции в российской организованной преступности.
Правовые характеристики организованной преступной группы. Классификация ОПГ по субъектам, объектам, целям, средствам и результатам деятельности. Особенности экономики организованной преступности. Психолого-криминалистическая характеристика лидера ОПГ. Типы лидеров ОПГ. Средства, методы и способы противодействия организованной преступности. Борьба с коррупцией как один из путей борьбы с организованной преступностью.
Тема 8. Психология предварительного расследования.
Психологические особенности следственных действий. Психология допроса (виды, стадии, методы): конфликтный допрос, бесконфликтный допрос, психология лжесвидетельства, допрос несовершеннолетних.
Психология осмотра места происшествия. Психологические особенности обыска. Психология следственного эксперимента. Психология задержания и личного досмотра. Психология очной ставки.
Тема 9.Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста.
Профессионально значимые качества личности юриста. Профессиограмма и психограмма юриста. Профессия, специальность и квалификация юриста. Правовая культура и компетентность юриста. Полимотивированность и иерархия мотивов служебной деятельности. Причины и профилактика профессиональных деформаций сотрудников правоохранительных органов. Профессиональная преступность. Актуальность разработки оптимальной модели личности юриста.
Распределение часов дисциплины по темам и видам занятий
Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Всего | Кол-во часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | |||
Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии. | |||||
История юридической психологии как науки. | |||||
Психические феномены и их проявление в сфере права. | |||||
Соцально-психологическая характеристика личности. | |||||
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. | |||||
Криминальная и судебная психология. | |||||
Психология организованной преступности. | |||||
Психология предварительного расследования. | |||||
Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста. | |||||
Зачет | |||||
Всего по дисциплине |
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения (на базе колледжа)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Всего | Кол-во часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | |||
2 семестр | |||||
Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии. | |||||
История юридической психологии как науки. | |||||
Психические феномены и их проявление в сфере права. | |||||
Соцально-психологическая характеристика личности. | |||||
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. | |||||
Криминальная и судебная психология. | |||||
Психология организованной преступности. | |||||
Психология предварительного расследования. | |||||
Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста. | |||||
Зачет | |||||
Всего по дисциплине |
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения (на базе полного общего образования)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Всего | Кол-во часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | |||
5 семестр | |||||
Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии. | |||||
История юридической психологии как науки. | |||||
Психические феномены и их проявление в сфере права. | |||||
Соцально-психологическая характеристика личности. | |||||
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. | |||||
Криминальная и судебная психология. | |||||
Психология организованной преступности. | |||||
Психология предварительного расследования. | |||||
Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста. | |||||
Зачет | |||||
Всего по дисциплине |
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения (на базе ВПО)
№ п/п | Разделы и темы дисциплины | Всего | Кол-во часов | ||
Лекции | Семинары | Самост. работа | |||
3 семестр | |||||
Юридическая психология в системе научного знания. Предмет, структура и методы юридической психологии. | |||||
История юридической психологии как науки. | |||||
Психические феномены и их проявление в сфере права. | |||||
Соцально-психологическая характеристика личности. | |||||
Проблемы несовершеннолетних в юридической психологии. | |||||
Криминальная и судебная психология. | |||||
Психология организованной преступности. | |||||
Психология предварительного расследования. | |||||
Психология юридической деятельности. Психологические особенности и требования к личности юриста. | |||||
Зачет | |||||
Всего по дисциплине |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Юридическая психология» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки бакалавра юриспруденции. Преподавание данной дисциплины осуществляется кафедрой социальных и гуманитарных дисциплин ТФ РПА МЮ РФ.
Подготовка высоко квалифицированных юридических кадров требует изучения студентами-юристами психологических аспектов ряда правовых явлений: правосознания, правотворчества, профилактики преступности, следственной и судебной деятельности и др. Курс юридической психологии должен обеспечить усвоение студентами общих основ психологии и на этой базе специальных проблем юридической психологии, закономерностей психической деятельности и специфики их проявления в различных сферах юридической практики. Юридическая психология включает ряд подразделов, рассматривающих психологические особенности личности в сфере реализации правовых отношений: психологические феномены и их проявление в сфере права, психологию правовой социализации личности, криминальную и судебную психологию, психологию предварительного расследования, психологию юридической деятельности и другие вопросы.
Основные задачи преподавания:
1) дать студентам систематическое изложение курса юридической психологии, вскрыть ее связь с принципами других основополагающих наук.
2) сформировать представление о значении юридической психологии для решения практических задач современного общества в рамках различных отраслей юриспруденции;
3) вооружить студентов знанием методов социально-психологического исследования и умением самостоятельно применять их при решении фундаментальных и прикладных задач юриспруденции;
4) создать фундамент для дальнейшего самосовершенствования личности и ее постоянного профессионального развития.
Программа курса построена на основе принципов гуманизации образования, интегративности курса с дисциплинами гуманитарного и юридического цикла, практической направленности, связи с жизненным опытом.
Программа включает 9 тем. Наряду с лекционным курсом, программа предполагает проведение семинарских занятий и организацию самостоятельной работы. В лекционной части дается характеристика методологических основ юридической психологии, психологии профессиональной деятельности в сфере права. На семинарских занятиях обсуждаются и закрепляются наиболее важные разделы юридической психологии. Проведение лекционных и семинарских занятий с использованием активных форм и технических средств обучения составляет более 20 процентов аудиторных занятий.
Основной формой контроля знаний студентов является зачет. Зачет проводится в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов.
Методические рекомендации для студентов
Одной из важнейших форм организации учебного процесса наряду с лекциями и семинарскими занятиями является самостоятельная работа. В современных условиях, когда постоянно растёт поток научной информации, будущему бакалавру юриспруденции важно научиться ориентироваться в содержании развивающейся науки «Юридическая психология», творчески мыслить, на основе самостоятельного труда расширять и углублять запас знаний.
Высшее образование сегодня должно ориентироваться на овладение будущими юристами системой эмпирических и фундаментальных теоретических знаний в области юридической психологии.
Российское образование постепенно включается в систему мировых стандартов, поэтому мы можем ориентироваться на ключевые компетенции в соответствии с ФГОС ВПО. В ходе изучения юридической психологии студентам необходимо:
1. Изучать: взаимосвязь новых знаний с ранее полученными при изучении гуманитарных и юридических дисциплин, упорядочивать их; уметь находить решение новых проблемных ситуаций.
2. Искать: запрашивать различные базы данных, в том числе электронных, уметь извлекать из них информацию; обрабатывать и классифицировать полученные данные при подготовке к семинарским занятиям, выполнении групповых и индивидуальных заданий. Подбирать материал для презентационных проектов.
3. Думать: занимать обоснованную позицию в дискуссии и формировать своё собственное мнение; видеть и оценивать значимость анализируемых практических ситуаций.
4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения.
5. Приниматься за дело: включаться в проекты; вносить свой вклад в коллективную работу группы;
6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии; доказывать гибкость решений перед лицом новых изменений; не пасовать перед трудностями; уметь находить новые решения.
В связи с этим целью и задачей самостоятельной работы является развитие интеллектуальных возможностей и способностей, которые должны стать субъектом индивидуального освоения юридической психологии. Умение правильно организовать свою работу позволит заложить основу профессиональной компетентности.
Непосредственное содержание самостоятельной работы определяется основанной на рабочей учебной программе системой заданий по дисциплине «Юридическая психология».
Задания различной степени сложности и рассчитаны на углубление знаний, осмысление закономерностей, обобщение явлений и фактов, развитие интереса к изучаемой дисциплине.
В зависимости от содержания материала и цели задания предусматриваются различные виды самостоятельной работы:
Ø Конспектирование научной литературы.
Ø Составление аннотаций к статьям из научных журналов.
Ø Составление таблиц.
Ø Составление развёрнутых планов ответа.
Ø Разработка схем.
Ø Составление библиографии по отдельным проблемам.
Ø Выполнение творческих заданий.
Ø Подготовка презентаций.
Ø Анализ видео материалов и др.
Рекомендуется следующий порядок выполнения задания:
1.Приготовьте тетрадь или папку с файлами для самостоятельной работы, материалы лекции, основные учебники и учебные пособия.
2. Восстановите в памяти лекционный материал и прочитайте соответствующие разделы учебников.
3.Внимательно прочитайте задание, подберите рекомендованную литературу (в том числе в электронных версиях).
4. Изучите необходимые исследования.
5. Приступите к выполнению задания; оформите его письменно.
6. В случае затруднений обратитесь за консультацией к преподавателю. При выполнении заданий творческими группами руководитель группы распределяет « роли» и виды работы для каждого члена группы с учетом их наклонностей и пожеланиями. После выполнения задания определяется степень участия каждого в подготовке задания и выставляются баллы от одного до трех.
Также предусматриваются различные виды контроля и отчётности студентов перед преподавателем:
1. Ответы по выполненным заданиям на семинарских занятиях;
2. Индивидуальные собеседования с преподавателем;
3. Проверка выполненных письменных заданий.
Преподаватель учитывает качество выполненных заданий при выставлении промежуточных баллов (рубежному контролю), а также итоговых баллов по результатам изучения юридической психологии.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие № 1.