Функции судебной власти и соотношение рассмотрения дела судом по существу и судебного контроля.
Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ за соответствием Конституции РФ широкого круга нормативных актов государственных органов Российской Федерации и ее субъектов, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся в ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судебный контроль за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц (нормоконтроль) осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с их подсудностью. Разрешение судами гражданских дел об оспаривании законности актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, позволяет улучшить нормотворческую и правоприменительную деятельность органов власти различных уровней и должностных лиц, способствует усилению прав граждан и юридических лиц.
Судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов исполнительной власти и должностных лиц осуществляется посредством рассмотрения жалоб и заявлений на действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц и государственных служащих всех уровней. В настоящее время любые решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию могут быть обжалованы в суд.
Судами общей юрисдикции, кроме того, осуществляется судебный контроль за законностью действий органов исполнительной власти в досудебных стадиях уголовного судопроизводства посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права граждан (ч.2 ст. 29 УПК РФ).
Предметом постоянного и особого внимания судебной власти является формирование судейского корпуса. Подбор кандидатов на судейские должности осуществляется соответствующими квалификационными коллегиями судей весьма тщательно, с тем, чтобы исключить возможность появлении в сфере правосудия недостойных лиц, не обладающих высокими профессиональными качествами.
Судебная власть в лице высших судебных органов в Российской Федерации активно использует свое право законодательной инициативы по вопросам ведения. Многие законопроекты, подготовленные Верховным Судом РФ, направлены на совершенствование работы судов, процедуры судопроизводства, повышение независимости, самостоятельности судей, укрепление их статуса, о внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс Российской Федерации об административных правонарушения и другие законы были приняты Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Важнейшая функция судебной власти – разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики. Эта функция направлена на обеспечение единства судебной практики, а следовательно, и защиту прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и других лиц. Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ реализуют эту функции посредством разъяснений Пленумом вопросов судебной практики, которые оформляются его постановлениями. Например, за последние пять лет Пленумом Верховного Суда Российской Федерации с учетом возникших в судебной практике многочисленных вопросов принято более 40 таких постановлений.[7]
Функция обеспечение судебной деятельности направлена на создание условий для нормального функционирования судебной власти, укрепление самостоятельности судов, независимости судей. Она осуществляется аппаратом Верховного Суда РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ посредством реализации мероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера.
Все это свидетельствует о том, что судебная власть, обладая столь значимыми полномочиями, представляет собой равновесную ветвь среди других ветвей государственной власти. Такое положение судебной власти стало возможным только при разделении государственной власти на три самостоятельные ветви – законодательствую, исполнительную и судебную.
Судебная власть основана на праве (положениях Конституции РФ и федеральных законах) и реализуется путем применения норм права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда.
Судебная власть – это предоставленные судом, как специальным органом государства, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений.
Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебной власти в утверждении конституционной законности, с расширением объема полномочий судебной власти в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих не только в отношениях между физическими и юридическими лицами, но и во взаимоотношениях различных ветвей власти при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления.