Кафедра «Конституционное, административное и муниципальное право»
Кафедра «Конституционное, административное и муниципальное право»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ
ПРАКТИКАМ
МИАСС 2017
ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»
(национальный исследовательский университет)
Кафедра «Конституционное, административное и муниципальное право»
Х410.2.я7
Г203
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО УЧЕБНОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ
ПРАКТИКАМ
Под редакцией д.ю.н, профессора С.Г. Соловьева
МИАСС 2017
ББК Х410.2.я7
Г203
Одобрено
Учебно-методической комиссией
факультета Экономики, управления, права
ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)»
Рецензент: к.ю.н., доцент Лукьянов В.А.
Составители:
Соловьев С.Г., Четвергова А.В., Орешкина В.Н., Дубровин О.В., Абушенко Д.Б.
Методические указания по учебной, производственной и преддипломной практикам: методические указания / С.Г. Соловьев, А.В. Четвергова, В.Н. Орешкина, О.В. Дубровин, Д.Б. Абушенко; под ред. С.Г. Соловьева. – Миасс, 2017. – 48 с.
В методических указаниях освещаются теоретические и практические вопросы, связанные с прохождением, оформлением и защитой практик студентами, обучающимися по направлению «Юриспруденция». Учтены требования правовых актов, регламентирующих процедурные вопросы защиты практик, а также практический опыт защит учебной, производственной и преддипломной практик, накопленный факультетом Экономики, управления, права Южно-Уральского государственного университета.
Методические указания подготовлены сотрудниками кафедры «Конституционное, административное и муниципальное право» Южно-Уральского государственного университета.
Предназначены в помощь студентам, обучающимся по направлению подготовки «Юриспруденция», содержат программы отдельных видов практик (учебной, производственной, преддипломной) в правоохранительных органах и иных юридических службах, рекомендации по защите практики, составлению документов практики, примерный перечень и образцы документов, представляемых на защиту.
ББК Х410.2.я7
© ФЭУП ЮУрГУ, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................5
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.....................................................................6
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ……………………………………………………9
ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ КАФЕДРЫ ……………………....9
ПОЛНОМОЧИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ ……………....10
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА…………………………….11
ФУНКЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК………...……………..................11
Учебная практика……………………………………………………………………............11
Производственная практика………………………………………………………………...12
Преддипломная практика.......................................................................................................17
Место и время проведения учебной, производственной
и преддипломной практик...............................................................................................…………...19
Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения
учебной, производственной и преддипломной практик……………………….………………..20
Структура и содержание учебной, производственной
и преддипломной практик...........................................................................……….………………..25
ОСОБЕННОСТИ, СВЯЗАННЫЕ СО СПЕЦИФИКОЙ МЕСТ
ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИК..……………………………………………………………………..27
Практика в арбитражных судах, федеральных судах общей юрисдикции и у
мировых судей....…………………………………………………………….........…………27
Практика в органах прокуратуры.………………………………………………………….28
Практика в службе судебных приставов (ССП) …………………………………………..28
Практика в нотариальной конторе ………………………………………………………...29
Практика в юридической службе (отделе) Организации ………………………………..30
Практика в налоговых органах …………………………………………………………….30
Практика в Управлении Росреестра по Челябинской области …………………………..31
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные
технологии, используемые на практике.…………........................................................……....….31
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРАКТИК.…………………………………………………………....……………………………..32
Учебно-методическая документация.……………………………………………………...32
Материально-техническое обеспечение практик …………………………....…………...34
Перечень примерных тем индивидуальных работ ……………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ....................…………………...……...........................................................36
ВВЕДЕНИЕ
Практика студентов высшего учебного заведения является составной и неотъемлемой частью специальной подготовки в области юриспруденции, представляет собой один из видов учебных занятий, проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»).
Сроки и виды практики, ее содержание и форма организации определяются учебным планом университета, разработанным в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Практическая подготовка студентов юридической специальности является важным средством соединения образовательного процесса с практической деятельностью, важнейшей составной частью профессиональной подготовки, способствует профессиональному становлению студентов, овладению профессиональными знаниями, проверяет их готовность к самостоятельной работе, воспитывает в них ответственность за порученное дело, формирует профессионально-значимые качества личности. Во время практики студент более наглядно, чем в теоретическом курсе, уясняет властный характер правоприменительной деятельности. Практика сохраняет в себе черты, органически присущие процессу обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт в равной степени обязателен для студентов очной и заочной форм обучения. Следовательно, дифференциация среди студентов в отношении учебной, производственной и преддипломной практики не допускается: практика является обязательной для всех студентов.
В системе формирования знаний бакалавра практика должна быть организована в направлении от привлечения первокурсника к простым и доступным ему видам работы (наблюдение, отбор фактов и данных для анализа и т.д.) до полномасштабной практики на старших курсах, где ее содержание и объем соответствует реальным требованиям образовательного учреждения.
В результате освоения основной образовательной программы студент должен обладать следующими компетенциями:
общекультурными (ОК):
– способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
– способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
общепрофессиональными (ОПК):
– способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);
– способностью работать на благо общества и государства (ОПК-2);
– способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);
– способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);
– способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);
профессиональными (ПК):
– в правоприменительной деятельности:
– способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-4);
– способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
– владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
– в экспертно-консультационной деятельности:
– способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);
– способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПРАКТИКИ
Проходя практику, студент должен отработать необходимый перечень вопросов, связанных с осуществлением юридической деятельности. Такой перечень определяется с учетом:
– функциональных обязанностей конкретного должностного лица;
– специфики деятельности Организации, где студент проходит практику.
В обязательном порядке студент должен:
– изучить нормативные правовые акты, в соответствии с которыми функционирует Организации, принципы ее работы, цели и задачи;
– ознакомиться со структурой данной Организации;
– изучить статистические данные по видам осуществляемой Организацией юридической деятельности (с учетом специфики), практику применения правовых норм;
– ознакомиться с планированием работы Организации;
– ознакомиться с деятельностью ее подразделений;
– изучить порядок ведения делопроизводства;
– принять участие в подготовке и составлении процессуальных документов;
– изучить порядок работы с гражданами и их обращениями;
– изучить формы и алгоритм взаимодействия данной Организации (подразделения) с другими органами, осуществляющими юридическую деятельность.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
Перед началом прохождения практики студент должен своевременно согласовать с руководителем практики от кафедры место прохождения практики, после чего внимательно изучить методические рекомендации по прохождению практики и соответствующие нормативные правовые акты, для того чтобы быть подготовленным к прохождению практики, к решению конкретных юридических вопросов.
По прибытии в Организацию, где предстоит пройти практику, студент обязан представиться руководителю Организации, предъявить направление и документ, удостоверяющий личность, согласовать с ним порядок прохождения практики в данной Организации.
При прохождении практики студент обязан:
– составить рабочий план прохождения практики;
– добросовестно и качественно в установленные сроки и в полном объеме выполнять программу практики, все указания руководителя практики от организации;
– изучать законы и подзаконные акты, касающиеся деятельности организации, в которой осуществляется практика;
– систематически вести записи в дневнике, отражая ежедневную практическую работу;
– соблюдать трудовую (служебную) дисциплину и установленный порядок в Организации;
– быть организованным, трудолюбивым, дисциплинированным, выдержанным, строго соблюдать законность;
– выполнять относящиеся к практике указания руководителя практики от организации;
– изучать и собирать необходимые для защиты практики материалы и документы;
– ставить перед руководителем практики от кафедры вопрос об изменении места ее прохождения, если руководство практикой со стороны Организации должным образом не обеспечивается;
– по окончании практики подготовить письменный отчет с приложением необходимых документов и материалов и представить руководителю практики от кафедры;
– в случае непредставления соответствующих документов в указанный срок лично объяснить руководителю практики причину невыполнения требований.
Запрещается принятие студентом-практикантом любых решений без предварительного согласования с непосредственным руководителем практики на местах.
Студент имеет право:
– на рабочее место для выполнения служебных функций;
– знакомиться с документами и материалами, предусмотренными программой практики;
– обжаловать указания руководителя практики от организации об использовании студентов не по назначению;
– вносить предложения по совершенствованию организации практики и деятельности Организации, в которой он проходит практику.
Если в период практики студент был болен, он должен в дневнике указать период болезни и подтвердить этот факт справкой из лечебного учреждения. Неотработанные вопросы программы должны быть освоены в оставшийся период практики.
ФУНКЦИИ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ,
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИК
Учебная практика
Цель учебной практики – получение первичных профессиональных умений и навыков.
В процессе прохождения практики происходит закрепление и углубление теоретических знаний, путем изучения работы правоохранительных органов, судов, юридических служб организаций и учреждений, в том числе оказывающих юридическую помощь; улучшение качества профессиональной подготовки студентов; получение ими представления о практической деятельности органов прокуратуры и суда, юридических служб организаций и учреждений; приобретение ими навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности органов внутренних дел, прокуроров, судей, нотариусов, адвокатов и иных работников правоохранительных органов; психологическая адаптация к условиям работы в правоохранительных органах; формирование профессиональной этики юриста; формирование у студентов первичных практических навыков и необходимых компетенций.
Задачами учебной практики являются:
1) углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин;
2) подготовка к осознанному и углубленному изучению профессиональных дисциплин;
3) приобретение первичных профессиональных умений и навыков;
4) знакомство, получение общих представлений о работе организации, о выпуске продукции и производственных процессах на промышленных предприятиях.
Место учебной практики в структуре подготовки бакалавра
Практика является составной частью учебного плана подготовки бакалавра. Практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических учебных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и творческих заданий в Организации, соответствующей характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся. Практика направлена на приобретение студентами умений и навыков по избранному ими направлению. Объемы практики определяются учебным планом по направлению подготовки, составленным в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Б.1.11.01 Конституционное (государственное) право России В.1.06 Правоохранительные органы Б.1.08 Теория государства и права | Б.1.12 Административное право Б.1.15.01 Уголовное право (общая часть) ДВ.1.02.01 Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым для прохождения данной практики и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Дисциплина | Требования |
В.1.06 Правоохранительные органы | Знать: структуру правоохранительных органов Российской Федерации; Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; применять нормативные правовые акты; Владеть: культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе. |
Б.1.08 Теория государства и права | Знать: основные положения теории государства и права; Уметь: применять нормативные правовые акты; использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; Владеть: культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе. |
Б.1.11.01 Конституционное (государственное) право России | Знать: основы конституционного строя; основные права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство. Уметь: применять нормативные правовые акты; Владеть: культурой поведения, готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе. |
Производственная практика
Производственная практика студентов также является одной из частей учебного процесса, обеспечивающей закрепление и углубление знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса, совершенствование и приобретение практических навыков будущей профессии.
Цель производственной практики – получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Производственная практика направлена на:
– формирование устойчивых профессиональных компетенций через активное участие студента в деятельности Организации;
– формирование способности самостоятельно и качественно выполнять задачи на занимаемой должности;
– принятие обоснованного решения;
– закрепление и систематизация полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла;
– овладение необходимыми навыками и умениями по выбранному профилю подготовки.
Задачами производственной практики являются:
1) углубление, расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин на основе изучения реальной деятельности Организации, где осуществляется практика;
2) изучение прав и обязанностей работников Организации, документации, действующих стандартов, положений и инструкций, правовых основ безопасности жизнедеятельности в Организации, планирования производства, системы материально-технического обеспечения;
3) выполнение (дублирование) функций работников Организации;
4) формирование у студента целостной картины будущей профессии;
5) развитие профессиональной рефлексии.
Место производственной практики в структуре подготовки бакалавра
Поскольку производственная практика является составной частью учебных программ, она имеет большое значение в подготовке квалифицированных юристов. Практика направлена на закрепление студентами умений и навыков по избранному ими направлению. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие академические задолженности по результатам экзаменационной сессии.
Производственная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, базируется на освоении дисциплин, относящихся к циклам общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, дисциплин направления, а также к циклу специальных.
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ учебного плана | Перечень последующих дисциплин, видов работ |
Б.1.14 Гражданский процесс | Б.1.22 Арбитражный процесс |
Б.1.13.02 Гражданское право (особенная часть) | Б.1.27 Налоговое право |
Б.1.23 Криминалистика | В.1.08 Криминология |
В.1.10 Организация судебной деятельности | ДВ.1.03.01 Конкурсное право |
Б.1.16 Уголовный процесс | |
Б.1.15.02 Уголовное право (особенная часть) |
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Дисциплина | Требования |
Б.1.14 Гражданский процесс | Знать: формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, понятие и сущность гражданского процессуального права, предмет, метод источники гражданского процессуального права, принципы осуществления правосудия в РФ, гражданские процессуальные правоотношения, понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи, виды гражданского судопроизводства, содержание основных категорий, институтов, стадий гражданского судопроизводства; Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями, отработать практические навыки составления процессуальных документов, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, анализировать проблемы, возникающие при применении гражданских процессуальных норм, анализировать правовые ситуации с позиции различных субъектов, участвующих в судопроизводстве, разбираться в практике применения норм гражданского процессуального права судами общей юрисдикции и мировыми судьями; Владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными актами, навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений, принятия необходимых мер зашиты прав человека и гражданина, практическими навыками составления процессуальных документов, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. |
Б.1.13.02 Гражданское право (особенная часть) | Знать: основные институты гражданского обязательственного права; источники правового регулирования обязательственных отношений; понятие и виды обязательств, их систему, субъектов, форму и содержание; наследование собственности граждан; авторское право; патентное право на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы гражданского законодательства; совершать юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых обязательств; составлять проекты отдельных видов договоров; анализировать установление существенных условий обязательства; анализировать законность формы и содержания договора; разрешать преддоговорные споры; определять вид гражданско-правовой ответственности и размер соответствующих санкций и возмещения убытков. Владеть: цивилистической терминологией и понятиями основных правовых институтов гражданского права; навыками правоприменения; навыками составления гражданско-правовых документов; навыками защиты гражданских прав. |
Б.1.23 Криминалистика | Знать: нормативную базу квалификации преступлений; прецедентную практику квалификации преступлений; правила и пределы толкования статей Уголовного кодекса Российской Федерации, где определяются составы преступлений; методику решений практических задач применения норм материального и процессуального уголовного права при квалификации преступлений; порядок оформления вывода о квалификации преступлений в правоприменительных актах. Уметь: правильно толковать и квалифицированно применять уголовно-правовые предписания; формулировать обоснованные и убедительные предложения и рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правового регулирования общественных отношений; проводить научные исследования практически значимых проблем правоприменения по уголовным делам. Владеть: навыками применения норм уголовного законодательства; навыками работы с нормативно-правовыми актами и аналитическими материалами, регулирующими вопросы квалификации преступлений; представлением о достижениях судебной практики по уголовным делам и перспективах развития уголовного законодательства |
В.1.10 Организация судебной деятельности | Знать: основные принципы обеспечения соблюдения законодательства субъектами права; основные принципы принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом; основные принципы принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом. Уметь: использовать основные принципы обеспечения соблюдения законодательства субъектами права; использовать основные принципы принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом. Владеть: навыками использования основных принципов обеспечения соблюдения законодательства субъектами права; навыками использования основных принципов принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом. |
Б.1.16 Уголовный процесс | Знать: основные положения действующего уголовно-процессуального права, источники уголовно- процессуального права, основные положения постановлений Верховного и Конституционного Судов РФ, тенденции и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства, требования, предъявляемые законом к уголовно-процессуальной деятельности и её результатам, права и обязанности основных участников уголовного судопроизводства, особенности производства на отдельных стадиях уголовного процесса и по отдельным категориям уголовных дел, типичные ошибки практики расследования и рассмотрения уголовных дел, способы выявления, преодоления и предотвращения ошибок. Уметь: анализировать уголовно-процессуальные нормы, применять уголовно-процессуальные нормы к конкретной практической ситуации, использовать знание закона для защиты прав и законных интересов граждан, аргументировать (устно и письменно) свою позицию по спорным вопросам теории и практики уголовного судопроизводства, обоснованно формулировать претензии к качеству нормативно-правовых актов. Владеть: представлением о теоретических и практических проблемах, касающихся нормативной регламентации уголовно-процессуальной деятельности, перспективах развития российского законодательства об уголовном судопроизводстве, навыками самостоятельного анализа правовой ситуации и применимых к ней правовых норм, приемами ведения спора (доказывания и опровержения). |
Б.1.15.02 Уголовное право (особенная часть) | Знать: структуру и систему Особенной части уголовного права; принципы квалификации преступлений, значение квалификации; общую характеристику составов преступлений, указанных в Особенной части Уголовного кодекса; зарубежное уголовное право. Уметь: применять теоретические знания на практике: правильно толкуя и применяя нормы уголовного закона Российской Федерации к конкретным жизненным фактам квалифицировать преступления. Владеть: навыками: ясно и грамотно выражать свои мысли, обосновывать собственную точку зрения по уголовно–правовой проблематике, формулировать соответствующие выводы; увязывать теоретические положения науки уголовного права с практикой, действующим законодательством; использовать при ответах на экзамене данные других юридических наук. |
Преддипломная практика
Преддипломная практика студентов является заключительной частью учебного процесса, обеспечивающей закрепление и углубление знаний, полученных студентами в ходе учебного процесса, совершенствование и приобретение практических навыков будущей профессии.
Цель преддипломной практики – получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Преддипломная практика направлена на:
– формирование устойчивых профессиональных компетенций через активное участие студента в деятельности Организации;
– формирование способности самостоятельно и качественно выполнять задачи на занимаемой должности;
– принятие обоснованного решения;
– закрепление и систематизация полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла;
– овладение необходимыми навыками и умениями по выбранному профилю подготовки.
Задачами преддипломной практики являются:
1) углубление, расширение, систематизация и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении профессиональных дисциплин на основе изучения реальной деятельности Организации, где осуществляется практика;
2) изучение прав и обязанностей работников Организации, документации, действующих стандартов, положений и инструкций, правовых основ безопасности жизнедеятельности в Организации, планирования производства, системы материально-технического обеспечения;
3) выполнение (дублирование) функций работников Организации;
4) формирование у студента целостной картины будущей профессии;
5) развитие профессиональной рефлексии;
6) формулирование темы выпускной квалификационной работы.
Место преддипломной практики в структуре подготовки бакалавра
Поскольку преддипломная практика является составной частью учебных программ, она имеет большое значение в подготовке квалифицированных юристов. Практика направлена на закрепление студентами умений и навыков по избранному ими направлению. Организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
К прохождению практики допускаются студенты, не имеющие академические задолженности по результатам экзаменационной сессии.
Преддипломная практика является обязательной и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, базируется на освоении дисциплин, относящихся к циклам общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, дисциплин направления, а также к циклу специальных.
Перечень предшествующих дисциплин, видов работ учебного плана |
ДВ.1.04.01 Наследственное право и нотариат |
В.1.13 Практикум по виду профессиональной деятельности |
ДВ.1.09.02 Экспертиза в юридическом (гражданском) процессе |
Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин:
Дисциплина | Требования |
ДВ.1.04.01 Наследственное право и нотариат | Знать: общие положения о наследовании, особенности правового статуса правопреемников, очередность наследования, способы принятия и отказа от наследства, организацию и функционирование системы органов нотариата, сущность основных нотариальных действий. Уметь: оперировать понятиями и категориями дисциплины «Наследственное право и нотариат», анализировать, толковать и правильно применять нормы, принимать решения и совершать юридические действия. Давать квалифицированные юридические заключения по вопросам наследования и нотариального оборота; правильно составлять и оформлять нотариальные документы. Владеть: навыками работы с правовыми актами, содержащими нормы наследственного и нотариального права, анализа соответствующих отношений. |
В.1.13 Практикум по виду профессиональной деятельности | Знать: структуру организации и методы работы организации, учреждения; правила работы с документами, в том числе содержащими сведения, составляющие государственную, коммерческую или служебную тайну по месту прохождения практики. Уметь: пользоваться методическими пособиями и компьютерными базами данных организации; пользоваться нормативной и служебной литературой. Владеть: способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы; владеть необходимыми навыками профессионального общения. |
ДВ.1.09.02 Экспертиза в юридическом (гражданском) процессе | Знать: источники гражданского процессуального права, принципы осуществления правосудия в РФ, виды гражданского судопроизводства, содержание основных стадий гражданского судопроизводства; виды экспертиз в гражданском судопроизводстве; правоспособность экспертов в гражданском судопроизводстве. Уметь: оперировать понятиями и категориями гражданского судопроизводства; анализировать, толковать и правильно применять нормы, принимать решения и совершать юридические действия, давать квалифицированные юридические заключения; правильно составлять и оформлять документы. Владеть: юридической терминологией, навыками работы с нормативными актами, навыками анализа различных правовых явлений и правовых отношений, принятия необходимых мер зашиты прав человека и гражданина, практическими навыками составления процессуальных документов, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. |
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике
При прохождении практики используются традиционные научные технологии, а также специальные методики проведения научных и практических исследований в юриспруденции (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод опроса, статистический и др.).
При проведении практики используются следующие образовательные технологии:
– индивидуальное и коллективное консультирование;
– ознакомление студентов с базой практики, с применением слайд-презентации, непосредственно перед выходом на практику;
– подготовка и публичная защита студентами проектных и стендовых докладов по результатам практики;
– дистанционное консультирование студентов непосредственно во время практики.
За время прохождения практики студент должен выполнить самостоятельно следующие задания:
– изучить статус (правовое положение) Организации, ее цели и задачи организации, связи подчиненности (система взаимодействия с другими органами управления, хозяйствующими субъектами), историю становления и развития;
– изучить правила делопроизводства, принципы организации и основные направления деятельности, полномочия принимающей Организации;
– изучить организационную структуру принимающей Организации;
– изучить права, обязанности и функции основных структурных подразделений (органов управления) и должностных лиц;
– провести анализ соответствия выполняемым служебным (уставным) функциям и задачам;
– изучить и составить картотеку основных нормативных правовых актов:
а) регулирующих деятельность базы практики;
б) часто применяемых сотрудниками практики в своей работе;
– изучить практику применения законодательства Организацией, где проходил практику;
– изучить судебную практику (в зависимости от тематики научного исследования);
– выявить основные проблемы в правоприменительной деятельности базы практики и выработать собственные предложения по их устранению;
– иные задания, в зависимости от тематики научных исследований.
Для выполнения студентами указанных заданий Университет обеспечивает свободный доступ практикантов к библиотечным фондам и базам данных вуза и кафедры.
Все необходимые методические материалы размещаются в свободном доступе на образовательном портале факультета. На период практики назначаются руководители, отвечающие за своевременное решение всех вопросов, возникающих в процессе самостоятельной работы студентов и консультировании студентов по выполнению научно-исследовательской работы во время практики. Составляется и доводится до сведения студентов график индивидуальных консультаций руководителей практики от кафедры. Практиканты обеспечива